Обобщающий урок за 1 четверть 5 класс по программе Б.М.Неменского
Учитель изобразительного искусства Кусабаева Иляна Олеговна (г.Миасс, п. Н-Атлян, СОШ №35)
Тема: Древние корни народного искусства
Цели:
- Обобщить знания, полученные на уроках 1 четверти.
- Развивать творческую и познавательную активность.
- Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества.
Оборудование и материалы:
- Лучшие работы учащихся.
- Иллюстрации интерьера русской избы.
- Пословицы и поговорки о труде.
- Кроссворд., карточки
- Музыкальный ряд: русские народные песни.
План урока
- Организационный момент.
Объявление темы урока. Класс делится на 4 команды.
- Выполнение заданий.
- Подведение итогов.
Ход урока
Ребята! Давайте поговорим о нелегком крестьянском труде, о том, как люди справлялись с повседневными заботами с помощью песен, поговорок, обрядов.
Звучит русская народная песня «Уж я сеяла, я сеяла ленок»
Мы сегодня будем вспоминать, что изучали на уроках изобразительного искусства в 1 четверти с помощью игры: Я исследую древние корни народного искусства.
1 конкурс: Поговорки и пословицы о труде.
Древние славяне всегда трудились. Крестьянин никогда не сидел без дела. Каждому времени года – своя работа. Весна – время пашню пахать и сеять. Лето – покос да огородные работы. Осень – уборка урожая. Зима – ткачество, прядение, рукоделие. В народе придумано множество пословиц и поговорок о труде, давайте вспомним их. Каждая команда говорит поодной поговорке или пословице о труде (аукцион).
Примеры пословиц и поговорок:
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Долог день до вечера, коли делать нечего.
-Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
-Земля заботу любит.
-Доброе дело само себя хвалит.
2 конкурс: изобразительный
1 команда: изобразить с помощью солярных знаков СОЛНЦЕ.
2 команда: изобразить с помощью солярных знаков ВОДУ.
3 команда: изобразить с помощью солярных знаков ПРОРОСТАЮЩЕЕ СЕМЯ.
4 команда: изобразить с помощью солярных знаков ЗАСЕЕННОЕ ПОЛЕ.
3 конкурс: вопросы командам
- Почему на Руси почитали воду?
- Почему на Руси почитали солнце?
- Почему на Руси почитали землю?
- Кто был главой семьи в славянских семьях?
- Отчего пошла поговорка «После дождичка в четверг»?
- Что означает выражение «распоясался»?
- Почему говорят: догадлив крестьянин, на печи избу поставил?
- Что означало выражение при постройке дома: идти во все четыре стороны?
- Почему маленького ребенка до одного месяца называли «вода»?
- Почему молодых мужа и жену называли «вьюнец» и «вьюница»?
- Для чего нужны наличники на окнах домов?
- Для чего служит у русской печи шесток?
- Какие на Руси были семьи? (патриархальные)
- Как выбирали место для строительства дома?
-С чего начинали строительство дома?
- Почему хозяйка, входя в свой дом, вытирала ноги о порог, а гости переступали через порог?
4 конкурс: кроссворд «Искусство». Ключевое слово «искусство»
Все слова по горизонтали:
- Отапливаемая часть дома.
- Место в печи, где пекут калачи.
- Верхняя часть дома.
- То, что заменяло в русской избе шкаф.
- Верхняя часть прялки, на которую привязывалась кудель.
- Слово, от которого произошло слово «крестьянин».
- Рогач, с помощью которого доставали пироги из русской печи.
- Эта мебель днем служила сидением, а ночью кроватью.
- Нижняя часть прялки, на которой сидела рукодельница.
1
и
2
с
3
к
у
с
т
в
о
Ответы: 1) изба, 2) устье, 3) крыша, 4) сундук, 5) лопаска, 6) христианин, 7) ухват, 8) лавка, 9) донце
5 конкурс: составь пословицу
Каждой команде я выдаю карточки с началом и с окончанием пословиц (начало и окончание выделены разными цветами), нужно правильно подобрать «пару»
- Глупа та птица,……..которой гнездо свое не мило.
- Как поживешь,………так и прослывешь.
- Нет худа………без добра.
- Трудно найти,…….легко потерять.
- Молодость пташкой,……….а старость черепашкой.
- Долог день до вечера………коли делать нечего.
- Назвался груздем,……полезай в кузов.
- Лучше поздно,…….чем никогда.
- Весна красна цветами,…….а осень снопами.
6 конкурс: сказочный
Каждая команда изображает отрывок из сказки связанный с-
-прялкой (Гуси- лебеди);
-печью (По-Щучьему веленью);
-семейным обедом (Три медведя);
-трудом (Вершки и корешки).
Подведение итогов. Подсчитываются баллы, и определяется победившая команда
Итог: сегодня мы повторили и закрепили знания, полученные за первую четверть. Все сегодня молодцы! И, как говорится, кончил дело –гуляй смело!