2. Сообщение темы, задач урока. Изучение нового материала. (5 мин) | — Сегодня мы изучим новую тему — «Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве». Сегодня мы поговорим о связи геометрии и изобразительного искусства. И, конечно, вы выполните интересное задание — создадите собственный эскиз чайного сервиза. — Как вы думаете, как же связано изобразительное искусство с геометрией? — В окружающем нас мире существует множество материальных предметов разных форм и размеров: жилые дома, детали машин, книги, украшения, игрушки и т. д. Замечали ли вы, что в основе многих предметов лежат геометрические фигуры? — Это действительно так. Все предметы, объекты, и даже человека можно условно представить как сочетание различных геометрических тел. Эту особенность используют художники при рисовании. Именно поэтому изучение рисования начинается с того, что начинающие художники учатся рисовать геометрические фигуры — куб, цилиндр, конус, шар. — Только после этих основ начинающий художник может приступать к следующему этапу — попробовать нарисовать натюрморт. Каждый предмет — вазу, кувшин — он должен представить в виде нескольких геометрических тел. — В истории искусства известны художники, которые в своем творчестве полностью перешли на изображение геометрических фигур. Так, в 20 веке российский художник Казимир Северинович Малевич создал особое направление в искусстве — супрематизм. Структура мироздания в супрематизме выражается в простых геометрических формах: прямой линии, прямоугольнике, круге, квадрате на светлом фоне, знаменующем бесконечность пространства. Сам Казимир Малевич называл супрематизм высшим искусством. — У геометрических фигур есть важное свойство — симметрия. Кто знает, что это такое? — Симметрия — это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от середины, центра. — А что такое ось симметрии? Ось симметрии – это линия, делящая изображение на одинаковые половинки. — Сейчас я попрошу одного из вас выполнить небольшое задание — изобразить на доске цилиндр, используя уже готовую ось симметрии. — Как я сказала в начале урока, вашей задачей сегодня будет выполнение эскиза чайного сервиза. Как же геометрические тела помогут нам в этом? — Посмотрите на слайды и скажите, из каких геометрических тел состоят эти предметы? | Предположения учащихся. Ответы учащихся. Учащийся стоит цилиндр на доске. — В основе предметов сервиза будут лежать геометрические тела. |
3. Практическая работа (29 мин) | — Ваше задание на сегодня — создать свой эскиз чайного сервиза из 2-3 предметов, объединенных по форме, цвету, общему дизайну. Представьте себя дизайнерами и подумайте, какая форма предметов сервиза была бы и удобной, и красивой. Помните, что в основе предметов чайного сервиза будут лежать геометрические тела — шар, цилиндр, конус. — В зависимости от своей задумки определитесь с расположением листа (вертикально/горизонтально). — Но для начала, давайте обсудим критерии, по которым будут оцениваться ваши работы (композиция, построение, законченность, аккуратность...) (учащиеся записывают критерии на доске) | Выполнение практической работы. |
5. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. (2 мин) | — О чем мы сегодня говорили на уроке? — Что нового вы узнали? — Что больше всего вам запомнилось? — Как связано изобразительное искусство и геометрия? — Что такое симметрия? Что такое ось симметрии? — Что лежит в основе практически всех предметов? — Какое направление основал Казимир Малевич? — В чем заключается суть супрематизма? — Понравилось ли вам рисовать эскиз чайного сервиза? | Ответы на вопросы. |