Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 6 классе "Цвет. Основы цветоведения"»
Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе № 5
дата 04.10.2016
Учитель Губанова Г.П.
Тема: Цвет. Основы цветоведения.
Тип урока: Комбинированный
Цель: дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета, холодного и теплого цветов, светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; развивать умение видеть , понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.
Для учителя: проектор, интерактивная доска, презентация «Основы цветоведения»,
Для обучающихся : лист А4 , гуашь , кисти, палитра, непроливайка, тряпочка, пр. карандаш, ластик. учебник Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. 6 класс. - Москва: Просвещение, 2008
Основные понятия и термины
Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.
Метапредметные:научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.
Личностные:осознают свои интересы (изучение свойств цвета)
Организационный. момент
Задача:
Создание эмоционально – положительного настроя
Приветствие. (2 мин.)
Включение учащихся в режим работы
Учитель предлагает прослушать отрывок стихотворения Владимира Абрамова известного художника и подумать, что будет являться предметом разговора на уроке
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Скажи, какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой,
Гвоздику сделай красной,
Лилию - оранжевой,
Желтым одуванчик.
Учитель предлагает учащимся вспомнить ответить на вопрос:
- Ребята, что вы знаете о цвете из уроков начальной школы ?
Ответы детей
Ответы учащихся (Предполагаемый ответ - о цвете).
-познакомились с понятиями теплые и холодные цвета, узнали об особенностях теплого и холодного цвета, познакомились с разнообразием теплых и холодных цветов.
2. Регулятивные учебные действия
Целеполагание как постановка учебных задач
Проверка домашнего задания (3 мин.)
Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме
Для того чтобы расширить представление детей о возможностях цвета, было предложено выполнить домашнее задание: подобрать стихотворение или загадку о любом цвете. Учитель проверяет выполнение домашнего задания, предложив зачитать подготовленные стихотворения или загадки.
Дети внимательно слушают одноклассников и отгадывают загадки, поясняя свой ответ.
Актуализация знаний (4 мин.)
Учитель записывает тему урока, рассказывает детям, демонстрируя рассказ просмотром презентации.
Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение (одно из самых выразительных средств в искусстве). Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Например, красный цвет – это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики – пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл – все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
Мы живем в мире, где царит цвет: цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома, цветные машины. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг…черно-белое…
Или все зеленое, или все голубое, или все красное?!
Что вы чувствуете?
1. Описывают увиденное.
2. – мир перестанет быть таким интересным…
Познавательные действия
Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Формулирование проблемы ( 1 мин)
Что нового мы можем узнать о классификации цвета
Личностные:
Осознание своих интересов
Регулятивные действия Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) ( 6 мин)
Учитель предлагает открыть учебник на стр. 38
Сведения о цветоведении.
Учитель. Цветоведение– наука о цвете, изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.
Свойства цвета.
Учитель. Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?
Оказывается, всему причиной является солнце, вернее световые лучи, которые озаряют все на своем пути.
В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — свет» волны, у нас возникает ощущение цвета.
-Ребята, видим ли мы в темноте цвета?
Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз - у нас возникает ощущение цвета. Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.
Скажите, сколько цветов вы знаете?
Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется - "Цветоведением".
Давайте разберемся в основных понятиях цвета:
"Хрома, хромас" - в переводе с греческого означает "цвет".
Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного.
Хроматические цвета - это все остальные цвета.
Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов их назвали - основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали - составными. Попарно смешивая двух основных цветов дает нам составной цвет.
Солнечные лучи обладают удивительными свойствами. Вспомните, как появляется радуга, если солнечные лучи преломляются в каплях дождя или косой грани стекла, например трехгранной стеклянной призме. Первым это явление открыл английский физик И. Ньютон — ему удалось разложить белый свет на цвета спектра. И. Ньютон определил в спектре семь цветов. В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При смешении их получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности.
Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного "синего" и ахроматического "белого".
Продолжим анализ таблицы со станицы учебника . Цвета цветового круга условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относится желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. А вот зеленый цвет особый, если в нем больше желтого его относят к теплым цветам, если синего – к холодным.
Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга.
Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. Назовите примеры сближенных цветов.
Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки.
Цветовая гармония.
В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.
Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами
В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов.
. Мы познакомились с цветовым кругом из 12 цветов, а можно составить такой круг из 24 цветов. Подобный цветовой круг позволяет точнее определить оттенки дополнительных цветов, их пары. Назовите все оттенки этого цветового круга. У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контраст. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре. Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.
Регулятивные действия
Работать по предложенному плану, использовать учебник.
Познавательные действия: классификация по заданным основаниям, умение делать выводы
Коммуникативные действия:обмен мнениями, самостоятельное принятие решения
Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации
Регулятивные учебные действия
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
Личностные результаты
1.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
Личностные учебные действия. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.
Самооценка.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные
учебные действия
Умение задавать вопрос и выражать мысли
Физкультминутка (танец под весёлую музыку).
2. Учитель предлагает ответить на вопросы
Назовите основные цвета. Как получить составной цвет?
В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?
Ответы детей
-Основные цвета: красный, желтый и синий. Составные цвета можно получить смешиванием этих цветов попарно
- Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного.
Хроматические цвета - это все остальные цвета.
- желтый - фиолетовый, зелёный-красный,
6. Выражение решения проблемы.
( 2 мин)
Учитель обращает внимание на проблемные вопросы урока:
новые знания о классификации цвета;
влияние цвета на настроение человека.
Учитель предлагает детям просмотреть рисунки детей и дать им название
-"радость", "злость", "страх"
7. Применение знаний (продуктивные задания).
(20 мин)
Учитель делит класс по группам и предлагает выполнить задания разного уровня
Базовый
Создание абстрактной картины своего настроения.
Профильный: фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).