Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя полученные впечатления;
Научить новому способу получения изображения - граттажу, путем процарапывания готового тонированного листа острой палочкой;
Формировать навыки сотрудничества друг с другом, умение анализировать проделанную работу;
Развивать композиционные умения; творчество в создании композиции рисунка;
Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.
Материалы и оборудование: презентация к занятию, экран для показа презентации, ноутбук, разноцветные звезды из бумаги, острые деревянные палочки по количеству детей, тонированные листы бумаги для парной работы, влажные салфетки.
Предварительная работа. Предварительно заготовить листы бумаги для парной композиции (плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносить тушь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Просмотр иллюстраций, беседа о планетах солнечной системы.
Ход.
I Часть.
Педагог:
Океан бездонный, океан бескрайный,
Безвоздушный, темный и необычайный.
В нем живут Вселенная, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть планеты.
Педагог: ребята, как вы думаете, о чем эта загадка? (О космосе).
С древних времен, когда еще не было космических аппаратов, люди наблюдали за звездами и очень хотели узнать, что таит в себе бескрайнее звездное небо. При помощи чего, чего люди наблюдали за космосом в древности? (При помощи телескопа).
Верно, для изучения космоса люди использовали специальные приборы – телескопы. А люди, изучающие звезды, назывались астрономами.
С тех пор, ученые придумали много других способов для исследования космоса.
Кто из вас знает, как исследуют космос в наше время?
(Ответы детей.)
Педагог: верно, космос изучают с помощью мощных телескопов, спутники отправляют фотографии планет и звезд на Землю. В космосе на орбитальных станциях работают космонавты. А вы, ребята, хотели бы отправиться в путешествие по Солнечной системе? Тогда, я приглашаю вас на космическую экскурсию. Прошу вас занять места в нашем космическом корабле.
Внимание! До старта осталось 5 секунд. Начинается обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 … Пуск!
(Звук взлетающего космического корабля).
Педагог: наш корабль покинул планету Земля и находится в Солнечной системе.
В центре Солнечной системы находится солнце, а вокруг него движется 8 планет. Ребята, а что вы знаете о солнце?
Ответы детей.
Верно, солнце это большая горячая звезда. Без него жизнь на Земле была бы невозможна.
Внимание, я вижу 1 планету. Она самая маленькая среди планет солнечной системы и находится ближе всех к солнцу. Как она называется? (Меркурий).
Впереди еще одна планета. Ее называют «сестрой Земли». На ней дуют самые сильные ветра. Какая это планета? (Венера).
А вот перед нами планета красного цвета. Как она называется? (Марс).
А почему Марс называют красной планетой?
(Поверхность Марса покрыта красным песком, а в его составе много железа).
Внимание! Перед нами планета голубого цвета? Как она называется? (Земля).
Верно, это наша любимая планета Земля. Как вы думаете, почему из космоса она кажется голубой?
Ответы детей. (Потому, что на ее поверхности много морей и океанов).
Ребята, какие еще планеты Солнечной системы, вы знаете?
Ответы детей.
(Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран).
Ребята, мы познакомились с 8 планетами Солнечной системы.
Какие, космические объекты можно еще увидеть в космическом пространстве?
Ответы детей. (Метеориты, спутники, «хвостатые звезды» - кометы, а так же миллиарды больших и маленьких звезд).
Молодцы, ребята, теперь вы много знаете о Солнечной системе, почти, как настоящие космонавты. Но на орбитальных станциях космонавты не только работают, они еще и отдыхают. Я приглашаю вас на космическую разминку.
«Динамическая пауза». (Проводится танцевальная разминка под «космическую музыку»).
II Часть. Сегодня, на экскурсии мы увидели много интересного. На Земле остались наши друзья, родители. Как бы мы с вами могли помочь им узнать, о том, что видели и слышали в путешествии.
Ответы детей.
Мы не только расскажем им обо всем, но и передадим в своих рисунках, что нам запомнилось больше всего. Рисовать мы будем дружными командами.
Попрошу, вас выбрать себе звезду любого цвета. Объединитесь, пожалуйста, в пары по цвету звезд.
Команды, прошу занять места в космической мастерской. Сегодня мы будем рисовать очень необычным «космическим способом». Он называется граттаж, или «царапина». Вам придется приложить усилия, что бы процарапать рисунок острой палочкой и изобразить то, что вы наблюдали.
Продумайте со своим товарищем содержание и композицию будущего рисунка. Подумайте, что будет главным в вашем рисунке, а что второстепенным. Договоритесь о том, какие объекты вы будете рисовать. Начните работу с крупных главных объектов. Что бы наметить контуры объектов с усилием нажимайте на палочку.
Дети выполняют работу в парах.
При необходимости проводится пальчиковая гимнастика.
На луне жил звездочет, (дети сжимают и разжимают пальцы рук)
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз, (дети загибают пальцы)
Венера – два,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восемь – Нептун.
Девять, дальше всех – Плутон,
Кто не видит, выйди вон!
III Часть.
После того, как дети справятся с работой. Рисунки раскладывают на ковре.
Ребята, в своих рисунках вы постарались передать красоту космического пейзажа. Легко ли было рисовать в новой технике? Что было особенно трудным? На каком пейзаже наиболее интересный сюжет? Благодаря чему работа получилась такой интересной?
Ответы детей. ( Потому что вы работали дружно, слаженно, смогли договориться).
Наша экскурсия подходит к концу. Пришло время отправиться в обратный путь. Прошу занять места и пристегнуть ремни.
Вперед, к планете Земля!
Вот наконец-то мы с вами вернулись на родную планету. В путешествии мы увидели много интересного, вам будет, о чем рассказать своим близким и друзьям, а еще вы покажете им свои космические рисунки.