Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Натюрморт по представлению". Предмет "Живопись". 5 класс.»
Детская школа искусств им.Е.М Беляева г. Клинцы
Художественное отделение
Живопись 5 класс
Конспект урока. Тема урока:
«Натюрморт по представлению»
Преподаватель:
Ксендзова
Людмила Александровна
Конспект урока
1.Тема: «Натюрморт по представлению»
2.Цель занятия: выполнить натюрморт по представлению, создать эскиз, найти собственную технику исполнения («прием»), как итог сформировать новое знание, навык. 3.Задачи:
воспитательные – вовлечь в активную практическую деятельность, научить работе с эскизом, совершенствовать навыки, получить свою собственную технику исполнения.
развивающие – беседа по теме урока, закрепление новых знаний в процессе творческого задания, знакомство с понятиями по теме, умение работать с дополнительным материалом (визуальный ряд), формирование мышления, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
4.Вид художественной деятельности – рисование по представлению.
Задание для самостоятельной работы – сбор материала для анализа по теме, последующего выполнения эскиза к работе, композиция в листе, построение и цветовое решение, а также решение задачи в соответствии с задумкой автора.
5.Материалы и оборудование для учащихся – бумага для акварели (формат А2), карандаш, ластик, кнопки, кисти, акварель, гуашь, палитра.
6.Дидактическое обеспечение занятия: зрительный ряд (предметы натюрморта), дидактическое пособие – работы крупнейших мастеров живописи ( репродукции)
Опорные знания и умения – умение анализировать, составлять композицию по представлению, ограничивая выбор предметов натюрморта заданной темой, конструктивно строить предметы.
Новые понятия – виды натюрморта, приемы в построении композиции, цветовое решение.
План урока
Урок № 1
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Термины, их понятия
1.Организационный момент.
2.Оъяснение нового материала
Беседа по теме «Натюрморт», виды натюрморта, представить наглядный ряд
Рассмотреть изображения проговорить в чем отличие от обычного натюрморта
«Цветочный натюрморт»
«Охотничий натюрморт»
«Натюрморт-завтрак» на примере Петрова-Водкина
«Суета сует»
«Тематический натюрморт» на примере «Атрибуты искусств» Шардена
«Праздничный натюрморт»
«Голландский натюрморт» в чем отличие от других. Виллем Хеда, Питер Класс
3.Повторение и проверка знаний учащихся.
Показать варианты репродукций, помочь организовать замысел.
Выполнить 1-2 эскиза на небольшом формате. Постараться найти образное решение.
«Образное решение»
4.Самостоятельная работа учащихся.
Контроль над ведением работы
Построение композиции, выполнение эскиза в цвете.
5. Просмотр работ, выявление ошибок, выделение наиболее удачного варианта.
Обсуждение с учащимися результата работы.
6. Уборка рабочих мест.
Ход занятия.
1.Организация рабочего места, проверка готовности материалов и инструментов.
2. Здороваюсь с учащимися.
3.Объясняю цели и задачи занятия:
На сегодня главная цель занятия - сформировать новое знание на базе полученной информации, новых понятий и определений, постараться применить этот прием выразительности в своей работе в соответствии с замыслом.
Задание будет постепенно усложняться, ваши основные задачи на сегодня:
1)познакомиться с видами натюрморта, осмыслить, выполнить эскиз в технике, похожей на визуальный ряд.
2)постараться найти собственное решение, смысловое, цветовое, основываясь на уже полученных знаниях.
Сформировать натюрморт из трех-четырех предметов, драпировок, фруктов, цветов, музыкальных инструментов или атрибутов искусств (по выбору темы), разместить в маленьком формате. Выбор предметов соответственно заданной теме, изображение проработать, передний, задний план, выявление акцентов в работе на основе полученной информации, художественного восприятия, вкуса.
На листе бумаги определяем формат наброска, пытаемся найти композицию предметов (карандашом), как лучше расположить формат – вертикально или горизонтально.
Кроме общих задач каждый из вас должен подумать и решить с какой собственной задачей вы постараетесь справиться (что пока не получается, чему необходимо учиться, поиски собственной техники).
Урок №2
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Термины, их понятия
1.Организационный момент.
2.Повторение темы, осмысление нового и применение в работе.
Проверка построения рисунка, организации композиции
Построение рисунка с учетом конструктивных изменений. (Эскиз – как, наглядное изображение)
«Для чего нужен эскиз?»
3.Самостоятельная работа.
Учащиеся переносят изображение на формат А2
Выполнение рисунка
4.Просмотр работ, выявление ошибок, общих и индивидуальных.
Общее выявление и обсуждение ошибок
5. Выбор наиболее удачного варианта.
Просмотр работ
6.Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1.Организация рабочего места, проверка готовности материалов.
2. Объясняю задачу занятия: выполнить рисунок в формате листа А2, с учетом эскиза и внесенных изменений в композицию, выбрать технический прием.
Рассмотрим предметы, анализируя форму каждого, с учетом композиции, соответствует ли выполненная композиция теме урока и замыслу.
- какая тема натюрморта выбрана (образно и стилистически опираясь на эскиз оценить выполненный рисунок, оценить форму предметов )
- переносим рисунок с эскиза на основной лист, формат А2. Уточняем форму, вносим коррективные изменения. Сравниваем предметы по ширине и высоте (Какие элементы натюрморта отвечают на заданную тему, какое название можно дать натюрморту. Пользуясь наглядным изображением найти собственное решение в композиции, форму предметов четко построить,( добавить или убрать мелкие детали), создать четкую форму или нужно более изящное решение. Увеличивается масштаб, появляются большие плоскости, которые для обозначения пространства можно разбить на детали.
- выделяем результат, получаем подготовительный рисунок для живописи.
Обсуждаем лучший результат, средства выразительности.
Завершаем занятие.
Итог:
Урок №3
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность учащегося
Термины, их понятия
1.Организационный момент.
2.Просмотр работ, исправление ошибок
Сотворчество преподавателя и ученика в поиске, исправление ошибок на большом формате.
Работа на формате
«какие виды натюрморта вы знаете?»
Привести пример.
3.Самостоятельная работа учащихся.
4.Просмотр последовательности выполнения работы на визуальном ряду.
5.Выполнение работы в цвете, с учетом освещения.
Консультации с преподавателем в поиске цветового решения.
6.Завершение работы, просмотр, выявление ошибок, выставление оценок.
7. Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1.Организация рабочего места, проверка готовности материалов.
2. Объясняю задачу занятия: выполнить работу в цвете, сохранив образность натюрморта.
Для закрепления знаний задаю вопросы: «какие виды натюрморта Вам известны?» «Каких крупнейших мастеров живописи вы знаете?». Переходим к практическому занятию. Рассматриваем примеры живописного решения.
На палитре пробуем подобрать нужные оттенки, цветовую гамму. Намешиваем цвет и раскладываем по плоскостям и предметам от большего к меньшему, от главного к второстепенному. Желательно с учетом освещения, чтобы предметы оставались объемными. Момент освещения является одним из самых сложных, потому что натюрморт выполняется по представлению. Форма мазка с учетом замысла автора – гладковыкрашенная форма или хаотичные мазки.
Заканчивая работу добиваемся гармонии взаимодействия элементов и соподчинения. (Вопрос: «Чем отличается живопись Матисса от других мастеров?». В цвете очень важно сохранить первоначальную задумку, сохранить остроту восприятия и лаконичность цветовых взаимосвязей.
Итог занятия – просмотр работ, их обсуждение, оценка работы каждого ученика, успешность решения поставленных задач. Выставление оценок.
Критерии оценки – соответствие заданной теме, выразительное собственное решение натюрморта, грамотная композиция, выгодное цветовое решение.