kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ИЗО в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по основам цветоведения в изобразительном искусстве с картинками для презентации.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения"»

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе № 5

дата 04.10.2016

Учитель Губанова Г.П.

Тема: Цвет. Основы цветоведения.

Тип урока: Комбинированный

Цель: дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; развивать умение видеть , понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа.

Образовательные ресурсы

· http://ru.wikipedia.org/wiki

· http://www.artsait.ru

Оборудование

Для учителя: проектор, интерактивная доска, презентация «Основы цветоведения», 

Для обучающихся : лист А4 , гуашь , кисти, палитра, непроливайка, тряпочка, пр. карандаш, ластик. учебник Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. 6 класс. - Москва: Просвещение, 2008

Основные понятия и термины

Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)



  1. Организационный. момент

Задача:

Создание эмоционально – положительного настроя

Приветствие. (2 мин.)

Включение учащихся в режим работы

Учитель предлагает прослушать отрывок стихотворения Владимира Абрамова известного художника и подумать, что будет являться предметом разговора на уроке

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию - оранжевой,

Желтым одуванчик.

Учитель предлагает учащимся вспомнить ответить на вопрос:

- Ребята, что вы знаете о цвете из уроков начальной школы ?

Ответы детей

Ответы учащихся (Предполагаемый ответ - о цвете).

-познакомились с понятиями теплые и холодные цвета, узнали об особенностях теплого и холодного цвета, познакомились с разнообразием теплых и холодных цветов.

2. Регулятивные учебные действия

Целеполагание как постановка учебных задач

Проверка домашнего задания (3 мин.)

Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме

Для того чтобы расширить представление детей о возможностях цвета, было предложено выполнить домашнее задание: подобрать стихотворение или загадку о любом цвете. Учитель проверяет выполнение домашнего задания, предложив зачитать подготовленные стихотворения или загадки.

Дети внимательно слушают одноклассников и отгадывают загадки, поясняя свой ответ.

  1. Актуализация знаний (4 мин.)

Учитель записывает тему урока, рассказывает детям, демонстрируя рассказ просмотром презентации.

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение (одно из самых выразительных средств в искусстве). Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Например, красный цвет – это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики – пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл – все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Мы живем в мире, где царит цвет:  цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома, цветные машины. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое…

Или все зеленое, или все голубое, или все красное?! 

Что вы чувствуете?

1. Описывают увиденное.

2. – мир перестанет быть таким интересным…

Познавательные действия

Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Формулирование проблемы ( 1 мин)

Что нового мы можем узнать о классификации цвета

Личностные: 

Осознание своих интересов

Регулятивные действия Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) ( 6 мин)

  1. Учитель предлагает открыть учебник  на стр. 38

Сведения о цветоведении.

Учитель. Цветоведение– наука о цвете, изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

Свойства цвета.

Учитель. Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — свет» волны, у нас возникает ощущение цвета.

-Ребята, видим ли мы в темноте цвета?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз - у нас возникает ощущение цвета.  Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.

  • Скажите, сколько цветов вы знаете?

  • Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется - "Цветоведением".

  • Давайте разберемся в основных понятиях цвета:

"Хрома, хромас" - в переводе с греческого означает "цвет".

Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. 

Хроматические цвета - это все остальные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов их назвали - основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали - составными. Попарно смешивая двух основных цветов дает нам составной цвет.

Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон — ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. И. Ньютон определил в спектре семь цветов. В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.

  • Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного "синего" и ахроматического "белого".

  • Продолжим анализ таблицы со станицы учебника . Цвета цветового круга условно делят на теплые и холодныеК теплым цветам относится желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. А вот зеленый цвет особый, если в нем больше желтого его относят к теплым цветам, если синего – к холодным.

  • Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга.

  • Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. Назовите примеры сближенных цветов.

  • Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов.

. Мы познакомились с цветовым кругом из 12 цветов, а можно составить такой круг из 24 цветов. Подобный цветовой круг позволяет точнее определить оттенки дополнительных цветов, их пары. Назовите все оттенки этого цветового круга. У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. 
Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контраст.
В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д. 
Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре. 
Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

  1. Регулятивные действия 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Познавательные действия: классификация по заданным основаниям, умение делать выводы

Коммуникативные действия: обмен мнениями, самостоятельное принятие решения

Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации

Регулятивные учебные действия

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Личностные результаты

1.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Личностные учебные действия. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные

учебные действия

Умение задавать вопрос и выражать мысли

Физкультминутка (танец под весёлую музыку).

2. Учитель предлагает ответить на вопросы

  • Назовите основные цвета. Как получить составной цвет?

  • В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

Ответы детей

-Основные цвета: красный, желтый и синий. Составные цвета можно получить смешиванием этих цветов попарно

- Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. 

Хроматические цвета - это все остальные цвета.

- желтый - фиолетовый, зелёный-красный,

6. Выражение решения проблемы.

( 2 мин)

Учитель обращает внимание на проблемные вопросы урока:

  • новые знания о классификации цвета;

  • влияние цвета на настроение человека.

Учитель предлагает детям просмотреть рисунки детей и дать им название

-"радость", "злость", "страх"

7. Применение знаний (продуктивные задания).

(20 мин)

Учитель делит класс по группам и предлагает выполнить задания разного уровня

Базовый

Создание абстрактной картины своего настроения.

Профильный: фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Русские народные сказки», «Зимние сказки».

Выполняют по группам задания различного уровня

под классическую музыку

VIII. Итог урока. Рефлексия.

( 2 мин)

Выставка работ учащихся

Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

Выполняют.

IX. Домашнее задание.

( 2 мин.)

1. Создать картину своего настроения в любой из периодов времени года: зима, весна, лето, осень.

2. Принести гуашевые краски, альбом, кисточки, клеёнку, тряпочку, палитру

Записывают.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока ИЗО в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения"

Автор: Губанова Галина Петровна

Дата: 28.10.2017

Номер свидетельства: 435044

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapoizobrazitielnomuiskusstvuv5klassie"
    ["file_id"] => string(6) "274381"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452366447"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "разработка конспекта урока по технологии на тему: "Декоративно-прикладное искусство". "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-konspiekta-uroka-po-tiekhnologhii-na-tiemu-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "156924"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421507159"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Цветочные узоры Полховского  Майдана "
    ["seo_title"] => string(41) "tsvietochnyie-uzory-polkhovskogho-maidana"
    ["file_id"] => string(6) "198961"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428493116"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства