kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Древние корни народного искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок за 1 четверть 5 класс по программе Б.М.Неменского

Учитель изобразительного искусства Кусабаева Иляна Олеговна (г.Миасс, п. Н-Атлян, СОШ №35)

Тема: Древние корни народного искусства

Цели:

  1. Обобщить знания, полученные на уроках 1 четверти.
  2. Развивать творческую и познавательную активность.
  3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Оборудование и материалы:

  1. Лучшие работы учащихся.
  2. Иллюстрации интерьера русской избы.
  3. Пословицы и поговорки о труде.
  4. Кроссворд., карточки
  5.  Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

  1. Организационный момент.

Объявление темы урока. Класс делится на 4 команды.

  1. Выполнение заданий.
  2. Подведение итогов.

Ход урока

Ребята! Давайте поговорим о нелегком крестьянском труде, о том, как люди справлялись с повседневными заботами с помощью песен, поговорок, обрядов.

Звучит русская народная песня  «Уж я сеяла, я сеяла ленок»

Мы сегодня будем вспоминать, что изучали на уроках изобразительного искусства в 1 четверти с помощью игры: Я исследую древние корни народного искусства.

1 конкурс:  Поговорки и пословицы о труде.

Древние славяне всегда трудились. Крестьянин никогда не сидел без дела. Каждому времени года – своя работа. Весна – время пашню пахать и сеять. Лето – покос да огородные работы. Осень – уборка урожая. Зима – ткачество, прядение, рукоделие. В народе придумано множество пословиц и поговорок о труде, давайте вспомним их. Каждая команда говорит поодной поговорке или пословице о труде (аукцион).

Примеры пословиц и поговорок:

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Долог день до вечера, коли делать нечего.

-Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

-Земля заботу любит.

-Доброе дело само себя хвалит.

2 конкурс: изобразительный

1 команда: изобразить с помощью солярных знаков СОЛНЦЕ.

2 команда: изобразить с помощью солярных знаков ВОДУ.

3 команда: изобразить с помощью солярных знаков ПРОРОСТАЮЩЕЕ СЕМЯ.

4 команда: изобразить с помощью солярных знаков ЗАСЕЕННОЕ ПОЛЕ.

3 конкурс: вопросы командам

- Почему на Руси почитали воду?

- Почему на Руси почитали солнце?

- Почему на Руси почитали землю?

- Кто был главой семьи в славянских семьях?

 

- Отчего пошла поговорка «После дождичка в четверг»?

-  Что означает выражение «распоясался»?

- Почему говорят: догадлив крестьянин, на печи избу поставил?

- Что означало выражение при постройке дома: идти во все четыре стороны?

 

- Почему маленького ребенка до одного месяца называли «вода»?

- Почему молодых мужа и жену называли «вьюнец» и «вьюница»?

- Для чего нужны наличники на окнах домов?

- Для чего служит у русской печи шесток?

 

- Какие на Руси были семьи? (патриархальные)

- Как выбирали место для строительства дома?

-С чего начинали строительство дома?

- Почему хозяйка, входя в свой дом, вытирала ноги о порог, а гости переступали через порог?

4 конкурс: кроссворд «Искусство». Ключевое слово «искусство»

Все слова по горизонтали:

  1. Отапливаемая часть дома.
  2. Место в печи, где пекут калачи.
  3. Верхняя часть дома.
  4. То, что заменяло в русской избе шкаф.
  5. Верхняя часть прялки, на которую привязывалась кудель.
  6. Слово, от которого произошло слово «крестьянин».
  7. Рогач, с помощью которого доставали пироги из русской печи.
  8. Эта мебель днем служила сидением, а ночью кроватью.
  9. Нижняя часть прялки, на которой сидела рукодельница.

 

1

и

 

 

 

 

 

2

 

с

 

 

 

 

 

3

к

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

у

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

  •  

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

т

 

 

  1.  

 

 

в

 

 

 

 

  1.  

 

о

 

 

 

 

















 

Ответы: 1) изба, 2) устье, 3) крыша, 4) сундук, 5) лопаска, 6) христианин, 7) ухват, 8) лавка, 9) донце

5 конкурс: составь пословицу

Каждой команде я выдаю карточки с началом и с окончанием пословиц (начало и окончание выделены разными цветами), нужно правильно подобрать «пару»

  1. Глупа та птица,……..которой гнездо свое не мило.
  2. Как поживешь,………так и прослывешь.
  3. Нет худа………без добра.
  4. Трудно найти,…….легко потерять.
  5. Молодость пташкой,……….а старость черепашкой.
  6. Долог день до вечера………коли делать нечего.
  7. Назвался груздем,……полезай в кузов.
  8. Лучше поздно,…….чем никогда.
  9. Весна красна цветами,…….а осень снопами.

6 конкурс: сказочный

Каждая команда изображает отрывок из сказки связанный с-

-прялкой (Гуси- лебеди);

-печью (По-Щучьему веленью);

-семейным обедом (Три медведя);

-трудом (Вершки и корешки).

Подведение итогов. Подсчитываются баллы, и определяется победившая команда

 Итог: сегодня мы повторили и закрепили знания, полученные за первую четверть. Все сегодня молодцы! И, как говорится, кончил дело –гуляй смело!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему "Древние корни народного искусства" »

Обобщающий урок за 1 четверть 5 класс по программе Б.М.Неменского

Учитель изобразительного искусства Кусабаева Иляна Олеговна (г.Миасс, п. Н-Атлян, СОШ №35)

Тема: Древние корни народного искусства

Цели:

  1. Обобщить знания, полученные на уроках 1 четверти.

  2. Развивать творческую и познавательную активность.

  3. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.

Оборудование и материалы:

  1. Лучшие работы учащихся.

  2. Иллюстрации интерьера русской избы.

  3. Пословицы и поговорки о труде.

  4. Кроссворд., карточки

  5. Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока

  1. Организационный момент.

Объявление темы урока. Класс делится на 4 команды.

  1. Выполнение заданий.

  2. Подведение итогов.

Ход урока

Ребята! Давайте поговорим о нелегком крестьянском труде, о том, как люди справлялись с повседневными заботами с помощью песен, поговорок, обрядов.

Звучит русская народная песня «Уж я сеяла, я сеяла ленок»

Мы сегодня будем вспоминать, что изучали на уроках изобразительного искусства в 1 четверти с помощью игры: Я исследую древние корни народного искусства.

1 конкурс: Поговорки и пословицы о труде.

Древние славяне всегда трудились. Крестьянин никогда не сидел без дела. Каждому времени года – своя работа. Весна – время пашню пахать и сеять. Лето – покос да огородные работы. Осень – уборка урожая. Зима – ткачество, прядение, рукоделие. В народе придумано множество пословиц и поговорок о труде, давайте вспомним их. Каждая команда говорит поодной поговорке или пословице о труде (аукцион).

Примеры пословиц и поговорок:

-Труд человека кормит, а лень портит.

-Долог день до вечера, коли делать нечего.

-Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

-Земля заботу любит.

-Доброе дело само себя хвалит.

2 конкурс: изобразительный

1 команда: изобразить с помощью солярных знаков СОЛНЦЕ.

2 команда: изобразить с помощью солярных знаков ВОДУ.

3 команда: изобразить с помощью солярных знаков ПРОРОСТАЮЩЕЕ СЕМЯ.

4 команда: изобразить с помощью солярных знаков ЗАСЕЕННОЕ ПОЛЕ.

3 конкурс: вопросы командам

- Почему на Руси почитали воду?

- Почему на Руси почитали солнце?

- Почему на Руси почитали землю?

- Кто был главой семьи в славянских семьях?



- Отчего пошла поговорка «После дождичка в четверг»?

- Что означает выражение «распоясался»?

- Почему говорят: догадлив крестьянин, на печи избу поставил?

- Что означало выражение при постройке дома: идти во все четыре стороны?



- Почему маленького ребенка до одного месяца называли «вода»?

- Почему молодых мужа и жену называли «вьюнец» и «вьюница»?

- Для чего нужны наличники на окнах домов?

- Для чего служит у русской печи шесток?



- Какие на Руси были семьи? (патриархальные)

- Как выбирали место для строительства дома?

-С чего начинали строительство дома?

- Почему хозяйка, входя в свой дом, вытирала ноги о порог, а гости переступали через порог?

4 конкурс: кроссворд «Искусство». Ключевое слово «искусство»

Все слова по горизонтали:

  1. Отапливаемая часть дома.

  2. Место в печи, где пекут калачи.

  3. Верхняя часть дома.

  4. То, что заменяло в русской избе шкаф.

  5. Верхняя часть прялки, на которую привязывалась кудель.

  6. Слово, от которого произошло слово «крестьянин».

  7. Рогач, с помощью которого доставали пироги из русской печи.

  8. Эта мебель днем служила сидением, а ночью кроватью.

  9. Нижняя часть прялки, на которой сидела рукодельница.

1

и




2


с




3

к





4


у





5





с



6




с







7





т

8



в



9


о




Ответы: 1) изба, 2) устье, 3) крыша, 4) сундук, 5) лопаска, 6) христианин, 7) ухват, 8) лавка, 9) донце

5 конкурс: составь пословицу

Каждой команде я выдаю карточки с началом и с окончанием пословиц (начало и окончание выделены разными цветами), нужно правильно подобрать «пару»

  1. Глупа та птица,……..которой гнездо свое не мило.

  2. Как поживешь,………так и прослывешь.

  3. Нет худа………без добра.

  4. Трудно найти,…….легко потерять.

  5. Молодость пташкой,……….а старость черепашкой.

  6. Долог день до вечера………коли делать нечего.

  7. Назвался груздем,……полезай в кузов.

  8. Лучше поздно,…….чем никогда.

  9. Весна красна цветами,…….а осень снопами.

6 конкурс: сказочный

Каждая команда изображает отрывок из сказки связанный с-

-прялкой (Гуси- лебеди);

-печью (По-Щучьему веленью);

-семейным обедом (Три медведя);

-трудом (Вершки и корешки).

Подведение итогов. Подсчитываются баллы, и определяется победившая команда

Итог: сегодня мы повторили и закрепили знания, полученные за первую четверть. Все сегодня молодцы! И, как говорится, кончил дело –гуляй смело!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока на тему "Древние корни народного искусства"

Автор: Кусабаева Иляна Олеговна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока изобразительного искусства в 5 классе  "Русская изба" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "207437"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430479713"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Современное повседневноедекоративное искусство.Что такое дизайн». "
    ["seo_title"] => string(74) "sovriemiennoie-povsiednievnoie-diekorativnoie-iskusstvo-chto-takoie-dizain"
    ["file_id"] => string(6) "134388"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416741919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока технологии на тему "Производство гобелена""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-tiekhnologhii-na-tiemu-proizvodstvo-ghobieliena"
    ["file_id"] => string(6) "249023"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446815125"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок нп тему: "Основные композиционные схемы в народной орнаментации". "
    ["seo_title"] => string(83) "otkrytyi-urok-np-tiemu-osnovnyie-kompozitsionnyie-skhiemy-v-narodnoi-ornamientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "100189"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402370786"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект урока по русской словесности по теме " Русские народные сказки. Виды сказок. Волшебная сказка. Исторические корни. Поэтика сказок". "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-po-russkoi-sloviesnosti-po-tiemie-russkiie-narodnyie-skazki-vidy-skazok-volshiebnaia-skazka-istorichieskiie-korni-poetika-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "197298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428231648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства