Конспект урока по изобразительному искусству "Пейзаж родной земли"
Конспект урока по изобразительному искусству "Пейзаж родной земли"
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству "Пейзаж родной земли"»
Технологическая карта урока 4класс
Конспект урока
Урок изобразительного искусства.
Тема «Пейзаж родной земли».
Цель урока:углубить представление о пейзаже.
Задачи.
Образовательные:
-познакомиться с видами пейзажа,
-изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа,
-вспомнить художников-пейзажистов.
Развивающие
-развивать интеллектуальные и образовательные умения,
-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки,
-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания.
Воспитательные
-воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам.
Тип урока: комбинированный
Технологии: поэтапное рисование.
Планируемые результаты:
Личностные:
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой,
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Метапредметные
Регулятивные:
-понимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства для решения задач;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
-строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие ,что партнёр знает и видит, а что нет;
-использовать в общении правила вежливости.
Предметные:
-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры мирового искусства, изображающие природу,
-создавать простые композиции на заданную тему.
Оборудование: карандаши, акварель, кисточки, альбомы, емкость для воды, палитра.
Ход урока
I.Этап мотивации и актуализации знаний
Учитель предлагает найти содержание темы урока.
- Посмотрите, а что здесь изображено?
Пейзаж – это изображение природной среды, окружающей человека и привлекающей его своей красотой и эстетикой. В зависимости от типа изображаемой среды пейзажи подразделяются на горные, морские, лесные, космические, сельские и городские.
II. Ученики формулируют содержание темы урока.
- Посмотрите на эти картины и ответе на вопрос с помощью каких средств были выполнены эти картины?
Один из пейзажей выполнен в графике
-Что является основой художественной выразительности графики?
Вторая картина выполнена в красках
-В изобразительном искусстве рисование красками ,гуашью называется живописью, т.е. второй пейзаж выполнен в живописи.
- Посмотрите на экран:
Пейзаж – это рисование природы,
Живопись – это рисование красками
- Поэтому тема нашего занятия «Пейзаж»
- А иначе можно сказать «Пейзаж в живописи»
III. Постановка учебной задачи
- Чтобы нарисовать пейзаж в красках или пейзаж в живописи что нам необходимо знать или повторить?
- Что является основой художественной выразительности языка живописи?
Цвет – главное средство живописи – позволяет передать всё многообразие мира.
Цвет:
- Радости, светлости.
-Ощущение грусти, печали, тоски.
-Тревогу, ужас, страх.
Перед вами пейзажные картины.
- К какой цветовой гамме отнесёте эти картины и какое эмоциональное состояние они у вас вызывают.
- просмотрим ещё несколько картин художников-пейзажистов.
-определим тему пейзажа «ПЕЙЗАЖ РОДНОЙ ЗЕМЛИ»
-какой это будет пейзаж - по виду пейзажа, по времени года,
по состоянию природы – дождь, солнце, закат
Первичное закрепление
- Какое настроение можно передать с помощью каждого из цветов?
- При смешивании любого цвета с белым мы получаем -
- При смешивании с серым цветом –
- Чёрная краска, добавленная в небольшом количестве к чистым цветам, вызывает –
Правила при изображении пейзажа:
Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!
Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом)
На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке .При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.
V. Работа над пейзажем.
Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения.
Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.
Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.
Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды . Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).
Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.
Затем – детальная проработка .
Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.
Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).
Ученики пишут пейзажи.
VI. Рефлексия деятельности
Учитель организует рефлексию. Проанализируем:
А) Цвет. Б) Композицию. В) Аккуратность.
Закончить фразу:
-У меня получилось…
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. В конце урока на доске организуется выставка. По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.
Делают вывод.
Домашнее задание. Проанализировать пейзаж с мотивом «Перед грозой»