Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 2 класса по теме: "Выразительные возможности графических материалов". »
Конспект урока
2 класс
Тема: Выразительные возможности графических материалов.
Цели и задачи:
- знакомство с графикой – видом изобразительного искусства;
- овладение новыми инструментами (пером, палочкой, чёрным карандашом, углём);
- овладение техникой (штриховкой, растушевкой);
- развитие наблюдательности и внимания к природе;
- укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).
Универсальные учебные действия:
Личностные:
-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – изображение сказочного леса, цель – создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав).
Регулятивные:
-постановка учебной задачи;
-определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
-внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;
-выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-воспитание волевой саморегуляции.
Познавательные:
-общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав, отображая индивидуальные особенности в их строении, проявляя творчество, фантазию); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
-логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;
-постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
-социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем.
Вид деятельности: фронтальная и групповая работа.
Оснащение урока:
Для учителя: учебная таблица «Ближе – дальше», Учебная таблица «Линии и способы штриховки»; загадки, рисунки, фотографии различных пород деревьев, кустарников, трав; репродукции художников И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж», А. М. Грицай «Половодье», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Л. Киселёва «Первый снег», В. М. Кондашевич «Дуб», В. А. Фаворский иллюстрация к «Слово о полку Игореве», Ю. И. Пименов «Разлив», Н. С. Гаев «Очарование».
Что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу? (Лес – это не только деревья, в лесу есть много кустарников, трав, цветов, грибов, ягод, там водятся животные и птицы.)
-Конечно, ребятя, без грибов, ягод, муравьёв, птиц и зверей лес не лес. Эти жители леса – его неотделимая часть. А вы знаете, что в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только считают не снизу вверх, а сверху вниз, и называются они – ярусы.
Самый первый ярус – самый высокий, и называют его древостоем. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев 1-го яруса, там могут произрасти ели, пихты, кедры и липы. А что растёт в 3-м ярусе?
(В 3-м ярусе растут кустарники.)
-Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, рябину, иву, малину. Что может расти ниже кустарников? (Ниже кустарников растут травы, цветы.)
-Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? (Лес даёт нам древесину для отопления и строительства, для изготовления тары и бумаги.)
-А вы знаете, что для 270 экземпляров 190-страничной книги требуется целое большое дерево? Изготовляют из древесины лекарство, резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей. Как же мы должны относиться к лесу? (Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага – пожара. Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу.)
-Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадает загадку.
Дом со всех сторон открыт
И резною крышей крыт!
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём! (Лес.)
Дети. Мы будем рисовать лес.
3. Изучение нового материала.
Учитель. Графика – вид изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, чёрный карандаш, уголь, мелки), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка.)
-Как могут передать красоту окружающего мира художники-графики?
Учитель обращает внимание учащихся на репродукции Н. С. Гаевой, В. М. Конашевич, Л. Киселёвой и В. А. Фаворского.(см.Приложение)
-Какими выразительными средствами пользовались эти художники, чтобы передать красоту природы? (Художники-графики используют линию, штрих, пятно, силуэт, свет, тень, ритм.)
Учитель обращает внимание на таблицу «Линии и способы штриховки».
Прежде чем приступить к работе, обратим внимание на последовательность выполнения изображения деревьев, кустарников, трав, их строение и композицию.
- Если дерево находится ближе к нам, то оно будет выше или ниже нижней части альбома? (Оно будет ближе к нижнему краю альбома.)
- Сравним ритм линий: он может быть быстрым и плавным, спокойным и тревожным.
Вы знаете, что у человека бывает злой или добрый характер, нежный или жестокий. А как вы думаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите эти ветки. Какие они? (Ветки дуба – мощные, корявые, грубые.)
- У какого дерева ветки тонкие, гибкие, нежные? (Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы.)
- Кто знает боярышник? Какие у него ветки? (У боярышника - колючие, жёсткие, страшные.)
- А у ивы? (Гибкие, длинные, ровные.).
Игра «Юный натуралист».
Учитель. А теперь проведём игру «Юный натуралист».
Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной характеристикой его силуэта.
1) ЕЛЬ Пушистая, густая, зелёная;
2) БЕРЁЗА Стройная, гибкая, белоствольная;
3) ДУБ Мощный, толстый, ветвистый;
4) ИВА Поникшая, «длинноволосая».
- Деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми.
Физкультминутка.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх.)
Дунул ветер – полетели. (Движения руками из стороны в сторону.)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. (Дети приседают.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Кружатся на месте.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
Правила изображения деревьев.
Учитель приступает к рисованию мелом на доске и комментирует сказку.
«Однажды художник отправился в далёкое путешествие мир посмотреть да себя показать. Долго ли, коротко ли шёл художник и наконец, дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев художника встретили три богатыря – три дерева с прямыми, как стрела, стволами. (Педагог рисует на доске эти деревья.) Они были стройными, крепкими и сильными. Вдруг деревья заговорили человеческим голосом:
- Зачем ты пожаловал к нам, художник?
- Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, - ответил он.
- Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль с миром пришёл, то проходи.
Раздвинули деревья-великаны свои ветви, художник вошёл в лес и увидел на высоком холме старый дуб. (Педагог рисует на доске.) Нарисовал его художник и пошёл дальше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомиться. Хочется им, чтобы художник их нарисовал. Берёзка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее…» (Педагог на доске изображает берёзку.)
А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит, над рекой склонившись. (Педагог изображает иву небольшого размера, поясняя, что она вдалеке, и поэтому, кажется меньше тех деревьев, которые стоят вблизи.) Тут мохнатый можжевельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ёжик, своими иголками: «Меня-то художник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего». – прошипел он. Но художник с большим интересом нарисовал пушистый, мохнатый можжевельник, внимательно рассматривал и рисовал другие деревья, которые встречались ему на пути. (Далее можно в образной форме описать и нарисовать любые деревья.) Скоро у него появилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру».
4. Практическая работа.
Создав на доске галерею графических изображений деревьев, педагог предлагает учащимся изобразить свой сказочный лес. Учащиеся работают в группах (4 группы) на тонированной бумаге. Учащиеся 1 группы рисуют тушью, используя палочку, перо. Учащиеся 2 группы рисуют углём. Учащиеся 3 группы рисуют чёрным карандашом. Учащиеся 4 группы рисуют кистью и чёрной краской.
Учитель включает музыку, которая дополняет переживаемую ситуацию.
Дети изображают сказочный лес, в котором разные по характеру и внешнему виду деревья (большие или маленькие, толстые или тонкие, старые или молодые и т. п.), кустарники, трава, выявляя индивидуальные особенности в их строении, проявляя своё творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону, моделируя их штрихами, тоном и пятном. Учитель ведёт наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается.
5. Итог урока. Рефлексия.
По завершении работы учащиеся придумывают название для своей графической композиции и представляют её. Обсуждают композиции учащихся других групп.
Во время описания образов деревьев учитель может предложить детям перевоплотиться в то или иное дерево и пластически обыграть образы деревьев:
- Я – стройная красавица-берёзка.
- Я – дуб ветвистый, корявый.
- А я – клён со сломанной веткой.
- Я – маленькая пушистая ёлочка.
- Я – плакучая ива, до самой земли склонившая свои ветки-руки.
Ребята обычно всегда с интересом выполняют это задание: пластическими движениями собственного тела выразительно передают образы деревьев.