kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Народные праздники. Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание  художественного образа русского народного праздника Масленица.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся  представлений о народных праздниках.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать  интерес к  русской народной культуре  и традициям русского  народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Народные праздники. Масленица"»


Предмет: Изобразительное искусство

Возраст учащихся: 4 класс

Тема урока: Традиции русского народа. Народные праздники.

Цель урока:  создание художественного образа русского народного праздника Масленица.

Задачи урока:

1. Формировать у учащихся представлений о народных праздниках.

2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.

3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа.

Оборудование: презентация «Масленица», таблички со вспомогательными словами, проектор, экран, магниты.

Материалы: лист А3, простой карандаш, гуашь, кисти, баночка с водой.


Этапы работы

Содержание этапа


1.Организационный момент

  • Создание эмоционального настроя на урок по средствам музыки


Вход учащихся в класс под русскую плясовую.


2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала









  • Использование проблемной ситуации для настроя учащихся на учебную деятельность, определение предмета и темы урока .

Учитель:

--Ребята, какое у вас сейчас настроение?

 Дети: Веселое, праздничное….

Учитель:

--Почему? С чем это связано?

Дети: Из-за музыки, под которую входили

Учитель:

--А где обычно можно услышать такую музыку?

Дети: На народном празднике.

Учитель:

--Вот вы и сами сказали тему нашего сегодняшнего урока.

На экране открывается тема урока (на слайде)

Учитель:

--А что значит, на ваш взгляд, термин «народный праздник»? С чем такие праздники связаны?

Дети: Это те праздники, которые к нам пришли от наших предков и они связаны с природой, с древними традициями, верованиями и обычаями людей.

Учитель:

--А какие народные праздники вы знаете?

Дети: Рождество, Масленица, ярмарки и т.д.

Учитель:

--Действительно, ребята, праздников у русского народа очень много и обо всех поговорить на одном уроке, к сожалению, не удастся. Поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно один праздник. Один, но зато какой!

-- Он празднуется, когда на улице одно время года, сам же праздник посвящен встрече другого времени года. О каком празднике идет речь?

Дети: О масленице

На экране слайд: «Масленица»

3. Изучение нового учебного материала.

















  • Изложение нового учебного материала с использованием средств наглядности (презентации);






























  • Использование игровой ситуации для стимулирования учебной активности учащихся в ходе изучения нового учебного материала.










Учитель:

-- А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, когда на Руси повсеместно было распространено язычество. Это очень древний праздник, который достался нам от славянских племен, и сохранился после принятия христианства. Начало празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Масленица это проводы зимы. В наше время мы тоже празднуем этот праздник. Кто помнит, в каком месяце приходит к нам это событие?....

Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Посмотрите, какие названия имел каждый день недели и что положено было делать в этот день


На экране слайд:

(все вместе читают только названия дней недели)

Понедельниквстреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины.
Вторникзаигрыши. С утра молодые люди звали родных и знакомых кататься с гор, поесть блинов.
Среда лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможнымпотехам.
Пятницатёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Субботазоловкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок.
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат: «Бог простит». А так же сжигают соломенное чучело — символ зимы.



Учитель:

--Обязательным атрибутом данного праздника являются специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду, которое и называли Масленицей. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси.

Учитель:

--Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний.


Звучит музыка с запевами «Ой, масленица» и на экране появляются репродукции картин художников на тему празднования масленицы


Учитель:

--Давайте сейчас проверим, как вы внимательно рассматривали репродукции известных художников. Для этого посмотрите на доску. На ней вы видите таблички, на которых написаны характерные для праздников действия:


1.ГАДАНИЯ

2.ПЕСНИ И ТАНЦЫ

3.ПЕНИЕ КАЛЯДОК

4. ПОЕДАНИЕ ВКУСНОСТЕЙ

5.КАТАНИЕ НА САНЯХ

6.КАТАНИЕ НА КАРУСЕЛЯХ

7.ПЛЕТЕНИЕ ВЕНОЧКОВ

8. СЖИГАНИЕ ЧУЧЕЛА БАБЫ


Учитель:

-- Выберите из них те, которые определяют традиции празднования именно Масленицы. Итак, таблички, под какими номерами нам надо убрать с доски, чтобы остались только нужные?

