kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Костюм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Становление и развитие личности на национальной основе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Костюм»

Конспект урока ИЗО в 5-м классе.

Тема: «Русский народный костюм»

Учитель: Исаова Х.А.

МБОУ СОШ №2 с.Кизляр Моздокского района РСО – Алания.

ЦЕЛЬ: Становление и развитие личности на национальной основе.

ЗАДАЧИ

1. Продолжать осуществлять знакомство с традиционной культурой и искусством России. Дать представление о русском национальном костюме. Учить рисовать фигуры людей в русских национальных костюмах и монтировать их в панно «В русской избе»
2. Развивать творческое воображение, художественный вкус и художественные способности, чувство цвета, ритма.
3. Воспитывать интерес к русской истории, культуре, быту; чувство национального достоинства; любовь к своему народу, стране.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД

1. Картинки с изображением людей в русских национальных костюмах.
2. Таблицы женских и мужских русских национальных костюмов.
3. Работы детей.
5. Репродукции картин Б.Кустодиева «Праздники в деревне», М.В. Венецианова «На пашне. Весна», М.В. Васнецова «Аленушка».
6. Кроссворд «Одежда».

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Записи русских народных песен.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Интерактивная доска, карточки с изображением людей в русских народных костюмах, шаблоны фигур людей в русских костюмах, карточки с заданиями в качестве блиц опроса.

Гуашь, кисти, тряпочки, баночка с водой, простой карандаш, ножницы, клей.

ПЛАН УРОКА

1.

Организационный момент.

 

1мин

2.

Повторение ранее изученного материала.
Сообщение темы и задач урока.

 

7 мин.

3.

Сообщение нового материала.

 

9 мин.

4.

Объяснение способов работы.

 

2 мин.

 

Физкультминутка.

 

1 мин.

5.

Практическая творческая деятельность учащихся.

 

23мин.

6.

Анализ работ. Подведение итогов урока.

 

2 мин

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, дорогие друзья!

А сейчас подумайте, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу и гостям. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.

II. Повторение ранее изученного материала. Сообщение темы и задач урока

- Ребята, над какими темами мы работали на прошлых уроках изо.

Надеюсь, вы хорошо усвоили материал прошлых уроков. Так ли это, мы сейчас проверим. Предлагаю вашему вниманию кроссворд.

1 прялка

2 солнце

3 красный

4. лопасть

5. люлька

6. символы

1. Неизменная спутница крестьянских женщин, которая передавалась из поколения в поколения.

2. Один из символов в древнем народном искусстве. 
3. Святой угол в доме.
4. Элемент прялки.
5. Предмет для сна новорожденного.
6. Что использовали люди в древности для защиты себя и своего жилища.


Вы справились с заданием, значит были внимательны при изучении интерьера русской избы. И вы видите ключевое слово урока – КОСТЮМ.

-Чтобы лучше понять нашу тему, поработаем в группах. Развернитесь к своим одноклассникам, на столах лежат конверты с пазлами, соберите картинку и как будете готовы, один человек из группы подходит к моему столу, и выбирает тот рисунок, который у вас получился, крепит на доску и называет название костюма.

- Какую страну, представляют эти нарядные, красочные костюмы. Все эти народы живут на одной территории. (Россию)

- А мы из всех представленных красочных костюмов сегодня выбираем РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.




III. Сообщение нового материала

Русский народный костюм и основные его элементы:

Послушайте, пожалуйста, сообщения учащихся.

1 ученик

Рассмотрим Русский мужской костюм на репродукции картины Бориса Кустодиева «Деревенский праздник».

Костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Обратите внимание. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

Обязательной частью одежды русских крестьян были штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили одежду из дорогой ткани. А простой люд – из простой и доступной ткани. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Поверх рубахи надевали зипун- верхняя одежда, а на голову – шапку из сукна либо войлока.

Учитель

Особенности русского женского костюма - не подчеркивать формы тела. По форме простые и свободные, но богатые цветовой гаммой и отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. Вышивка служила и украшение костюма и защитой от злых сил, Обычно вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда духи зла могли проникнуть к телу). Для того, чтобы обезопасить человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Есть два основных вида женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой. Как выглядела Рубаха с поневой вы узнаете из учебника, это и будет вашим д/з.

А сегодня рассмотрим Рубаху с сарафаном.

На женской рубахе так же присутствует вышивка. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, канителью и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части. Самый красивый сарафан считался красного цвета. КРАСНЫЙ и КРАСИВЫЙ раньше считались однозначными. А в холода на сарафан надевали– душегрейку.

Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он являлся оберегом. Пояса могли быть как тканые, так и вязаные.

Детская одежда древних славян была одинакова для мальчиков и для девочек и состояла из длинной, до пят, полотняной рубахи (показ).



2 ученик

Женский костюм не обходился без головного убора. В старину замужней женщине нельзя было появляться на людях с непокрытой головой, волосы следовало заплетать в две косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор.

Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Кроме платков существовали еще повойник, кокошник, сорока (показ).

А маленькие девочки повязывали на голову ленты.

Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки заплетали низко на затылке одну косу. Коса свободно ниспадала из-под головного убора. По праздникам девичья коса украшалась лентами.

IV. Объяснение способов работы

Ребята, вот вы и узнали о том, какой была национальная одежда наших предков. А теперь вам предстоит нарисовать людей в русских народных костюмах. Я вам раздаю шаблоны , по которым вы обведете фигуру человека, затем нарисуете и украсить наряд. Символы, которые использовали в украшениях представлены на доске. Выбор за вами, кого вы нарисуете, женщину или мужчину. А к украшению костюма постарайтесь подойти творчески, проявляйте фантазию.

После того, как фигуры людей будут готовы, аккуратно вырежьте их и красиво расположите на панно. Клеем мажьте края фигур. Помните о перспективе: крупные фигуры располагайте на ближнем плане, а более мелкие – на дальнем.

Физкультминутка

Встаньте около своих столов, расправьте плечи. Поверните голову направо, посмотрите на одноклассников, улыбнитесь им. А теперь посмотрите на своих товарищей слева, улыбнитесь им. Потрите ладошки друг о дружку, согревая их и тем самым подготавливая их к работе.

V. Практическая творческая деятельность учащихся

Еще раз улыбнитесь, помните, что хорошее настроение – это залог успеха. Удачи вам в работе. А помогут вам справиться с заданием записи русских народных песен.

VI. Анализ работ, подведение итогов урока

Ребята, какие фигуры людей вам понравились больше всего? Правильно ли переданы элементы костюма? Чей орнамент на костюме вам понравился? Удачно ли вмонтированы фигуры людей в общую композицию?

Что же нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились? Что запомнилось больше всего?

У вас на столах лежат карточки с таблицей, оцените свою работу на уроке.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Костюм

Автор: Исаова Хадижат Амировна

Дата: 17.11.2016

Номер свидетельства: 359728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок изобразительного искусства на тему: «Русский народный праздничный костюм»  в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-russkii-narodnyi-prazdnichnyi-kostium-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "116590"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412527464"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Русский народный костюм и женские образы в русских сказках с изображением костюма в рисунке. "
    ["seo_title"] => string(102) "russkii-narodnyi-kostium-i-zhienskiie-obrazy-v-russkikh-skazkakh-s-izobrazhieniiem-kostiuma-v-risunkie"
    ["file_id"] => string(6) "224725"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439112464"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Музейный урок Русский народный костюм "
    ["seo_title"] => string(39) "muzieinyi-urok-russkii-narodnyi-kostium"
    ["file_id"] => string(6) "113803"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053540"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка классного часа на тему "Костюм казака и казачки""
    ["seo_title"] => string(79) "mietodichieskaia_razrabotka_klassnogho_chasa_na_tiemu_kostium_kazaka_i_kazachki"
    ["file_id"] => string(6) "399635"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1489345853"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Внеклассное мероприятие по трудовому обучению «Традиционные костюмы народов Прикамья » "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-trudovomu-obuchieniiu-traditsionnyie-kostiumy-narodov-prikam-ia"
    ["file_id"] => string(6) "247396"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446554415"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства