I. Организационный этап | Сообщение темы урока и мотивация к учебной деятельности | Проверяет готовность обучающихся к уроку: - На предыдущем уроке мы с вами наметили карандашом композицию и выполнили цветовые отношения неба и земли с передачей воздушной перспективы. - Давайте еще раз посмотрим результаты и будем работать дальше. - Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с художественно- выразительными средствами, применяемыми в изобразительном искусстве, и расширим наши знания о живописи, пейзаже. Далее следует беседа о красоте зимней природы: - Вы любите зиму? - А за что? - Художники, конечно же писали пейзажи. Например, И. Шишкин писал, в основном, лес. И. Левитан писал лирические пейзажи, отдавая предпочтение осени. Зимой природа спит, но этот сон порой удивительно красив. Особенно красив на рассвете, когда деревья покрыты инеем, а небо напоминает радугу, или в тихий день, когда падает пушистый снег, вокруг нас заснеженные деревья, сугробы и какая-то фантастическая тишина. Неслучайно народная фантазия породила такие чудесные сказки, как «Снегурочка», «Морозко», «12 месяцев». Эти произведения впоследствии экранизировали, и мы каждую зиму, особенно в каникулы и праздник радуемся этим фильмам. Все известные режиссеры учились мастерству на творчестве великих художников. Перед вами репродукции трех произведений: Б. Кустодиев «Масленица», Г.И.Ларищев «Снегурочка», Л.Н.Виноградов «Кострома». Давайте проанализируем эти произведения. Вы можете обсудить свое выступление в парах, при этом надо ответить на вопросы: -Что вы видите на картине? -Что вам понравилось? -Какие эмоции и чувства вызывает картина? -Какая бы музыка к ней подошла? -Что произойдет, если картина оживет? Что придет в движение и какие звуки мы услышим? | Учащиеся вспоминают свои действия, оценивают результаты. Слушают учителя. Осмысливают цель урока. -Да, конечно. - За зимние развлечения, за катание на коньках, лыжах, за новогодние праздники, и т.д. Учащиеся обсуждают ответы в парах, при этом каждый ряд обсуждает свое произведение. 1 ряд – Л.Н.Виноградов «Кострома» 2 ряд Б. Кусдодиев «Масленица». 3 ряд – Г.И.Ларищев «Снегурочка». Дети анализируют произведения, работая в группах по 2-4 человека. Далее представитель группы формулирует ответ у доски. | Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к беседе; осознают свои эмоции, проявляют их при анализе картин Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения. | |
II. закрепление знаний о закономерностях композиции и основы живописи, постановка учебной задачи | Анализ опорных понятий и обсуждение в парах | – А теперь попробуйте сформулировать тему урока и поставить учебные задачи. Педагог советует, направляет обсуждения. Я предлагаю проанализировать основные средства композиции и установить поэтапность выполнения работы. - Горизонт, пространство мы уже наметили. Теперь будем развивать центр композиции, дополняя его выразительными деталями. При этом в работе будем использовать ритмы и контрасты. Необходимо помнить, что композиция должна быть уравновешенной. | Дети ставят цель: закончить живописный пейзаж по собственному замыслу и формулируют задачи: 1. Закрепление правил композиции. 2. Закрепление основ живописи. Опираясь на комментарии учителя, учащиеся выстраивают следующую цепочку опорных понятий: центр композиции, ритмы контрасты, равновесие, детали. Точно также устанавливают очередность работы красками, опираясь на следующие понятия: цветовые отношения неба и земли, воздушная перспектива, основной цвет предмета, объемы (свет и тень), мелкие детали. | Работа в парах. Фронтальная работа | Познавательные: принимают активное участие в обсуждении, постановке задач | |
III. Творческая практическая деятельность | Практический. Творческий поиск | – Теперь переходим к практической части. -Какие изобразительные мотивы можно взять для сюжетно – смыслового центра? Учитель наблюдает, направляет, советует. Показ 3-4 результатов. Теперь выполняем все остальные предметы и объекты в ваших замыслах. В свое время главный редактор ж. «Юный художник» Ю. Кибрик высказал такую мысль: «Все предметы вводятся в композицию не хаотично, а через ритмы. Ритмы придают композиции поэтичность и музыкальность, поэтому можно красиво прочередовать 2 породы деревьев, например, высокие березы и небольшие елочки». Демонстрация 3-4 работ. - Кто сформулирует следующие задачи? | Ответы детей: - Лепка снеговика, лесные жители: заяц, лиса, белка, красивый заснеженный дом и т.д. - Работа над сюжетно – смысловым центром Дальнейшая работа над композицией с использованием ритмов и контрастов. - Передача объемов, используя свет и тени. - Проверить равновесие в композиции. - Придумать всевозможные детали. Это может быть снег на ветвях деревьях, на домах, порхающие снежинки, следы зверей на снегу, кустики, травинки из-под снега на переднем плане и др. | Индивидуальная работа Фронтальная работа | Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже ния цели. Личностные: осознают свои интересы и цели | |
IV. Итоги урока. Рефлек-сия Домашнее задание | Самоанализсамооценка. | На основе предложенного зрительного ряда учащиеся могут проанализировать собственные работы по опорным понятиям. Это дает возможность почти на 100% усвоить теоретический материал и добиться высоких результатов в выполнении практической части. Такой прием позволяет достичь реальной изобразительной грамотности и уверенности в себе. Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения. Подготовить презентации по теме: «Творчество К.Юона и Б.Кустодиева». | Дети анализируют свои результаты, опираясь на поставленные задачи и выводят самооценку. | Индивидуальная работа | Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища. Регулятивные: оценивают конечный результат; осознают правила контроля | |