kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Красота зимнего пейзажа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке используется активно - деятельностный способ обучения, при котором дети с помощью учителя сами формулируют тему урока, ставят учебные задачи, реализуют их и анализируют результаты своей деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Красота зимнего пейзажа"»

Урок 1 по теме «КРАСОТА зимнего пейзажА»

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах композиции, выявлении объема предмета для создания художественного образа, об особенностях творчества великих художников; закреплять основы живописи.

Тип урока

Комбинированный (закрепление знаний и практическая работа)

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении материала, применять знания о закономерностях композиции, воздушной перспективы, использовать выразительные возможности художественных материалов (гуашь), работать с палитрой.

Метапредметные: научатся определять цель и задачи в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: научатся проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, контролировать их; проявлять познавательную активность.

Методы и формы

обучения

Методы: беседа с постановкой учебной задачи, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск:

Формы: индивидуальная, фронтальная с элементами взаимного обучения учащимися друг друга (интерактивная форма взаимодействия).

Образовательные ресурсы

Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki

Русская живопись - http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть, палитра.

Наглядно-демонстрационный материал

Методические таблицы «Силуэты деревьев», детские рисунки, справочный материал в виде таблиц «Художественно – выразительные средства», новогодние открытки, иллюстрации из детских книг о природе.

Мультимедийный ряд: презентация на тему: «Зима в произведениях Б. Кустодиева и К. Юона».

Основные понятия и термины

Художественный замысел, средства композиции (горизонт, пространство, сюжетно- смысловой центр, ритмы, контрасты, равновесие, линейная перспектива), основы живописи (цветовые отношения неба и земли, воздушная перспектива).

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

момент

Сообщение темы урока и мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность обучающихся к уроку:

Беседа о красоте зимней природы.

- Русская зима, ее красота всегда вызывает обильные эмоции. А сильные эмоции пробуждают желание выразить свои впечатления в творчестве: в музыкальном, литературном, художественном. Очень многие поэты посвящали стихи природе, например, С.А. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, А. Фет, Ф. Тютчев, И. Бунин. Давайте послушаем стихотворение И. Бунина «Первый снег»



































- А теперь давайте посмотрим, какое удивительное творческое наследие оставили художники К. Юон и Б. Кустодиев.

Показ презентации.

Слушают учителя.

Осмысливают цель урока.















Ученик зачитывает стихотворение.



Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.



Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.



И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.


Дети просматривают презентацию, высказывают свое отношение к увиденному, делятся впечатлениями.

Фронтальная работа

Личностные:

проявляют интерес к творчеству художников; осознают свои эмоции,

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.



II. закрепление знаний о закономерностях композиции и основы живописи, постановка учебной задачи

Анализ опорных понятий и обсуждение в парах

А теперь попробуем передать наши впечатления в творческих работах, посвященных красоте русского зимнего пейзажа.

– Давайте сформулируем тему урока и поставим учебные задачи.

Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения.
















Я предлагаю проанализировать основные средства композиции и установить поэтапность выполнения работы.


Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения.





Учащиеся выбирают нужный вариант из 4 видов работ, выполняемых на уроке (П – рисование по представлению, Н – рисование с натуры, Т – рисование на темы, Д – декоративное рисование), и формулируют тему урока: «Рисование по представлению зимнего пейзажа» или рисование на темы: «Зимняя сказка», «Русская зима».

Далее ставят цель: выполнить живописный пейзаж по собственному замыслу и формулируют задачи:

1. Закрепление правил композиции.

2. Закрепление основ живописи.

Учащиеся после обсуждения в парах выстраивают следующую цепочку опорных понятий:

Замысел, горизонт, пространство, центр композиции, остальные предметы и объекты, ритмы, контрасты, равновесие. Точно также устанавливают очередность работы красками, опираясь на следующие понятия: цветовые отношения неба и земли, воздушная перспектива.

Работа в парах.
















Фронтальная работа




Познавательные: принимают активное участие в обсуждении, постановке задач



III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

– Теперь переходим к практической части.

- Какие изобразительные мотивы можно взять для сюжетного центра композиции?


- Предлагаю начать работу над сюжетно – смысловым центром.


Педагог наблюдает, советует, корректирует деятельность учащихся.





- Прошу выйти к доске и продемонстрировать получившиеся результаты (показ 3-4 работ).


- При передаче цветовых отношений неба и земли необходимо помнить о воздушной перспективе.

Как проявляет себя воздушная перспектива в передаче задних планов?



Педагог наблюдает, советует, корректирует деятельность учащихся.

Ответы детей:

- Лепка снеговика, лесные жители: заяц, лиса, белка, красивый заснеженный дом и т.д.

Работа над сюжетно – смысловым центром.

Наметив линию горизонта, пространственные планы и крупные детали композиции простыми формами, дети переходят к выполнению цветовых отношений неба и земли.



Ответы детей:

- При передаче задних планов (лес, отдаленные деревья или дома) цвет должен быть светлее и иметь более холодный оттенок.


Далее дети прописывают задние планы с передачей воздушной перспективы.

Индивидуальная

работа







Фронтальная работа


Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже ния цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


IV. Итоги урока.

Рефлек-сия














Самоанализ и самооценка.

На основе предложенного зрительного ряда учащиеся могут проанализировать собственные работы по опорным понятиям.

Это дает возможность почти на 100% усвоить теоретический материал и добиться высоких результатов в выполнении практической части. Такой прием позволяет достичь реальной изобразительной грамотности и уверенности в себе.

Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения.










Дети анализируют свои результаты, опираясь на поставленные задачи и выводят самооценку.

Индивидуальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии

с ситуацией;

поддерживают товарища.

Регулятивные:

оценивают конечный результат; осознают правила контроля



Урок 2 по теме «красота зимнего пейзажа»

Цели деятельности учителя

Формировать художественные знания о средствах композиции, выявлении объема предмета для создания художественного образа, об особенностях творчества великих художников; закреплять основы живописи.

Тип урока

Комбинированный (закрепление знаний и практическая работа)

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, анализировать работы великих художников, применять знания о закономерностях композиции, выделять и развивать сюжетный центр, использовать выразительные возможности художественных материалов (гуашь), выявлять объемы предметов, работать с палитрой.

Метапредметные: научатся определять цель и задачи в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: научатся проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, контролировать их; проявлять познавательную активность.

Методы и формы

обучения

Методы: беседа с постановкой учебной задачи, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск;

Формы: индивидуальная, фронтальная с элементами взаимного обучения учащимися друг друга (интерактивная форма взаимодействия).

Образовательные ресурсы

Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki

Русская живопись - http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.

Наглядно-демонстрационный материал

Методические таблицы «Силуэты деревьев», репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленница», Л.Н. Виноградова «Кострома», Г.И. Ларищева «Снегурочка», детские рисунки, справочный материал в виде таблиц «Художественно – выразительные средства», «Анализ художественного произведения», «Словарь настроений», раздаточный материал в виде табличек «Зарисовки фигурок животных» и новогодние открытки.

Мультимедийный ряд: презентация на тему: «Зима в произведениях Б. Кустодиева и К. Юона».

Основные понятия и термины

Художественный замысел, средства композиции (горизонт, пространство, сюжетно- смысловой центр, ритмы, контрасты, равновесие, линейная перспектива), основы живописи (цветовые отношения неба и земли, основной цвет предмета, воздушная перспектива, объемы (свет и тень).

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный

этап

Сообщение темы урока и мотивация к учебной деятельности

Проверяет готовность обучающихся к уроку:

- На предыдущем уроке мы с вами наметили карандашом композицию и выполнили цветовые отношения неба и земли с передачей воздушной перспективы.

- Давайте еще раз посмотрим результаты и будем работать дальше.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с художественно- выразительными средствами, применяемыми в изобразительном искусстве, и расширим наши знания о живописи, пейзаже.

Далее следует беседа о красоте зимней природы:

- Вы любите зиму?

- А за что?



- Художники, конечно же писали пейзажи. Например, И. Шишкин писал, в основном, лес. И. Левитан писал лирические пейзажи, отдавая предпочтение осени. Зимой природа спит, но этот сон порой удивительно красив. Особенно красив на рассвете, когда деревья покрыты инеем, а небо напоминает радугу, или в тихий день, когда падает пушистый снег, вокруг нас заснеженные деревья, сугробы и какая-то фантастическая тишина.

Неслучайно народная фантазия породила такие чудесные сказки, как «Снегурочка», «Морозко», «12 месяцев». Эти произведения впоследствии экранизировали, и мы каждую зиму, особенно в каникулы и праздник радуемся этим фильмам.

Все известные режиссеры учились мастерству на творчестве великих художников. Перед вами репродукции трех произведений: Б. Кустодиев «Масленица», Г.И.Ларищев «Снегурочка», Л.Н.Виноградов «Кострома». Давайте проанализируем эти произведения.

Вы можете обсудить свое выступление в парах, при этом надо ответить на вопросы:

-Что вы видите на картине?

-Что вам понравилось?

-Какие эмоции и чувства вызывает картина?

-Какая бы музыка к ней подошла?

-Что произойдет, если картина оживет? Что придет в движение и какие звуки мы услышим?


Учащиеся вспоминают свои действия, оценивают результаты.




Слушают учителя.

Осмысливают цель урока.




-Да, конечно.

- За зимние развлечения, за катание на коньках, лыжах, за новогодние праздники, и т.д.





















Учащиеся обсуждают ответы в парах, при этом каждый ряд обсуждает свое произведение.

1 ряд – Л.Н.Виноградов «Кострома»

2 ряд Б. Кусдодиев «Масленица».

3 ряд – Г.И.Ларищев «Снегурочка».

Дети анализируют произведения, работая в группах по 2-4 человека. Далее представитель группы формулирует ответ у доски.

Фронтальная работа

Личностные:

проявляют интерес к беседе; осознают свои эмоции, проявляют их при анализе картин

Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.



II. закрепление знаний о закономерностях композиции и основы живописи, постановка учебной задачи

Анализ опорных понятий и обсуждение в парах

– А теперь попробуйте сформулировать тему урока и поставить учебные задачи.

Педагог советует, направляет обсуждения.





Я предлагаю проанализировать основные средства композиции и установить поэтапность выполнения работы.

- Горизонт, пространство мы уже наметили. Теперь будем развивать центр композиции, дополняя его выразительными деталями. При этом в работе будем использовать ритмы и контрасты. Необходимо помнить, что композиция должна быть уравновешенной.



Дети ставят цель: закончить живописный пейзаж по собственному замыслу и формулируют задачи:

1. Закрепление правил композиции.

2. Закрепление основ живописи.




Опираясь на комментарии учителя, учащиеся выстраивают следующую цепочку опорных понятий: центр композиции, ритмы контрасты, равновесие, детали.

Точно также устанавливают очередность работы красками, опираясь на следующие понятия: цветовые отношения неба и земли, воздушная перспектива, основной цвет предмета, объемы (свет и тень), мелкие детали.

Работа в парах.














Фронтальная работа




Познавательные: принимают активное участие в обсуждении, постановке задач



III. Творческая практическая деятельность

Практический. Творческий поиск

– Теперь переходим к практической части.

-Какие изобразительные мотивы можно взять для сюжетно – смыслового центра?



Учитель наблюдает, направляет, советует.


Показ 3-4 результатов.


Теперь выполняем все остальные предметы и объекты в ваших замыслах.

В свое время главный редактор ж. «Юный художник» Ю. Кибрик высказал такую мысль: «Все предметы вводятся в композицию не хаотично, а через ритмы. Ритмы придают композиции поэтичность и музыкальность, поэтому можно красиво прочередовать 2 породы деревьев, например, высокие березы и небольшие елочки».

Демонстрация 3-4 работ.


- Кто сформулирует следующие задачи?

Ответы детей:

- Лепка снеговика, лесные жители: заяц, лиса, белка, красивый заснеженный дом и т.д.

- Работа над сюжетно – смысловым центром



Дальнейшая работа над композицией с использованием ритмов и контрастов.










- Передача объемов, используя свет и тени.

- Проверить равновесие в композиции.

- Придумать всевозможные детали. Это может быть снег на ветвях деревьях, на домах, порхающие снежинки, следы зверей на снегу, кустики, травинки из-под снега на переднем плане и др.

Индивидуальная

работа







Фронтальная работа


Регулятивные:

планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже ния цели.

Личностные:

осознают свои интересы и цели


IV. Итоги урока.

Рефлек-сия













Домашнее задание

Самоанализсамооценка.

На основе предложенного зрительного ряда учащиеся могут проанализировать собственные работы по опорным понятиям.

Это дает возможность почти на 100% усвоить теоретический материал и добиться высоких результатов в выполнении практической части. Такой прием позволяет достичь реальной изобразительной грамотности и уверенности в себе.

Педагог наблюдает, советует, направляет обсуждения.





Подготовить презентации по теме: «Творчество К.Юона и Б.Кустодиева».





Дети анализируют свои результаты, опираясь на поставленные задачи и выводят самооценку.

Индивидуальная работа

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии

с ситуацией;

поддерживают товарища.

Регулятивные:

оценивают конечный результат; осознают правила контроля



























Приложение 1

Выполнение



Рисунка (эскиза, наброска, зарисовки)____

Графической композиции_______________

Живописной композиции_______________

Декоративной композиции______________

Сюжетно-декоративной композиции_____

Объемной композиции_________________

Аппликации___________________________

Приложение 2

Средства композиции

Художественный замысел

Центр композиции

Горизонт

Пространство

Ритмы

Контрасты

Симметрия

Асимметрия

Движение

Покой

Равновесие

Приложение 3

Живопись пейзажа

Цветовые отношения неба и земли

Воздушная перспектива

Основной цвет предмета

Объемы (свет и тень)

Мелкие детали (работа концом кисти)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме: "Красота зимнего пейзажа"

Автор: Кириленко Татьяна Алексеевна

Дата: 17.02.2019

Номер свидетельства: 500196

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока "Сочинение по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" (2 часа) "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-sochinieniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur-2-chasa"
    ["file_id"] => string(6) "159913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421959843"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuvo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452277790"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока, презентация на тему "Зимний пейзаж""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_priezientatsiia_na_tiemu_zimnii_pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "383680"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485346325"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по трудовому обучению "Работа с природными материалами" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-trudovomu-obuchieniiu-rabota-s-prirodnymi-matierialami"
    ["file_id"] => string(6) "143279"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418488229"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства