1. Формировать у учащихся представлений о народных праздниках.
2. Развивать умения построения сюжетной композиций по впечатлению.
3. Воспитывать интерес к русской народной культуре и традициям русского народа.
Этапы работы | Содержание этапа |
1.Организационный момент |
| Вход учащихся в класс под русскую плясовую. |
2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала |
| Учитель: --Ребята, какое у вас сейчас настроение? Дети: Веселое, праздничное…. Учитель: --Почему? С чем это связано? Дети: Из-за музыки, под которую входили Учитель: --А где обычно можно услышать такую музыку? Дети: На народном празднике. Учитель: --Вот вы и сами сказали тему нашего сегодняшнего урока. На экране открывается тема урока (на слайде) Учитель: --А что значит, на ваш взгляд, термин «народный праздник»? С чем такие праздники связаны? Дети: Это те праздники, которые к нам пришли от наших предков и они связаны с природой, с древними традициями, верованиями и обычаями людей. Учитель: --А какие народные праздники вы знаете? Дети: Рождество, Масленица, ярмарки и т.д. Учитель: --Действительно, ребята, праздников у русского народа очень много и обо всех поговорить на одном уроке, к сожалению, не удастся. Поэтому сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно один праздник. Один, но зато какой! -- Он празднуется, когда на улице одно время года, сам же праздник посвящен встрече другого времени года. О каком празднике идет речь? Дети: О масленице На экране слайд: «Масленица» |
3. Изучение нового учебного материала. |
| Учитель: -- А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубокую древность, когда на Руси повсеместно было распространено язычество. Это очень древний праздник, который достался нам от славянских племен, и сохранился после принятия христианства. Начало празднования Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия. Масленица это проводы зимы. В наше время мы тоже празднуем этот праздник. Кто помнит, в каком месяце приходит к нам это событие?.... Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Посмотрите, какие названия имел каждый день недели и что положено было делать в этот день На экране слайд: (все вместе читают только названия дней недели) Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Вторник — заигрыши. С утра молодые люди звали родных и знакомых кататься с гор, поесть блинов. Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможнымпотехам. Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат: «Бог простит». А так же сжигают соломенное чучело — символ зимы. | | Учитель: --Обязательным атрибутом данного праздника являются специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду, которое и называли Масленицей. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали. Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Учитель: --Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица я предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний. Звучит музыка с запевами «Ой, масленица» и на экране появляются репродукции картин художников на тему празднования масленицы Учитель: --Давайте сейчас проверим, как вы внимательно рассматривали репродукции известных художников. Для этого посмотрите на доску. На ней вы видите таблички, на которых написаны характерные для праздников действия: 1.ГАДАНИЯ | 2.ПЕСНИ И ТАНЦЫ | 3.ПЕНИЕ КАЛЯДОК | 4. ПОЕДАНИЕ ВКУСНОСТЕЙ | 5.КАТАНИЕ НА САНЯХ | 6.КАТАНИЕ НА КАРУСЕЛЯХ | 7.ПЛЕТЕНИЕ ВЕНОЧКОВ | 8. СЖИГАНИЕ ЧУЧЕЛА БАБЫ | Учитель: -- Выберите из них те, которые определяют традиции празднования именно Масленицы. Итак, таблички, под какими номерами нам надо убрать с доски, чтобы остались только нужные? Дети: 1,3,7 Учитель: -- Как вы видите, в каждом слове выделена одна буква. Составьте из выделенных букв слово. Что получилось? Дети: БЛИНЫ На экране слайд «БЛИНЫ» Учитель: -- Блины на масленицу не просто румяное и круглое лакомство. Блины в эти дни символизируют солнышко. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. |
| Физкультминутка На экране слайд «Делу время, а потехе час» Учитель: -- Делу время, а потехе час. Ну вот, теперь пришло время и поиграть! Я вам буду песни петь, а вы показывайте движениями ту работу, о которой поется, да только, чур, не ошибаться! -Коваль в кузнице кует, в наковальню бьет, Колокольчики звенят, молоточки гремят: «Тук-тук-тук!» Блестит коса, сверкает, К сырой земле припадает, Посвистывает, поскакивает, Добрый молодец подхватывает. (Учитель поет ,а дети показывают движения ). |
4. Творческая практическая деятельность учащихся. Закрепление учебного материала. |
| Учитель: -- Итак, мы поиграли, теперь пора и делом заняться! -- Каждый из вас, наверняка, хоть раз в жизни, да и бывал на этом веселом празднике - масленице. Я предлагаю вам сегодня изобразить кульминацию праздника. Это значит пик праздника, что-то самое главное. И что же это? Дети: Сжигание Масленицы. На экране слайд Учитель: -- Этот обряд обычно сопровождается плясками, песнями, играми и хороводами, и символизирует окончание зимы. После того как чучело сгорает, праздник заканчивается прыганием через костер. Вот это самое вам и предстоит сегодня изобразить, но не совсем так, как мы это делаем обычно. -- Поэтому прежде, чем приступить к работе, посмотрим на сюрприз, который я вам приготовила. Учитель раздает учащимся основу для рисунка, выполненную в виде тарелочки (блюда) - Ваша задача состоит в том, чтобы эта тарелочка, которая сейчас совершенно белая и не интересная, превратилась в волшебный экран, на котором мы с вами увидим картины празднования Масленицы. Выполнение учащимися практической работы под веселые русские народные песни. |
5. Закрепление учебного материала. Подведение итогов. |
Учащие оценивают результаты самостоятельной деятельности и деятельности других, анализируют, рассуждают, делают выводы. | Вернисаж работ учащихся Учитель: -- Вот и подошел наш урок к концу. Удалось ли выполнить задуманное? Чей результат труда вам понравился больше? --Что нового и интересного вы узнали? --А зачем мы с вами изучаем традиции нашего народа. Зачем мы празднуем праздники, которые придумали наши предки? Дети: ……… Учитель: -- И действительно, без праздников нам бы жилось скучно и неинтересно. Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя справляем мы его, может быть, и чуточку по-другому, но остается самое главное – радость, чувство общности с людьми и память о наших корнях. |
5. Задание на дом |
| Домашнее задание: 1. Украсить «блюдо», на котором находится рисунок. 2. В течение года собирать информацию о народных праздниках, участвовать в них и подготовить фотогалерею или галерею рисунков по их празднованию. |