Дети:  1,3,7

Учитель:

-- Как вы видите, в каждом слове выделена одна буква. Составьте из выделенных букв слово. Что получилось?

Дети: БЛИНЫ

На экране слайд «БЛИНЫ»

Учитель:

-- Блины на масленицу не просто румяное и круглое лакомство. Блины в эти дни символизируют солнышко. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

  • Формировать умение переключать внимание с изменением вида деятельности

Физкультминутка

На экране слайд «Делу время, а потехе час»

Учитель:

-- Делу время, а потехе час. Ну вот, теперь пришло время и поиграть! Я вам буду песни петь, а вы показывайте движениями ту работу, о которой поется, да только, чур, не ошибаться!


-Коваль в кузнице кует, в наковальню бьет, Колокольчики звенят, молоточки гремят: «Тук-тук-тук!»

Блестит коса, сверкает, К сырой земле припадает, Посвистывает, поскакивает, Добрый молодец подхватывает.

(Учитель поет ,а дети показывают движения ).

4. Творческая практическая деятельность учащихся. Закрепление учебного материала.

  • Постановку конкретной задачи по практической деятельности перед учащимися












  • Инструкция по поэтапному выполнению практической работы


  • Описание форм и методов достижения поставленной цели

Учитель:

-- Итак, мы поиграли, теперь пора и делом заняться!

-- Каждый из вас, наверняка, хоть раз в жизни, да и бывал на этом веселом празднике - масленице.

Я предлагаю вам сегодня изобразить кульминацию праздника. Это значит пик праздника, что-то самое главное. И что же это?

Дети: Сжигание Масленицы.

На экране слайд

Учитель:

-- Этот обряд обычно сопровождается плясками, песнями, играми и хороводами, и символизирует окончание зимы.

После того как чучело сгорает, праздник заканчивается прыганием через костер. Вот это самое вам и предстоит сегодня изобразить, но не совсем так, как мы это делаем обычно.

-- Поэтому прежде, чем приступить к работе, посмотрим на сюрприз, который я вам приготовила.

Учитель раздает учащимся основу для рисунка, выполненную в виде тарелочки (блюда)

- Ваша задача состоит в том, чтобы эта тарелочка, которая сейчас совершенно белая и не интересная, превратилась в волшебный экран, на котором мы с вами увидим картины празднования Масленицы.

Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни.

5. Закрепление учебного материала. Подведение итогов.



  • Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы.

Вернисаж работ учащихся

Учитель:

-- Вот и подошел наш урок к концу. Удалось ли выполнить задуманное? Чей результат труда вам понравился больше?

--Что нового и интересного вы узнали?

--А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки?

Дети: ………

Учитель:

-- И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях.

5. Задание на дом

  • Постановка цели самостоятельной работы для учащихся в ходе выполнения домашнего задания.

Домашнее задание:

1. Украсить «блюдо», на котором находится рисунок.

2. В течение года собирать информацию о народных праздниках, участвовать в них и подготовить фотогалерею или галерею рисунков по их празднованию.


Список использованной литературы:


  1. Энциклопедия праздников/Авт.-сост. Н.В. Чудакова.- М.:ООО «Фирма « Издательство АСТ»»,1998г.

  2. Православная обрядовая кухня. – СПб.: ООО Издательский Дом «Кристалл»,2001г.

  3. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002г.

  4. Каждый народ –художник: Учеб.для 4кл.нач.шк. /Л.А.Неменская; Под ред. Б.Неменского. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2003г.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока " Народные праздники. Масленица"

Автор: Дмитриева Елена Викторовна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 454975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по СБО 8 класс : "Широкая масленица"."
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt_uroka_po_sbo_8_klass_shirokaia_maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "353961"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477936608"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока русского языка "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "117938"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961162"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект  урока изобразительного искусства "Русская тряпичная кукла в народной культуре.""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaizobrazitielnoghoiskusstvarusskaiatriapichnaiakuklavnarodnoikulturie"
    ["file_id"] => string(6) "286602"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454354410"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока окружающего мира 1 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196829"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428128003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства