Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Цвет. Основы цветоведения"»
Конспект урока: « Цвет. Основы цветоведения»
Разработала Прискокова Анна Сергеевна, педагог, методист
МАУДОД «Радуга талантов», г. Хабаровск
Занятие проводилось в МАУДОД «Радуга талантов», ул. Запарина,127 22.09.2015г. согласно календарно-тематическому планированию. Занятие рассчитано на детей в возрасте 7-12 лет, 1-ый год обучения.
Цель: Понять значение цвета и влияние его на наше настроение.
Задачи:
Познакомить учащихся с основами цветоведения.
Научить получать новые цвета через смешивание красок.
Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, хроматические и ахроматические цвета.
Методы используемые на занятии:
Словесные – рассказ, беседа.
Наглядные методы обучения.
Практические обучения.
Частично-поисковый и проблемно-поисковый методы.
Креативные методы обучения.
Методы контроля и самоконтроля.
Методы поощрения.
Методы мотивирования.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Технологии обучения:
Личностно-ориентированная
Творческая
Игровая
ИКТ-технология
Здоровьесберегающая технология
Тип: комбинированный
Длительность:45 мин
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности). Проветривание помещения. Провожу вводный инструктаж по технике безопасности.
Введение в тему.
Тема нашего урока называется "Цвет. Основы цветоведения". Прежде чем начать разбираться с основами цветоведения, давайте выясним, что же такое цвет. Какие у вас любимые цвета? Посмотрите сколько много и все разные. Давайте теперь посмотрим материал о цвете. (Просмотр презентации «Цвет. Чувства. Ассоциации»)до черно-белого момента
Применяю объяснительно-иллюстративный метод.
Актуализация знаний
Сегодня у нас начало новой темы. Поэтому мы сегодня весь урок будем погружаться в Это Урок введение в новую Итак, вы перечислили большое количество цветов, как же научиться в них разбираться? Подвожу детей к самостоятельному выводу: чтобы научиться разбираться в цветах, нужно их систематизировать
Поэтому целью нашего урока мы поставим "Познакомиться с классификацией цвета и определить влияние его на настроение человека."
Введение в новую тему
Использую метод эвристической беседы и межпредметные связи выясняем что такое цвет, какова его природа? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Почему в темноте мы не видим никаких цветов знания детей. Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз - у нас возникает ощущение цвета. Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Задаю наводящие вопросы в каком порядке располагаются цвета в спектре? Цвета в спектре располагаются в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, голубой, синий, фиолетовый. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.
Скажите, сколько цветов вы знаете? У вас может получиться очень много. Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется - "Цветоведением".
Давайте разберемся в основных понятиях цвета:
"Хрома, хромас" - в переводе с греческого означает "цвет". Первая группа Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. Хроматические цвета - это все остальные цвета.
Как вы думаете, какие цвета нельзя получить путем смешивания с другим цветом?
Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий.
Они не могут быть составлены из других цветов, их назвали - основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали - составными. Попарно смешивая два основных цвета дает нам составной цвет.
Физкультминутку совмещаю с закреплением основного материала. Провожу игру «Распредели цвета»
На столе разложены карточки разных цветов. Делю группу на 2 команды. Необходимо встать со своего места, подойти к столу и взять одной группе - хроматические цвета, другой- ахроматические. Теперь ребята, у которых ахроматические цвета, кладут карточки на место и становятся членами жюри. А те, у кого хроматические должны оставить в руках только основные цвета. Оставшиеся ребята объясняют сделанный выбор.
А сейчас вы будете настоящими учеными, проведете эксперимент и проверите, правда ли, что из этих 3 цветов: желтый, синий и красный можно получить другие цвета?
(Применяю игровую и творческую технологию)
Практическая работа (использую частично-поисковый метод)
Перед началом практической работы провожу текущий инструктаж:
До начала выполнения практической работы давайте вспомним правила работы на уроке:
Аккуратно смачивать кисть в воде, не стучать ею по банке
Каждый раз промывать кисть после краски
Использовать палитру, не пачкать краски
Лишнюю краску убрать кистью, слегка отжав её о край банки
Можно говорить шёпотом (по теме урока), обратиться к педагогу с вопросом, подняв руку, нельзя нарушать рабочую обстановку на уроке.
Как вы думаете, какой цвет может получиться, если смешать например красный и желтый. (ответы ребят фиксируются на доске). А теперь проикспериментируйте, что у вас получится. Правы вы оказались или нет.
Итак, проводим эксперимент по колонкам путем смешивания пар:
1 колонка: красный + желтый = оранжевый
2 колонка: красный + синий = фиолетовый
3 колонка: желтый + синий = зеленый
У каждого 3 листка формата А5. Каждая пара цветов выполняется на отдельном листке.
Делаем совместный вывод по данному этапу занятия. Задаю вопрос. Как и где нам пригодятся эти знания. Эти знания пригодятся для получение необычного цвета, например при покраске стен в квартире, так как при смешивании, можно получить разные оттенки. Так же если нет готового необходимого цвета.
Далее один из воспитанников выбирает три разные пары у каждого и выкладывает их в одну линию.
Скажите, а вам ни чего не напоминает эта группа получившихся цветов? Это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? "Каждыйохотник желаетзнатьгдесидитфазан". Кто ответит мне на сложный вопрос? Какой цвет из всех цветов радуги не является ни основным, ни составным?Выслушиваю варианты ребят.
Если эту полосу замкнуть в виде кольца, получится цветовой круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге? (В круге цветов «составные» чередуются с основными)
Сегодня на уроке мы выяснили, что такое цвет, что для того, чтобы проще было ориентироваться в цветах ученые искусствоведы цвет классифицировали.
Задание для учащихся: Давайте теперь определим как с помощью цвета можно выразить настроение. (Просмотр презентации «Цвет. Чувства. Ассоциации»)
Если человек перестанет видеть цвет, что в нем изменится? Какие чувства он будет испытывать? (ответы ребят).
Подвожу ребят к самостоятельному выводу: Цвет или отсутствие цвета вызывает у нас определенные чувства и эмоции. Чувства и эмоции - это наша реакция на предметы или явления.
А сейчас я вам предлагаю прослушать несколько музыкальных фрагментов. Попробуйте передать настроение данной мелодии цветом и другими изобразительными средствами: штрих, пятно, линия.
Что у нас общего получилось?
Итак ребята, что мы выяснили? Подвожу детей к выводу, что эмоции и настроение можно передавать цветом.
Обратите внимание на слайд. После подведения всех итогов и обсуждения того, как мы поработали каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбираю начало фразы со слайда: