Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Линия и пятно"»
Потанинская средняя общеобразовательная школа
Предмет: Изобразительное искусство
Разработка урока на тему:
«Конструкция в декоративном рисовании: Пятно и линия»
Выполнила учитель изобразительного искусства
ФИО: Каллемова Алмагуль Кайроллиновна
квалификационная категория вторая
2017 год
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5
Тема урока: Конструкция в декоративном рисовании: Пятно и линия
Цель: познакомить со средствами художественной выразительности и правилами построение композиции .
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
ознакомить учащихся со способами выразительности линия и пятна и их выразительными возможностями;
Развивающие:
развивать интерес к художественной деятельности к произведениям искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, зрительное восприятие и аналитическое мышление;
Воспитательные:
воспитывать у учащихся художественно-эстетический вкус.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный этап.
Подготовка к занятию, организация рабочего места.
Мотивация учебной деятельности.
Вводное слово педагога.
А вы могли бы согласиться с этим выражением «В жизни каждая минута таит в себе чудо» Алберт Камю
А на уроке рисования может произойти чудо?
Художественные материалы (бумага, ткань, стекло, дерево) –повторение
Современные художественные материалы (песок, соль, кофе, воск)
Экскурсия в мастерскую художника –видео просмотр
Рисование в воздухе: учитель изображает сюжет в воздухе, а учащиеся угадывают что учитель изобразил: Перед нами раскинулось синее море, а над морем огромный диск солнца.
При помощи жестов можно изобразить геометрические фигуры, волнистые линии моря, капельки дождя.
Объявление темы и целей урока
Наша тема сегодняшнего урока посвящается чудесным свойствам линии пятна, и мы с вами отправимся в путешествие с этими друзьями с линией и пятном
Объяснение нового материала
Мы говорили, что можно рисовать в воздухе, а воздухом можно рисовать?
Рисование в технике выдувание: на заранее подготовленных шаблонах учащиеся капелькой туши создаю свои волшебные шедевры.
А теперь мы будем рисовать красками. А поможет нам в этом подружка капельки линия.
Повторение типы линий: слайд
Где эти линии мы можем с вами применять: в узорах, в орнаментах народов мира.
Если мы соберем эти линии в единую конструкцию мы получим –пейзаж.
Повторение по теме виды пейзажа, цветоведение-тест
1) Назови основные виды пейзажа, вписав название в соответствующий модуль.
2) Задуманное художником цветовое сочетание, с помощь которого он создает художественный образ, называют
гармонией;
гармоникой;
колоритом;
гаммой цвета.
3) Что является основным в художественном языке живописи
Линия;
Штрих;
Декоративность;
Цвет.
4) Какое из перечисленных понятий основано на ритмичном повторении каких-либо элементов, мотивов.
Портрет;
Орнамент;
Колорит;
Формат.
5) Наука о цвете _______________________________________
Рисование пейзажа в монохромной технике. Монохромный в переводе с греческого моно-единственные, хром –цвет: единственный цвет.
. Монохромные пейзажи традиционное искусство стран Востока Китая и Японии. Путешествуя с линией мы оказались в стране солнца. демонстрация монохромных пейзажей.
Напомнить с чего начинают рисовать пейзаж-с линии горизонта.
Физминутка для глаз: слайд
Итог урока
Мы заканчиваем наше путешествие вместе с линией и пятном, за эти короткие полчаса мы смогли совершить чудеса? А какие?
Мы можем ответить себе на вопрос, что в жизни каждая минута таит в себе чудо.
Объяснение нового материала проходит в форме знакомства с компьютерной презентацией по теме и объяснения педагога новых понятий, в форме диалога с учащимися с показом примеров на доске
Педагог напоминает, что графика – один из видов изобразительного искусства. (слайд 2 и 3) Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”
Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира (слайд 4)
Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может линией и пятном передать все многообразие мира (слайд 5)
Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.
Далее педагог объясняет смысл этих понятий, иллюстрируя объяснение показом на доске.
Точка.
«Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать... (педагог рисует на доске одну жирную точку)
Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. От такого изображения у нас возникает чувство неуверенности..
Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. У изображения появляется сюжет...
Линия.
«Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии, как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.»
Педагог рисует на доске разные линии.
«Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, мятущаяся, стремительная?» Ребята обсуждают и находят каждой линии свое название..
Пятно.
Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее - светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".
У пятна огромные выразительные возможности, и они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.
По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись.. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки. (слайд 9)
Далее мы кратко остановимся на разновидностях графики. (слайд 11)
Существуют три основные разновидности графики:
-станковая (рисунок и гравюра) (слайды 12 и 14),
-прикладная (книжная графика и плакат) (слайды 20 и 21)
-и самый современный вид – компьютерная графика (слайд 23)
С произведениями графики человек сталкивается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие собой самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – все это произведения станковой и прикладной графики.
Итак, графика - это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер.
А сейчас у вас есть возможность попробовать свои силы в этом увлекательном виде изобразительного искусства.
Практическая работа по новой теме.
Самостоятельное выполнение задания, консультации и помощь педагога
5 .Этап. Закрепления изученного
Вопросы для закрепления темы:
Что такое графика?
Когда она возникла?
Что такое язык графики?
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Работы выставляются на мольбертах как мини-выставка. Общий просмотр и обсуждение работ. В каждой отмечаются свои достоинства.
7. Уборка рабочего места.
Самоанализ педагога:
Занятие прошло в творческой атмосфере. Дети увлеченно выполняли задание. Тема занятия раскрыта.
Особенности учебного материала. Данное задание является одним из заданий из цикла занятий на тему «Морское дно». Далее учащиеся выполняют это задание в цвете и в материале (роспись по ткани).
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998.
Ростовцев Н.Н. Школа. Учитель. Искусство. М.: Просвещение, 1981.
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. I часть. Обнинск: Титул, 1996.
Энциклопедия рисования. М.: Росмэн, 2000.
Компьютерная презентация «Графика. История развития»
Цель: ознакомить учащихся со способами выразительности линия и пятна и их выразительными возможностями;
развивать интерес к художественной деятельности к произведениям искусства; умение воспринимать красоту окружающего мира, зрительное восприятие и аналитическое мышление;
воспитывать у учащихся художественно-эстетический вкус,
План-конспект занятия на тему "Обеспечение личной безопасности на дорогах" предназначен для проведения занятий по Основа безопасности жизнедеятельности по программе Смирнова А.Т....
Конспект занятия на тему «Мягкая игрушка: оформление мордочки (глаза, утяжка головы или мордочки, накладка на мордочку, рот, нос, усы)
Знакомство учащихся с технологией оформления мордочки...