Урок посвящен созданию необыкновенного праздничного лакомства - русского пряника. В теоретической части даётся материал о прянике, как виде народной скульптуры из теста (объёмной, рельефной), о его истории, производстве, затрагиваются вопросы значения в традиционных народных праздниках. Практическая работа посвящена изготовлению различных видов пряника: лепного, вырезного и печатного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1. Продолжать знакомство с декоративно – прикладным искусством, основами композиции, законами восприятия цвета и формы в дпи, познакомить с искусством пряничного дела, с его историей, научить выполнять пряник в материале, расписывать его.
2. Развивать пространственное мышление, фантазию, умения по формообразованию и цветовому решению изделия;
3. Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, патриотизм через воспитание уважения к искусству родного края.
Формируемые УУД:
Личностные: воспитание эстетических чувств, любви к своей Родине, традициям и обычаям родного края, его искусству; формирование познавательного интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
Регулятивные: умениепод руководством учителя ставить цели предстоящей работы, планировать свою деятельность на уроке, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий (познавательная рефлексия),сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер формы, декор, цветовое решение);
Познавательные: практическое освоение умений, навыков, построение логической цепочки действий, понимание и выделение основных существенных признаков, умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, др. информационных средствах, использование своего жизненного опыта;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в монологическом и диалогическом высказывании, планировать и организовывать учебное сотрудничество.
Оборудование: мультимедийная презентация; аудиозапись «Пряники русские» ансамбль «Балалайка»; образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства и пряников из соленого теста (из методического фонда учителя); раздаточный материал «рецепт пряничного теста», задания для работы в группе; пряничные доски, скалки для раскатывания муки, формочки для теста, мука, соль, вода, набор штампов для создания декора
Тип урока: комбинированный
Методы: интерактивная форма «светофор», беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа в группах…
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку)
II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний
Вопросы к учащимся. Ответы - интерактивная форма «светофор».
III. Мотивация
IУ. Сообщение темы урока
У. Новый материал
Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, цукаты, изюм, фруктовое, ягодное повидло. Прилагательное «пряный» обозначает «сделанный из приправ». История: еще в 350 г. до н.э. есть информация о лепёшках из мёда, приправленных острыми специями и травами. На Руси пряники попробовали в 9 веке, с подачи варяг, назывались «медовым хлебом» (представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком), варяги вместе с пряниками завезли ещё много мучного: блины, пироги с ягодами и сухофруктами. В 12-13 веках, с появлением настоящих Индийских приправ, пряник окончательно оформился как тульская сладость, известная каждому из нас. В некоторых местностях пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок собирались и кидали пряники, выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех, и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки выигрывали 15 – 20 пудов пряников.
По народному поверью считалось, что пряники имели целебную силу и помогали в лечении болезней. Пряник - символ праздника, поскольку его ингредиенты не относились к дешёвым и повседневным. Пряники дарили в знак уважения, любви, дружбы.
Но прежде всего пряники – излюбленное лакомство, особенно его, любили дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, рыбок, петушков. Пряничное тесто делают из пшеничной муки и меда. Мед улучшает качество пряников, замедляет очерствение и придает традиционному лакомству неповторимый аромат. Современные пряники делают с начинкой из повидла или сгущенного молока. Испечь по-настоящему хороший пряник – большое искусство, требующее знаний, умения, опыта и сноровки. Несмотря на развитие технологий и инновации, пряники по-прежнему готовят вручную. Поэтому работниц пряничного производства называют мастерицами. Все этапы должны выполняться в строгой последовательности: замешивание теста, придание формы, выпекание в печи, остывание и глазурование. Приготовление пряничного теста – целая наука, требует особой четкости, взвешивания компонентов, последовательности их закладки и соблюдения температурных режимов.
По технологии изготовления пряники делятся на лепные, вырезные и печатные.
Лепные пряники, широко распространены на русском Севере. Никакого специального оборудования для их формовки не требовалось — их лепили из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки. Каждый лепной пряник был своеобразной миниатюрной декоративной скульптурой. Из крутого теста, а подчас и хлебного мякиша лепили оленей, лошадок, овец, коровок, птичек и разных лесных зверушек. Несмотря на все разнообразие выходящих из рук умельцев животных, все они назывались — «козули». Характерным компонентом является «жжёнка» — карамелизированный до янтарно-коричневого цвета сахарный сироп. Обычно козулей выпекали перед первым выгоном скота на пастбище, началом сева, после окончания покоса и к другим подобным событиям. Пекли козули также перед Рождеством. Их дарили родным и знакомым, когда ходили друг к другу в гости. Оставшимися с праздника козулями украшали зимние окна. Красота и выразительность таких пряников полностью зависят от искусства стряпухи, от ее умения в условной декоративной манере передавать самое характерное. Можно изготовить пряник абсолютно любой формы. Все зависит от фантазии заказчика и мастерства художника.
Печатные пряники — самые распространённые, изготавливался с помощью пряничной доски, пряничной скалки. В старину мастеров изготовителей пряничных досок называли «знаменщиками». Любимым материалом «знаменщиков» была липа, но всё-таки пряничные доски чаще всего резали из нижнего ствола тридцатилетних берёз и груш. Доски вырезали толщиной около 5 см, сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени. Основа для приготовления пряника - тесто вдавливают в форму руками так, чтобы рисунок, вырезанный на доске, полностью повторился, отпечатался на будущем прянике в мельчайших деталях. Именно поэтому такие пряники называют печатными.
Вырезанные пряники делались при помощи металлических форм, которыми вырезали фигурки, из темного медового теста, и обильно украшали затейливыми узорами из взбитой белковой массы с добавлением разных красителей, белого и розового сахара и даже специальной позолоты. Первоначально роспись глазурью выполняли палочкой; современные мастерицы заменили ее на рожок из пергамента. Большие пряники вырезали ножом.
УI. Практическая работа: работа выполняется по группам, задания:
1. Выполнить лепной пряник:
- Представить внешний вид будущей объёмной скульптуры;
- Приготовить материал;
- Вылепить скульптуру, руководствуясь пластическим способом лепки.
2. Выполнить печатный пряник:
- Продумать внешний вид будущего изделия;
- Приготовить материал, раскатать пласт теста высотой 1 сантиметр;
- Используя печатные формы, изготовить изделие.
3. Выполнить вырезной пряник:
- Приготовить формы для теста;
- Замесить тесто, раскатать тонкий пласт, вырезать изделия, используя формочки;
- Расписать изделия, используя традиционные элементы росписи.
Учащиеся выполняют практическую работу, Во время практической работы учитель контролирует правильность приёмов выполнения операций, соблюдение техники безопасности санитарно- гигиенических требований.
УII. Итог урока:
1. Отчет каждой группы с демонстрацией изделий.
2. Общая выставка.
3. Домашнее задание. Используя различные источники подобрать рецепты пряничного теста, записать в тетрадь. Вместе с родителями изготовить праздничные пряники, сфотографировать их на телефон, желающие могут снять видео, выполнить мультимедийную презентацию.
Мы в кондитеров играли, много сыпали муки,
Мёд и яйца добавляли, пряник русский мы пекли.
Наши прадеды печатный пряник называли: «знатный»
До сих пор его любит народ, в праздник к чаю подаёт.
Тульский пряник, тоже «знатный» весь в глазури, ароматный.
2. В кастрюлю положить масло, сахар и мед. Разогреть на слабом огне содержимое кастрюли, пока не растворится сахарный песок.
3. По 1 ст. л. гвоздики и кориандра смолоть в мельнице и просеять через сито. Имбирь нарезать достаточно мелко. Смешать кориандр, гвоздику и имбирь, после чего добавить корицу.
4. К медовой смеси добавить какао, пряности и соль. Как только медовая смесь будет комнатной температуры, разбить туда куриное яйцо и все перемешать.
5. Смешать муку с разрыхлителем и добавлять понемногу к пряничной смеси. Дать тесту постоять в течение 3-4 часов. Затем перемешать тесто, чтобы оно получилось достаточно гладким. Выстелить стол пекарской бумагой и раскатать на ней тесто. Вырезать фигурки при помощи формочек. Излишки теста отложить в сторону.
6. Выпекать имбирные пряники не более 15 минут при температуре в 200°C.
7.Для приготовления глазури смешать в миске лимонный сок и сахарную пудру. Использовать 2 ст. л. лимонного сока на 100 г пудры.
8. Взять полиэтиленовый пакет, поместить в него получившуюся глазурь, сделать в нижней части небольшую дырочку или срезать уголок. С помощью такого не хитрого приспособления украсить пряники по своему вкусу.
Рецепт: 4 желтка растирается с 1 стаканом сахара, 3 столовые ложки сметаны, на кончике ножа добавить соду и погасить. Добавляем 1 пачку (250 г.) размягчённого маргарина.
Рецепт Пряника классический
В размягченное сливочное масло добавить мёд, яйца. Замесить тесто на просеянной муке с содой и воде. Раскатать тесто, сложить в два слоя, между слоями поместить начинку. Поместить в очень горячую духовку на 1–2 минуты. Охладить и допекать ещё 5 минут в горячей духовке. Снова охладить и щеткой нанести глазурь.
Глазировка. Упрощенную глазурь получают из 500 г сахара и 0,75 стакана воды. Сахарный сироп уваривают "до средней нитки", тщательно сняв пену и другие примеси.
Настоящую глазурь получают из 400 г сахара, 5 яичных белков, 0,25 стакана воды. Иногда в глазурь добавляют красители и пряности (цедру).