Архив содержит конспект урока, презентацию с музыкальным приложением и детскими работами.
Цель урока: научить выполнять композицию на основе наблюдений за явлениями весенней природы.
Задачи урока:
- Познакомить с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства, выяснить, как поэты, художники, музыканты разных эпох отражают весну в своих произведениях;
- Совершенствовать умения передавать впечатления от образов весенней природы при выполнении композиции;
- Совершенствовать навыки моделирования объёма объектов при помощи цвета и навыки работы акварелью;
- Развивать зрительную память, образное мышление, фантазию, эмоциональное эстетическое восприятие окружающего мира, природы.
Оборудование, используемое на уроке:
1.Музыкальные произведения: музыка А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года», П. Чайковского «Апрель. Подснежник».
2. Литературные произведения: стихотворение А.Н Плещеева «Уж тает снег», стихотворение Г.Лагздынь «Март», стихотворение о весне И. Авенберга.
3.Репродукции художников:
-И.И.Левитан «Большая вода», «Март», «Весенняя пора. Последний снег»;
-А.Саврасов: «Грачи прилетели»;
- В.Бакшеев «Голубая весна»;
- С. Панин «Ласковый май. Царицыно»
-И.Шишкин: «Лес весной»;
-К. Оон «Мартовское солнце»;
-Б.Кустодиев «Весна».
4.Наглядный материал и ЭСО: таблица «Рисуем дерево», «презентация по теме урока, произведения изобразительного искусства, детские рисунки прошлых лет, ноутбук.
5.Оборудование для учителя: шаблоны палитр, акварель, формат А3, кисти.
6.Оборудование для ученика: акварель, бумага формат А4, простой карандаш, ластик, палитра, кисти, баночка с водой, салфетка,
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, введение в тему урока)
- Ребята, прежде чем вы узнаете, что мы будем рисовать на уроке, я попрошу вас закрыть глаза, послушать музыку и попробовать её представить.
Звучит музыка А. Вивальди «Весна» из альбома «Времена года»)
- Скажите, каким цветом вы бы изобразили эту музыку? Ответы учащихся
2. Сообщение темы урока:
-Чтобы вы точно могли сказать, как называется тема нашего урока, я загадаю загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла … (Весна)
-Ребята! Вы догадались, какова тема нашего занятия? Ответы учащихся
- Да, ребята, тема нашего занятия – «Весна», «Образы весны» (слайд1-2)
3. Беседа, предшествующая восприятию нового материала.
-Давайте вернёмся к музыкальному сопровождению урока.
Кто из вас сразу догадался, что тема нашего урока будет связана с теперешней порой года, с весной? Почему? Ответы учащихся
-А по каким признакам вы определили, что эта пора года именно весна? Ответы учащихся
-Правильно, композитор сумел передать весеннее состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья (слайд 3)
- Ребята, а как вы считаете, часто ли композиторы, музыканты, художники обращаются в своём творчестве к образам природы? Ответы учащихся
- Да, действительно, очень часто, ведь каждое время года по-своему красиво и привлекает своим многообразием красок. С наступлением каждого времени года у нас появляются разные чувства, настроения, ощущения, будь то зима, лето, весна или осень. Но сегодня нам хотелось бы поговорить о весне, том, как чувствуют и передают весну в своих произведениях художники, поэты и композиторы.
- Ребята, поднимите руку, кто из вас любит весну? За что вы её любите? Ответы учащихся
- Обратите внимание на работы, выполненные ребятами нашей школы. Похожи ли они друг на друга? (приложение 1)
-Верно, рисунки разные. А что всё-таки общее между ними? Ответы учащихся
-Вы правы, весна наполняет души людей чувством ожидания. Для детей это ожидание тепла, каникул, пускание по ручейкам бумажных лодочек, звонкая веселая капель с крыш, это яркое теплое солнышко. А для взрослых весеннее пробуждение природы вселяет надежду на обновление чувств. (слайды 4,5)
- Я думаю, открою вам секрет и скажу, что есть две весны – это ранняя и поздняя. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето! Гайда Лагздынь «Март» (слайд 6)
- Какой месяц описывается в данном стихотворении? Правильно, март.
- Назовите признаки ранней весны? Ответы учащихся