Конспект метапредметного урока по изобразительному искусству
Конспект метапредметного урока по изобразительному искусству
Внедрение в педагогическую практику преподавания метапредметных уроков и занятий ставит перед учителем много вопросов: "В чем отличие метапредметного урока от урока с использованием межпредметных связей и интегрированного урока?" "Как разработать метапредметный урок?" "Как составить иехнологическую карту урока?" и т.д. Получив новые знания на дистанционных курсах в Институте образования человека А.В.Хуторского, предлагаю вашему вниманию разработанный урок по изобразительному искусству "Город семьи, любви, верности - Муром". Тема выбрана неслучайно, т.к. я сама проживаю в этом городе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Образовательная область – искусство. Тема урока: «Город семьи, любви и верности – Муром»
2. Иерархия целей урока:
Предметные: создание макета памятника Петру и Февронии Муромским; составление коллажа, посвященного страницам истории жития святых Петра и Февронии Муромских;
Метапредметные: формирование художественно-образного, дивергентного мышления учащихся средствами образовательной области «Искусство»; развитие продуктивно-творческих, коммуникативно-деятельностных навыков школьников с помощью организации продуктивно-творческой деятельности: сочинение звуковой импровизации, раскрывающей мироощущение подростков, формирование эмоционально-ценностного отношения школьников к историко-культурному наследию своего города через постижение художественного образа «Город семьи, любви и верности - Муром»; определить основную проблему урока с помощью нахождение личностных смыслов в образе «Город семьи, любви и верности - Муром», развить эмоционально-чувственное ощущение данного образа с помощью музыкальных, художественных, литературных произведений искусства, актуализировать представления учащихся о жизни святых Петра и Февронии Муромских на примере творчества группы «Инь Ян», хора «Пересвет» сформировать представления о звуковом пространстве современного города, развить лидерские навыки учащихся и навыки внутригруппового общения в процессе разработки и создания творческих работ, сформировать способы рефлексии собственной творческой деятельности с помощью защиты творческих работ, Содействовать повышению социальной значимости творческой деятельности учащихся.
3. Фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учеников: «город», «любовь», «верность»
4.Личное целеполагание учеников на занятии.
Входит учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь! Наш сегодняшний урок необычный. Это урок Искусства, которого у Вас еще нет в расписании. Это урок, на котором Вы будете постигать законы творчества, красоты жизни. В нашем классе присутствуют гости, которые будут внимательно наблюдать за всем происходящим – это наши зрители. А оценивать свои творческие достижения Вы будете сами, так как именно Ваша собственная оценка будет служить критерием Ваших достижений. Ведь любой творческий человек должен нести ответственность за то, что он делает. И пусть наш урок лишь фантазия, мечта, эксперимент…,но ведь именно с них и начинается творчество! И так, мы начинаем!!! (звонит в треугольник).
5.Образовательная ситуация урока.
-Сегодня на уроке мы будем знакомиться с образом «Город семьи, любви и верности - Муром». В.Г. Белинский говорил: «Искусство мыслит образами». Сегодня мы попробуем разобраться в том, в чем состоят же особенности такого мышления. Знаток древнерусской литературы Д.С.Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. Каков города любви и верности в сердце каждого из нас, его жителей? Каким видят его прошлое, настоящее, будущее муромские художники, поэты, музыканты? Ответить на эти и другие вопросы мы попробуем на уроке, который поможет нам не только перелистать страницы прошлого и настоящего нашего города, но и заглянуть в будущее и немного помечтать о том, каким может быть завтра. Мы попытаемся рассмотреть этот образ через призму разных искусств, погрузиться в него, а затем свое понимание выразим в своих творческих работах. Основной задачей нашего урока будет раскрытие образа «Город любви и верности» через знакомство с произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства, а также нахождение личностного смысла этого образа. Для этого мы попробуем продлить ценностно-смысловой ряд «Город семьи, любви и верности – Муром -...»
-Этап эмоционального погружения в образ «Город семьи, любви и верности – Муром» Образ первый. Сейчас мы с вами услышим одну песню в исполнении известной группы «Инь Ян «Гимн семье» и хора Пересвет «Петр и Феврония» Давайте и мы попробуем представить себя на концерте этх музыкантов и попытаемся почувствовать о чем они хотят сказать своими песнями слушателя. (слушание. Диалог мнений учащихся)
Образ второй. - Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Известно, что митрополит Макарий все-таки не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи». Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем, рассмотрев особенности жанра данного произведения.
-Черты каких жанров присутствуют в произведении? (сказки, повести и жития)
-Что такое сказка?
-Дайте определение повести.
Повесть — эпическое произведение, которое меньше по объёму, чем роман, и больше, чем рассказ. Здесь несколько сюжетных линий.
-Что такое житие?
-Какова их цель?
-Назовите виды житий.
-житие-биос (описывает жизнь святого от рождения до смерти)
-Какую структуру имели жития?
-Перечислите сказочные элементы этой повести.
-Какие черты повести присутствуют в произведении?
-Назовите черты жития в этом произведении.
Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
-Какими эпитетами автор награждает героев? * Петр – блаженный, благоверный, святой, прославленный, преподобный, смиренный, чистосердечный. Феврония - святая, мудрая, предивная, блаженная, преподобная. -Что означают слова «блаженный», «преподобный»и «смиренный»?
Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).
- В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор? (Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)
-Зачем это нужно автору? (Чтобы наиболее полно, красочно, ярко раскрыть образы героев образ древнего Мурома)
-Назовите основной жанр этого произведения. Докажите. А может кто-то думает иначе. (Основной жанр – житие, т.к. рассказывается о жизни святых.)
- Почему же митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи»?
-Вы правы, ребята. Произведение не представляет собой каноническое житие. Испытание героев утверждает земную любовь, семейные ценности, а не монашеский подвиг во имя бога. Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.
Характеристика образов главных героев.
- Перейдем к анализу художественных образов: Древний Муром, Петр, Феврония
Вопрос: Какие предметы, на ваш взгляд, символизируют историческое прошлое Мурома на этой картине? (обсуждение, обмен мнениями). Страницы прошлого нашего города…их много. Давайте попробуем собрать все наши представления о том времени, когда жили святые Петр и Феврония в форме коллажа. Сопоставление на первый взгляд не связанных друг с другом материалов (фотографий, икон картин, строчек) особенно хорошо подходит для передачи ощущения того времени, его дыхания…. Звуки родного города…Создать звуковую картину современного Мурома мы попытаемся с помощью звуковой импровизации, и попытаемся выразить то, что мы порой не можем услышать в суете повседневности… Мы, будем мечтать о том, каким может быть наш город завтра и попробуем создать макет памятника святым Петра и Февронии
Этапы групповой продуктивно-творческой деятельности. Деление учащихся на 3 группы. 1.Составление коллажа:
Формулировка цели: создать коллаж в котором будет отражена история жития святых Петра и Февронии Муромских.
Выбор названия коллажа, выражающего его идею. Формулировка ценностно-смыслового ряда, к которому подбираются цитаты, фотографии, иллюстрации. «Город – семья – любовь – верность». Распределение обязанностей в группе, выбор защитников. Изготовление коллажа. Обсуждение вариантов защиты. Рефлектирующая деятельность: составление синквейнов на тему коллажа.
2.Этапы работы над звуковой импровизацией: Знакомство с особенностями творческой музыкальной деятельности – звуковая импровизация.
Знакомство со звуковыми возможностями музыкальных инструментов.
Знакомство с приемами игры на инструментах, обсуждение вариантов.
Обсуждение особенностей звуковой импровизации: ритм, тембр, диалоговость, ансамбль, фразировка. формулировка задачи: воплотить в звуках образ древнего Мурома, как его ощущают современные подростки.
Репетиционная работа над музыкальной формой импровизации.
Обсуждение защиты работы соответственно критериям (5 мин). 3.Этапы работы над макетом памятника святым Петру и Февронии Муромским.
Формулировка творческой задачи: воплотить образ Детства в макете объёмной инсталляции по предварительному эскизу исходя из поставленной цели.
Знакомство с понятиями: символизм, инсталляция, пространство, образ детства, символизм, смысловые образы.
Просмотр инсталяиций различной тематики, установленных на площадях и улицах различных городов мира. Мультимедиа.
Определение и моделирование пространства макета площади и установка постамента-основы для инсталляции.
Изготовление отдельных фрагментов композиции.
Индивидуальная работа учащихся с различными материалами: Цветная бумага и картон, вата, проволока, цветные ленты, клей, скотч…
Фронтальная работа учителя: техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами и ядовитыми веществами, показ приемов работы с картоном, бумагой, проволокой. Укрепление инсталляции на постаменте при помощи скотча и проволоки, соединение отдельно изготовленных элементов в единую композицию, согласно эскизу. Выбор защитников проекта и репетиция защиты проекта, в которой ребята раскрывают смысловое значение созданного объекта и место для его установки в парке.
Реприза. Защита творческих работ по критериям: Эмоционально-ценностное отношение. Оригинальность. Художественная завершенность.
Учащиеся демонстрируют свои работы друг другу, обсуждают, защищают. Подведение итога урока, формулировка домашнего задания Учитель музыки обобщает высказывания учащихся (словесное подкрепление, создание ситуации успеха): Молодцы!!! Ваши работы передают ваше личностное видение и ощущение образа «Города семьи, любви и верности – Мурома» в прошлом, настоящем и будущем: для кого-то из вас это мечта, память, путь, радость, для кого-то борьба, боль, взросление. Этот образ у нас получился таким многогранным благодаря творчеству художников, писателей и поэтов, музыкантов. Спасибо. Наш урок подошел к концу, но на самом деле это только начало той большой работы, которую вы посвятите своему родному городу, для того, чтобы он стал еще лучше. Домашним заданием урока будет продолжение постижения и проникновения в образ.
Критерии оценки успешного проведения данного занятия: лестница успеха