kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ИЗО в 6 классе "Основы языка изображения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 6 классе по программе Неменского Б М

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема урока: «Основы языка изображения» (обобщающий урок)

Вид деятельности: беседа.

Задание для самостоятельной работы: по предложенному плану проанализировать картину.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся  о видах и изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии.

Эстетическая и воспитательная: Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности на примере лучших произведений изобразительного искусства.

 Познавательная: глубокое осмысление учащимися произведений искусства.

Основная учебная задача: Учить видеть и понимать замысел, идею произведения искусства, заложенные художником в произведение искусства.   Закрепить основные понятия в области изобразительного искусства.

 Развивающая: Формировать умение анализировать картину, используя полученные ранее знания. Развивать такие психические процессы, как мышление, наблюдательность, речь.

 Техническая: Учить выделять средства выразительности, которые использует художник для передачи своего замысла.

                              

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 6 классе "Основы языка изображения"»

Разработка урока в 6 классе по программе Неменского Б М

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема урока: «Основы языка изображения» (обобщающий урок)

Вид деятельности: беседа.

Задание для самостоятельной работы: по предложенному плану проанализировать картину.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся о видах и изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии.

Эстетическая и воспитательная: Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности на примере лучших произведений изобразительного искусства.

Познавательная: глубокое осмысление учащимися произведений искусства.

Основная учебная задача: Учить видеть и понимать замысел, идею произведения искусства, заложенные художником в произведение искусства. Закрепить основные понятия в области изобразительного искусства.

Развивающая: Формировать умение анализировать картину, используя полученные ранее знания. Развивать такие психические процессы, как мышление, наблюдательность, речь.

Техническая: Учить выделять средства выразительности, которые использует художник для передачи своего замысла.

Материалы и оборудование для учащихся: карточки, альбомы, карандаш, ручка.

Дидактическое обеспечение урока:

А) репродукции произведений искусства:

- Леонардо да ВИНЧИ «Автопортрет»

-Альбрехт ДЮРЕР «Заяц»

- пейзаж

- Анри Матисс «Красные рыбки»

- Хруцкий «Цветы и плоды»

- З. Серебрякова «ЗА туалетом»

- В. Серов «Портрет Ермоловой»

- К.Ф. ЮОН «Утро индустриальной Москвы», «Весенний солнечный день»

- Ван ГОГ «Море в Сен Мари».

- Огюст РОДЕН «Мыслитель»

- Белашова «А.С. Пушкин»

- План анализа картины,

- Жанры и виды изобразительного искусства

- Художественные материалы: гуашь, акварель, кисти, палитра, холст,

бумага, карандаши, уголь, мелки, фломастеры, глина, пластилин, кусок дерева, камень, металл.

Б) стихотворение А.С. Пушкина

Опорные знания и умения: Виды и жанры изобразительного искусства; художественные материалы и средства выразительности; основные понятия: сюжет, колорит, композиция, ритм, гармония, контраст, нюанс.

Новое понятие: язык изобразительного искусства.

Критерии оценки. Обучающийся:

5- ориентируется в видах, жанрах, понятиях;

применяет знания на практике – в анализе произведений искусства;

4-ориентируется, применяет знания на практике, но делает небольшие ошибки;

3- затрудняется в ответах, не может применить знания на практике;

2- не знает, не умеет.

Домашнее задание: Выполнение творческого проекта

Ход урока:

1. Оргмомент.________________________ ___1-2 мин

2. Актуализация знаний._____________ __5-7 мин

В том году мы с вами начали изучать группу изобразительных искусств, в первой четверти вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства, материалами и средствами выражения. Сегодня мы вспомним все то, чему научились .

1. Виды изобразительного искусства.

Изобразительное искусство делится на виды.

Задание: Определите к какому виду изобразительного искусства относятся эти репродукции.

2. Жанры изобразительного искусства.

Все виды изобразительного искусства, в зависимости от того, что изображает художник, подразделяются на жанры.

Задание: Найдите на доске и покажите пейзажи итд

3. Художественные материалы

Для каждого вида изобразительного искусства существуют специальные художественные материалы. У каждого материала свой характер и свои возможности. Одно и то же изображение, выполненное разными материалами, будет создавать иной образ, выглядеть по-разному.

Задание: Разложите художественные материалы и инструменты на группы по видам изо.

4. Средства выразительности

У каждого вида изобразительного искусства свои средства выразительности.

Задание: Распределите по видам изо средства выразительности.

3. Сообщение новых знаний.________________10 мин

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем роль художника и зрителей в создании картины, познакомимся с языком изобразительного искусства и попробуем понять смысл заложенный художниками в произведения искусства.

1. Художник и зритель. Художественное творчество и художественное восприятие.

Роль изобразительного искусства.

Люди всегда изображали то, что их волновало, то о чем они думали, к чему стремились. В изобразительном искусстве они воплощали свои представления о прекрасном, высоком, значительном. Чем больше человек узнавал об окружающем мире, тем сложнее становились его изображения.

Произведения искусства - результат творчества художника. Это нелегкий труд. Художник не может рассказывать только о себе, он по-своему, через свой личный опыт представляет свое время, свой народ, и чем лучше это ему удается, тем более талантливым его признают.

Для того, чтобы вызвать отклик и переживания зрителя. Художнику нужно мастерство. А в мастерстве, в том, как обучен мастер отражается его эпоха, современные ему взгляды и представления о жизни – о добре и зле, о прекрасном и безобразном.

Произведения искусства всегда надо рассматривать в контексте времени. В разное время художники вкладывали свое содержание (присущее определенной эпохе) в изображение.

Внутренний мир человека, его мысли и чувства нельзя увидеть и потрогать. Изобразительное искусство переводит язык чувств и мыслей в зрительные формы.

Изобразительное искусство имеет свой, особый язык и несет нам свою, особую информацию. Словами ее передать во всей полноте нельзя, как нельзя заменить словами живой запах или звучание музыки. Язык изобразительного искусства – это язык выразительной формы. Он имеет свойства наглядности и осязательности. Изображения – это своеобразные знаки: они представляют, обозначают предметы, события и зримо показывают их нам. Это язык знаков, позволяющий художнику обращаться к зрителю, сообщать ему свои представления, чувства, мысли, то есть переживание жизни.

Художник на языке изобразительного искусства изобразительный «рассказ» о своих впечатлениях – «художественный образ».

2. Язык изобразительного искусства.

Так что же входит в понятие «язык изобразительного искусства»?

Под этим понятием подразумевается широкий круг вопросов – от поисков формата и размеров картины или рисунка до выбора толщины и ширины мазка.

Видимый мир предстает на холсте или бумаге с помощью определенных средств изобразительного языка. Главные изобразительные средства – это линия, пятно, тон (отношение светлого к темному) и цвет. Все элементы и средства этого языка являются средствами выразительности. Язык линии, тонального пятна, цвета говорит не только о том, что изображено, но и как, то есть раскрывает переживания автора и предполагает соучастие зрителя.

Основными изобразительными средствами в изобразительном искусстве являются также рисунок, композиция и колорит.

Рисунок является основой изобразительного творчества. Рисуя мы наносим в определенном ритме различные по характеру, формам и размерам линии, штрихи, пятна, из которых складываются изображения.

Одним из главных средств выразительности является композиция. Композиция это построение произведения, обусловленное его содержанием. Взаимосвязь всех элементов в единое целое. Если мысленно удалить какую-либо деталь, мы почувствуем, как гармония нарушилась, словно из строки выпало слово.

Колорит – система отношений цветов и их оттенков в художественном произведении. Он должен выражать настроение картины, ее душу, должен захватить всего зрителя. Колорит может быть спокойным и напряженным, теплым и холодным, смешанным, когда художник противопоставляет холодные и теплые краски. Такие контрасты усиливают выразительность, оживляют картину.

Ценность любого произведения искусства определяется, помимо заложенной в нем идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных автором языковых средств.

Особенности изобразительного языка зависят от профессионализма художника, его образованности. Полученное образование, восприятие определенных традиций, творческое осмысление опыта мастеров – все это помогает художнику обрести главное, то, без чего немыслимо подлинное искусство – индивидуальную манеру.

Национальные особенности языка изобразительного искусства выражаются в предпочтении тех или иных законов композиции, характера колорита, приемов письма итд

- Для кого создает художник свои произведения? (Для зрителя)

-Но для того, чтобы двое могли понять друг друга они должны разговаривать на одном языке. Значит и для зрителя важно знать этот язык, чтобы понять смысл, который вложил художник в свою картину. Получается, что в создания произведений искусства участвуют и художник (так как произведения искусства – результат художественного творчества) и зритель (который должен обладать художественным восприятием).

Зрители тоже являются создателями искусства, необходимыми участниками построения художественной культуры общества. От их умения общаться с искусством зависит и уровень мастерства художников, потому что искусство рождается в процессе общения художника со зрителем, в их совместном осмыслении жизни. Восприятие искусства требует особых умений и знаний, которые нужны и художнику, и зрителю. Занятия искусством помогают нам богаче и содержательнее видеть мир вокруг себя, глубже понимать свою жизнь.

В современном мире все больше людей стремиться к художественному творчеству, приобретают знания об искусстве, стараются понять его глубже и воспринимать тоньше.

Важнейшая особенность произведений изобразительного искусства состоит в бесконечной по времени длительности их воздействия. Создания давно ушедших веков не просто продолжают существовать рядом со вновь создаваемыми произведениями. Они присутствуют в нашей жизни одновременно, вступая как бы в диалог с нами. Они соединяют нашу жизнь с историей, передают нам опыт далеких поколений, создают единство человечества, без которого не может быть современной жизни. Произведения изобразительного искусства всех времен продолжают волновать зрителя и участвуют в жизни современной культуры.

Физкультминутка (2-3 мин).

4. Практическая работа.________________10 мин

2. Анализ картин учителем.

3. Анализ картин детьми по плану.

5. Подведение итогов урока._________5-7_мин

Сегодня вы сделали первые шаги в познании изобразительного искусства. Вы уже научились не только «смотреть» но и «видеть» картину. С помощью знаний полученных на уроке вы смогли рассказать о картине гораздо больше нового, понять замысел художника, оценить сложность выполненной работы, ее своеобразие.

А сейчас мы попытаемся ответить на вопросы:

- Какую роль играет в жизни человека изобразительное искусство?

- Какой смысл художник вкладывает в произведения искусства?

- Что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?

- Зачем надо уметь рисовать?

- Почему не все изображения принято считать произведениями искусства.

В заключение, я вам прочитаю замечательные строки Ф.И. Тютчева:

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

Говорят: талант от бога

Этим дан, а этим нет…

Всем зато дана дорога –

Кто какой оставит след?

6. Домашнее задание________________________5 мин

Творческий проект.

Цель: Закрепить полученные знания и умения по теме «Основы языка изображения» на практике.

Задачи:

Учить создавать творческие работы в разных материалах по воображению на основе полученных знаний и умений. Учить планировать свою работу, реализовывать творческий замысел.

Развивать творческие способности.

Воспитывать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности.

Сегодня на уроке вы попробовали свои силы в качестве зрителей - попытались «прочитать» мысли художников.

Дома вам предстоит попробовать свои силы в качестве художников и попытаться выразить свои мысли и чувства так, чтобы донести их до зрителя.

Что же вам предстоит сделать?

Задание.

1. Выберите:

- тему рисунка,

- вид изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура)

- жанр изобразительного искусства.

2. Опишите:

- что вы хотите изобразить.

- какие цвета (колорит; теплый, холодный или др. ) вы использовали, почему.

3. Выполните рисунок, дайте название вашей работе.

4. Аккуратно оформите свою работу:

1 стр. – титульный лист

2 стр – название работы и ее описание

3 стр – практическая работа.

4 стр – анализ работы (что получилось, что нет; самостоятельно, с чьей-то помощью)








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока ИЗО в 6 классе "Основы языка изображения"

Автор: Васько Светлана Викторовна

Дата: 15.02.2016

Номер свидетельства: 293645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока ОРКиСЭ "Этика и этикет". Модуль "Светская этика". "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-orkise-etika-i-etikiet-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "119952"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413559260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока "Наброски фигуры сидящего человека" (с методическими материалами для презентации) "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-nabroski-fighury-sidiashchiegho-chielovieka-s-mietodichieskimi-matierialami-dlia-priezientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "175064"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424206234"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "план-конспект урока по английскому языку по теме "Continents and countries""
    ["seo_title"] => string(78) "plan-konspiekt-uroka-po-anghliiskomu-iazyku-po-tiemie-continents-and-countries"
    ["file_id"] => string(6) "316616"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460120879"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства