Конспект урока ИЗО в 6 классе "Основы языка изображения"
Конспект урока ИЗО в 6 классе "Основы языка изображения"
Разработка урока в 6 классе по программе Неменского Б М
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Тема урока: «Основы языка изображения» (обобщающий урок)
Вид деятельности: беседа.
Задание для самостоятельной работы: по предложенному плану проанализировать картину.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся о видах и изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии.
Эстетическая и воспитательная: Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности на примере лучших произведений изобразительного искусства.
Познавательная: глубокое осмысление учащимися произведений искусства.
Основная учебная задача: Учить видеть и понимать замысел, идею произведения искусства, заложенные художником в произведение искусства. Закрепить основные понятия в области изобразительного искусства.
Развивающая: Формировать умение анализировать картину, используя полученные ранее знания. Развивать такие психические процессы, как мышление, наблюдательность, речь.
Техническая: Учить выделять средства выразительности, которые использует художник для передачи своего замысла.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО в 6 классе "Основы языка изображения"»
Разработка урока в 6 классе по программе Неменского Б М
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Тема урока: «Основы языка изображения» (обобщающий урок)
Вид деятельности: беседа.
Задание для самостоятельной работы: по предложенному плану проанализировать картину.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся о видах и изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии.
Эстетическая и воспитательная: Воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности на примере лучших произведений изобразительного искусства.
Познавательная: глубокое осмысление учащимися произведений искусства.
Основная учебная задача: Учить видеть и понимать замысел, идею произведения искусства, заложенные художником в произведение искусства. Закрепить основные понятия в области изобразительного искусства.
Развивающая: Формировать умение анализировать картину, используя полученные ранее знания. Развивать такие психические процессы, как мышление, наблюдательность, речь.
Техническая: Учить выделять средства выразительности, которые использует художник для передачи своего замысла.
Материалы и оборудование для учащихся: карточки, альбомы, карандаш, ручка.
Опорные знания и умения: Виды и жанры изобразительного искусства; художественные материалы и средства выразительности;основные понятия:сюжет, колорит, композиция, ритм, гармония, контраст, нюанс.
Новое понятие: язык изобразительного искусства.
Критерии оценки. Обучающийся:
5- ориентируется в видах, жанрах, понятиях;
применяет знания на практике – в анализе произведений искусства;
4-ориентируется, применяет знания на практике, но делает небольшие ошибки;
3- затрудняется в ответах, не может применить знания на практике;
2- не знает, не умеет.
Домашнее задание: Выполнение творческого проекта
Ход урока:
1. Оргмомент.________________________ ___1-2 мин
2. Актуализация знаний._____________ __5-7 мин
В том году мы с вами начали изучать группу изобразительных искусств, в первой четверти вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства, материалами и средствами выражения. Сегодня мы вспомним все то, чему научились .
1. Виды изобразительного искусства.
Изобразительное искусство делится на виды.
Задание: Определите к какому виду изобразительного искусства относятся эти репродукции.
2. Жанры изобразительного искусства.
Все виды изобразительного искусства, в зависимости от того, что изображает художник, подразделяются на жанры.
Задание: Найдите на доске и покажите пейзажи итд
3. Художественные материалы
Для каждого вида изобразительного искусства существуют специальные художественные материалы. У каждого материала свой характер и свои возможности. Одно и то же изображение, выполненное разными материалами, будет создавать иной образ, выглядеть по-разному.
Задание: Разложите художественные материалы и инструменты на группы по видам изо.
4. Средства выразительности
У каждого вида изобразительного искусства свои средства выразительности.
Задание: Распределите по видам изо средства выразительности.
3. Сообщение новых знаний.________________10 мин
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем роль художника и зрителей в создании картины, познакомимся с языком изобразительного искусства и попробуем понять смысл заложенный художниками в произведения искусства.
1. Художник и зритель. Художественное творчество и художественное восприятие.
Роль изобразительного искусства.
Люди всегда изображали то, что их волновало, то о чем они думали, к чему стремились. В изобразительном искусстве они воплощали свои представления о прекрасном, высоком, значительном. Чем больше человек узнавал об окружающем мире, тем сложнее становились его изображения.
Произведения искусства - результат творчества художника. Это нелегкий труд. Художник не может рассказывать только о себе, он по-своему, через свой личный опыт представляет свое время, свой народ, и чем лучше это ему удается, тем более талантливым его признают.
Для того, чтобы вызвать отклик и переживания зрителя. Художнику нужно мастерство. А в мастерстве, в том, как обучен мастер отражается его эпоха, современные ему взгляды и представления о жизни – о добре и зле, о прекрасном и безобразном.
Произведения искусства всегда надо рассматривать в контексте времени. В разное время художники вкладывали свое содержание (присущее определенной эпохе) в изображение.
Внутренний мир человека, его мысли и чувства нельзя увидеть и потрогать. Изобразительное искусство переводит язык чувств и мыслей в зрительные формы.
Изобразительное искусство имеет свой, особый язык и несет нам свою, особую информацию. Словами ее передать во всей полноте нельзя, как нельзя заменить словами живой запах или звучание музыки. Язык изобразительного искусства – это язык выразительной формы. Он имеет свойства наглядности и осязательности. Изображения – это своеобразные знаки: они представляют, обозначают предметы, события и зримо показывают их нам. Это язык знаков, позволяющий художнику обращаться к зрителю, сообщать ему свои представления, чувства, мысли, то есть переживание жизни.
Художник на языке изобразительного искусства изобразительный «рассказ» о своих впечатлениях – «художественный образ».
2. Язык изобразительного искусства.
Так что же входит в понятие «язык изобразительного искусства»?
Под этим понятием подразумевается широкий круг вопросов – от поисков формата и размеров картины или рисунка до выбора толщины и ширины мазка.
Видимый мир предстает на холсте или бумаге с помощью определенных средств изобразительного языка. Главные изобразительные средства – это линия, пятно, тон (отношение светлого к темному) и цвет. Все элементы и средства этого языка являются средствами выразительности. Язык линии, тонального пятна, цвета говорит не только о том, что изображено, но и как, то есть раскрывает переживания автора и предполагает соучастие зрителя.
Основными изобразительными средствами в изобразительном искусстве являются также рисунок, композиция и колорит.
Рисунок является основой изобразительного творчества. Рисуя мы наносим в определенном ритме различные по характеру, формам и размерам линии, штрихи, пятна, из которых складываются изображения.
Одним из главных средств выразительности является композиция. Композиция это построение произведения, обусловленное его содержанием. Взаимосвязь всех элементов в единое целое. Если мысленно удалить какую-либо деталь, мы почувствуем, как гармония нарушилась, словно из строки выпало слово.
Колорит – система отношений цветов и их оттенков в художественном произведении. Он должен выражать настроение картины, ее душу, должен захватить всего зрителя. Колорит может быть спокойным и напряженным, теплым и холодным, смешанным, когда художник противопоставляет холодные и теплые краски. Такие контрасты усиливают выразительность, оживляют картину.
Ценность любого произведения искусства определяется, помимо заложенной в нем идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных автором языковых средств.
Особенности изобразительного языка зависят от профессионализма художника, его образованности. Полученное образование, восприятие определенных традиций, творческое осмысление опыта мастеров – все это помогает художнику обрести главное, то, без чего немыслимо подлинное искусство – индивидуальную манеру.
Национальные особенности языка изобразительного искусства выражаются в предпочтении тех или иных законов композиции, характера колорита, приемов письма итд
- Для кого создает художник свои произведения? (Для зрителя)
-Но для того, чтобы двое могли понять друг друга они должны разговаривать на одном языке. Значит и для зрителя важно знать этот язык, чтобы понять смысл, который вложил художник в свою картину. Получается, что в создания произведений искусства участвуют и художник (так как произведения искусства – результат художественного творчества) и зритель (который должен обладать художественным восприятием).
Зрители тоже являются создателями искусства, необходимыми участниками построения художественной культуры общества. От их умения общаться с искусством зависит и уровень мастерства художников, потому что искусство рождается в процессе общения художника со зрителем, в их совместном осмыслении жизни. Восприятие искусства требует особых умений и знаний, которые нужны и художнику, и зрителю. Занятия искусством помогают нам богаче и содержательнее видеть мир вокруг себя, глубже понимать свою жизнь.
В современном мире все больше людей стремиться к художественному творчеству, приобретают знания об искусстве, стараются понять его глубже и воспринимать тоньше.
Важнейшая особенность произведений изобразительного искусства состоит в бесконечной по времени длительности их воздействия. Создания давно ушедших веков не просто продолжают существовать рядом со вновь создаваемыми произведениями. Они присутствуют в нашей жизни одновременно, вступая как бы в диалог с нами. Они соединяют нашу жизнь с историей, передают нам опыт далеких поколений, создают единство человечества, без которого не может быть современной жизни. Произведения изобразительного искусства всех времен продолжают волновать зрителя и участвуют в жизни современной культуры.
Физкультминутка (2-3 мин).
4. Практическая работа.________________10 мин
2. Анализ картин учителем.
3. Анализ картин детьми по плану.
5. Подведение итогов урока._________5-7_мин
Сегодня вы сделали первые шаги в познании изобразительного искусства. Вы уже научились не только «смотреть» но и «видеть» картину. С помощью знаний полученных на уроке вы смогли рассказать о картине гораздо больше нового, понять замысел художника, оценить сложность выполненной работы, ее своеобразие.
А сейчас мы попытаемся ответить на вопросы:
- Какую роль играет в жизни человека изобразительное искусство?
- Какой смысл художник вкладывает в произведения искусства?
- Что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?
- Зачем надо уметь рисовать?
- Почему не все изображения принято считать произведениями искусства.
В заключение, я вам прочитаю замечательные строки Ф.И. Тютчева:
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть не скудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Говорят: талант от бога
Этим дан, а этим нет…
Всем зато дана дорога –
Кто какой оставит след?
6. Домашнее задание________________________5 мин
Творческий проект.
Цель: Закрепить полученные знания и умения по теме «Основы языка изображения» на практике.
Задачи:
Учить создавать творческие работы в разных материалах по воображению на основе полученных знаний и умений. Учить планировать свою работу, реализовывать творческий замысел.
Развивать творческие способности.
Воспитывать художественно-эстетическое отношение к окружающей действительности.
Сегодня на уроке вы попробовали свои силы в качестве зрителей - попытались «прочитать» мысли художников.
Дома вам предстоит попробовать свои силы в качестве художников и попытаться выразить свои мысли и чувства так, чтобы донести их до зрителя.
Что же вам предстоит сделать?
Задание.
1. Выберите:
- тему рисунка,
- вид изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура)
- жанр изобразительного искусства.
2. Опишите:
- что вы хотите изобразить.
- какие цвета (колорит; теплый, холодный или др. ) вы использовали, почему.
3. Выполните рисунок, дайте название вашей работе.
4. Аккуратно оформите свою работу:
1 стр. – титульный лист
2 стр – название работы и ее описание
3 стр – практическая работа.
4 стр – анализ работы (что получилось, что нет; самостоятельно, с чьей-то помощью)