Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по теме "Изображение предметного мира - натюрморт"
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по теме "Изображение предметного мира - натюрморт"
Конспект урока по теме "Изображение предметного мира - натюрморт" открывает большую тему четверти "Мир наших вещей. Натюрморт" в 6 классе по программе Б.Неменского. На уроке обучающиеся расширяют представление о натюрморте как жанре изобразительного искусства, знакомятся с историей возникновения и развития жанра, творчеством отдельных художников - мастеров натюрморта, учатся самостоятельно изображать натюрморт в технике аппликации, используя различные выразительные средства: цветовое пятно, композицию, пропорции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе по теме "Изображение предметного мира - натюрморт" »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
в 6 классе по теме «Изображение предметного мира - натюрморт»
Ролдугина Ирина Алексеевна, учитель изобразительного искусства
Цели урока: дать представление о натюрморте как жанре изобразительного искусства, развивать композиционное мышление обучающихся, формировать эстетический вкус, умение активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра.
Задачи: дать определение термина «натюрморт», познакомить с историей возникновения и развития жанра, познакомить с творчеством выдающихся художников – мастеров натюрморта, показать значение изобразительных средств в создании художественного образа в натюрморте (цветовое пятно, ритм, композиция, пропорциональные отношения предметов), развивать умение импровизировать в составлении натюрмортов, развивать навыки работы в технике аппликации.
Методы и приемы работы:
Наглядный (демонстрация изображений натюрмортов)
Анализ изображений натюрмортов
Словесный (рассказ учителя)
Частично-поисковый (подбор материала по теме урока, сообщения обучающихся)
Практический (выполнение практического задания по составлению натюрморта)
Приемы вырезания из бумаги, ткани.
Планируемые результаты: обучающиеся должны знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта, уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра, творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).
Оборудование: 1) для учителя: мультимедиа, репродукции картин;
2) для учащихся: цветная бумага, картон, ткань, ножницы, клей ПВА.
Содержание урока
Организационный момент.
Учитель устанавливает дисциплину в классе, проверяет готовность учащихся к уроку.
Сообщение нового материала.
Класс оформляется по зал музея. На стенах висят репродукции картин с изображением натюрмортов.
Слово учителя:
- Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с одним из жанров изобразительного искусства. О каком жанре будет идти речь, вы узнаете, прослушав отрывок из стихотворения А. Кушнера «О картинах»:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - …
Дети отвечают: «Натюрморт!»
- Тема нашего урока «Изображение предметного мира – натюрморт»
-Что же это за жанр? Когда он появился? В чем его особенности? Кто из художников был мастером натюрморта? Об этом и многом другом вы узнаете из нашего урока, также сами научитесь составлять различные натюрморты в технике аппликации, вспомните основные принципы композиции и ритмической организации картины. Давайте обратимся к истории возникновения натюрморта.
Рассказ учителя:
Натюрмо́рт (от фр. — «мёртвая природа») — изображение различных предметов, вещей, объединенных в группу конкретным сюжетом. Самые ранние натюрморты можно найти в XV—XVI веках как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа, например, портрет Жана Каронделя работы Яна Госсарта. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Натюрморты этого периода часто содержат скрытую аллегорию. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением: погасшая свеча — символ окончившейся жизни; серебряная посуда означает земное богатство; ветчина — чувственные радости; лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь.
- А теперь послушаем ваши сообщения по теме урока
Сообщения учащихся (сопровождаются демонстрацией слайдов):
1 ученик: «Нидерландский натюрморт XVII века»
Нидерландский натюрморт представлял собой уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными: горизонтальный формат полотна, нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен раме. Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна; предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома. Жанр натюрморта получил большое распространение.
2 ученик: «Мастера нидерландского натюрморта» Хеда Виллем Клас — голландский живописец, мастер натюрморта. Хеда родился в Нидерландах, в Харлеме, обучение живописи проходил под руководством своего отца. Карьеру живописца он начинал с картин на религиозные сюжеты и портретов, но затем практически полностью переключился на натюрморты. Хеда любил писать серебряные чаши с мерцающими бликами, кубки из венецианского стекла, перламутровые раковины. С исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких поверхностях, его произведения отличаются изысканностью красок и утончённостью проработки. Художник почти всегда использовал в своих работах одни и те же мотивы, но, меняя расстановку, он создавал оригинальные композиции, представляющие новый взгляд на привычные предметы. Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. В полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы, цвета, фактуры каждой мелочи самой по себе, но и живое, искреннее наслаждение, с которым раскрывается красота предметного мира.
«Натюрморт с крабом» (1648). Государственный Эрмитаж.
«Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (1645). Веймар
Рассказ учителя:
«Натюрморт в русской живописи 18-20 веков»
В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов. Изначально русские художники стремились как можно более точно передать облик предмета, вплоть до мельчайших деталей. Такие натюрморты часто называли «обманками», так как мастерски написанные предметы создавали иллюзию своей реальности. Среди первых русских художников, работавших в жанре натюрморта, можно назвать Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова.
Русский натюрморт в живописи, также как и русский цветочный натюрморт получил расцвет в начале 20 века. В русском цветочном натюрморте первой половины 20 века российские художники начинают стремиться не столько к точной передаче композиции и цвета, сколько к наполнению «неживой природы» особым смысловым и символическим содержанием.
В 30-40-е годы ХХ столетия развитие этого жанра приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
3 ученик: «Творчество И.Ф. Хруцкого»
Одним из художников, работающих в жанре натюрморт, был Иван Фомич Хруцкий (1810-1885 гг.). Для России именно этот художник являлся родоначальником академического натюрморта. Хруцкого называли живописцем “цветов и плодов”. Художник очень внимательно относится к деталям, тщательно прописывает фактуру каждого предмета: прозрачное стекло, блестящий металл, бархатистые фрукты. В чем-то Хруцкий, конечно, подражал голландцам. Но все же в полотнах художника нет той пышности и изысканности, которые присущи работам голландских мастеров. Хруцкий любуется и наслаждается окружающими предметами. Работы мастера излучают яркий жизненный оптимизм
.
Слово учителя:
- Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. Хотя НАТЮРМОРТ - неподвижная, «мертвая натура», он состоит из предметов, которые являются частью живой, окружающей нас действительности. Собранные вместе предметы могут отражать духовный мир человека. Сочетание простых предметов могут выражать самые разные и сложные чувства.
3. Практическая работа
Задание:
- Сейчас вы приступите к созданию собственных натюрмортов. Работать будете в технике аппликации. Аппликацию можно сделать из цветной бумаги или ткани. (Демонстрируются образцы детских работ).
Объяснение последовательности работы:
Подберите красиво бумагу по цвету, определите, каким будет фон.
Вырежьте несколько силуэтов простых домашних предметов (ваза, кувшин, тарелка и др.), а также силуэты нескольких фруктов. Составьте из них натюрморт.
Определите, какой предмет будет центром композиции.
Вспомните, что такое ритм? (Чередование одинаковых элементов)
Где в построении вашего натюрморта будет пауза?
Попробуйте различные варианты расположения предметов. Предметы могут перекрывать друг друга.
Когда все детали найдут свое место, аккуратно приклейте их.
При выполнении работы помните об осторожном обращении с ножницами и клеем.
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель следит за ходом работы и помогает отдельным ученикам, испытывающим затруднение в работе.
Подведение итогов урока. Обобщающая беседа:
- Что такое натюрморт?
- Когда и где появился этот жанр?
- Кто из художников был мастером натюрморта?
- Как развивался жанр натюрморта в России?
Выставка работ обучающихся. Анализ лучших работ. Оценивание.
Домашнее задание: подобрать иллюстративный материал по теме «Натюрморт»