Самоанализ урока ИЗО № 15 "Русский пряник" 5 класс
Самоанализ урока ИЗО № 15 "Русский пряник" 5 класс
Данный документ идет в блоке с конспектом и презентацией урока № 15 "Русский пряник" 5 класс, отражает один из вариантов анализа своего урока самим педагогом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1. Продолжать знакомство с декоративно – прикладным искусством, основами композиции, законами восприятия цвета и формы в дпи, познакомить с искусством пряничного дела, с его историей, научить выполнять пряник в материале, расписывать его.
2. Развивать пространственное мышление, фантазию, умения по формообразованию и цветовому решению изделия;
3. Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, патриотизм через воспитание уважения к искусству родного края.
Формируемые УУД:
Личностные: воспитание эстетических чувств, любви к своей Родине, традициям и обычаям родного края, его искусству; формирование познавательного интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
Регулятивные: умение под руководством учителя ставить цели предстоящей работы, планировать свою деятельность на уроке, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий (познавательная рефлексия), сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер формы, декор, цветовое решение);
Познавательные: практическое освоение умений, навыков, построение логической цепочки действий, понимание и выделение основных существенных признаков, умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, др. информационных средствах, использование своего жизненного опыта;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли в монологическом и диалогическом высказывании, планировать и организовывать учебное сотрудничество.
Оборудование: мультимедийная презентация; аудиозапись «Пряники русские» ансамбль «Балалайка»; образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства и пряников из соленого теста (из методического фонда учителя); раздаточный материал «рецепт пряничного теста», задания для работы в группе; пряничные доски, скалки для раскатывания муки, формочки для теста, мука, соль, вода, набор штампов для создания декора
Тип урока: комбинированный
Методы: Методы: интерактивная форма «светофор», беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, практическая работа в группах…
Этапы урока
Анализ действий учителя и учеников
В классе оформлена выставка из предметов декоративно-прикладного искусства, на основном поле доски прикреплены: тема урока «Русский пряник», обрамленная вышитыми рушниками, на учительском столе – компьютер с загруженными к уроку материалами, класс светлый, чистый, столы застелены клеенками, учащиеся в «творческих» рубашках.
- Какие виды визуального искусства вам известны? (Живопись, графика, скульптура, архитектура, дпи).
- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны. Назовите их.
/ Учащиеся называют виды дпи – вышивка крестиком, вышивка лентами, вышивка бисером, гончарство, роспись, плетение, ткачество, ковроткачество, чеканка, роспись, вязание и другие. Во время звучания названия вида искусства учитель демонстрирует его образец на выставке.
Отмечает работы, выполненные учащимися этого класса: вышивка бисером Чуповой Насти и Вольф Евгении, вышитый крестиком рушник Байдык Даши. Работы принимали участие в конкурсе декоративно-прикладных работ и отмечены грамотами.
Для повторения использована интерактивная технология «светофор», учащиеся «сигналят» светофорами, подымая зеленый сигнал, если знают ответ, красный – если ответа не знают, по поднятым светофорам сразу видно, сколь-ко человек владеют изученным материалом.
Образцы декоративно-прикладного искусства расширяют общекультурный кругозор учащихся, «подтягивают» каждого к уровню мастеров декоративного искусства.
Учитель обращается к выставке видов декоративно-прикладного искусства, отмечает образцы местный промыслов: гончарство и народная игрушка и вышитые рушники народных центров области, таким образом прививает любовь к искусству родного края, открывая возможности каждого ученика к творческому процессу, называя фамилии одноклассников, на их примере учитель показывает пути социализации другим ученикам.
3.Мотивация
Учитель мотивирует ребят к творческой деятельности, напоминая, что вскоре наступят новогодние праздники, и было бы хорошо изготовить подарки своим родным, и одним из видов подарка может быть изделие, изготовленное на сегодняшнем уроке.
4.Объявление теми и задач урока
Звучит аудиозапись «Пряники русские»
Тема урока «Русский пряник» посвящена вкусному предмету декоративно-прикладного искусства – детской радости на все времена и способам создания различных видов этого лакомства.
Учитель напоминает, что данный урок есть частью группы уроков «Древние корни народного искусства», называет тему, ставит конкретные задачи пред детьми.
5. Изучение нового материала:
Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, цукаты, изюм, фруктовое, ягодное повидло. Прилагательное «пряный» обозначает «сделанный из приправ». История: еще в 350 г. до н.э. есть информация о лепёшках из мёда, приправленных острыми специями и травами. На Руси пряники…
По народному поверью считалось, что пряники имели целебную силу и помогали в лечении болезней. Пряник - символ праздника, поскольку его ингредиенты не относились к дешёвым и повседневным. Пряники дарили в знак уважения, любви, дружбы.
Но прежде всего пряники – излюбленное лакомство, особенно его, любили дети.
По технологии изготовления пряники делятся
лепные,
вырезные и
печатные.
Физкульт минутка
Объяснение сопровождается просмотром мультимедийной презентации «Пряник», которая содержит множество иллюстраций процесса изготовления пряничного теста и самого изделия. Визуальный ряд является важной частью восприятия учебного материала, так как на уроке изобразительного искусства учащиеся должны постоянно обогащаться зрительными образами высокого качества.
Учащимся предлагается распечатанный рецепт пряника, ребята читают, анализируют состав теста и делают вывод, что из данных ингредиентов действительно пряник будет вкусным.
Даются определения и необходимое, но достаточное количество теоретического материла, который записывается в тетрадь.
Разбирается композиция полотенца, называются части, описываются их принципы построения.
5.Практическая работа «изготовление пряника»
1. Выполнить лепной пряник:
- Представить внешний вид будущей объёмной скульптуры;
- Приготовить материал;
- Вылепить скульптуру, руководствуясь пластическим способом лепки.
2. Выполнить печатный пряник:
- Продумать внешний вид будущего изделия;
- Приготовить материал, раскатать пласт теста высотой 1 сантиметр;
- Используя печатные формы, изготовить печатный пряник.
3. Выполнить вырезной пряник:
- Приготовить формы для теста;
- Замесить тесто, раскатать тонкий пласт, вырезать изделия, используя формочки;
- Расписать изделия, используя традиционные элементы росписи.
/Техника безопасности /
Во время практической работы учитель подходит к каждой группе, контролирует правильность выполнения работы, оказывает при необходимости помощь.
работа выполняется по группам, каждой группе предложено свое задание в печатном виде задания
6. Итог урока та домашнее задание
Демонстрация работ учениками производится в форме выставки и рассказа каждой группы о своей работе:
- Какой вид пряника был выполнен группой;
- Этапы выполнения данной работы;
- Какие новые знания получили на уроке, чему новому научились, что понравилось при выполнении работы
Дети говорят, что хотели бы изготовить такой пряник и подарить своим родным на праздник.
Учитель даёт общую оценку классу, выражает общую похвалу, благодарит всех за хорошую работу на уроке.