1.Организационный момент (1 мин) | «Дерзкими усильями Устремляясь к высоте, Дальше, прочь от грани теней, Мы домчимся в мир чудесный К неизвестной Красоте!» К.Д. Бальмонт | Подготовка к уроку | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.(Коммуникативные УУД) |
2.Мотивационно целевой (7 мин) | - Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в твоём доме». - О ком или о чем пойдет речь в следующих строчках: - «Я его вечерами вязала Для тебя, моя милая мать, Я готова для тебя, дорогая, Не платок, даже сердце отдать… » - Может уже кто – то догадался, о чем мы будет говорить на уроке? - Правильно и тема нашего урока звучит так: «Мамин платок». | О маме и платке О мамином платке | Умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение (Регулятивные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
3. Ориентировочный. (5 мин) | - Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме. - А из каких материалов делают посуду? - Какой материал на Руси был самым подходящим для изготовления посуды? (Слайд №3). - В старину на Руси пользовались деревянной посудой. Народная деревянная посуда очень красива, и теперь мы, любуясь, украшаем ею дома. - Что напоминает вам этот ковш? (Слайд 4). - Действительно – это красивый ковш-утица из дерева. Такие ковши на свадьбу дарили как пожелание мирной, долгой жизни, добра и достатка в семье. -(Слайд №5). Это керамическая посуда. -Из какого природного материала она сделана? - Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью. -(Слайд №6). А бывает металлическая посуда: алюминиевая, чугунная, серебряная и даже золотая. - Рассмотрим 2 чашки для чая. - Обратите внимание на форму, силуэт, украшения. -Какая чашка подойдёт для праздничного стола? - Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда. - (Слайд №7) -Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? - А кто из вас знает, как называется набор посуды? - (Слайд№8). Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения. - Какие бывают сервизы по назначению? | Ответы детей Дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д. Дерево Утку Глина Ответы детей Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная. Сервиз Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные. | Уметь планировать свою деятельность (Регулятивные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.(Познавательные УУД) |
5. Поисково - исследовательский (5 мин) | - Всякую посуду вначале придумывают художники и расписывают ее. Давайте познакомимся с некоторыми видами росписи. Гжель – это большой район в 60 км от Москвы. Гжель – родина русской керамики. Мастера Гжели и по сей день изготавливают фарфоро-фаянсовую керамику: посуду, игрушки, декоративные статуэтки. Гжельскую керамику очень легко узнать. На белом фоне синей или голубой краской нарисованы причудливые цветы, птицы, животные, люди... Несмотря на такое простое сочетание цветов, гжельская посуда выглядит очень нарядно. (Слайд № 9, 10) Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного еще в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области. Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Любили мастера расписывать вещи пышными розанами, птицами и животными. То ярко-зеленый фон мастер выберет, то красный, то глубокий синий, а иногда и черный. Так и расплескивается многоцветие городецкого колорита. (Слайд №11,12,13) Жостовская роспись. В первой половины 19 века в деревне Жостово народные умельцы стали изготавливать металлические подносы – для подачи пищи, под самовары или просто как украшение. На черном фоне выводит мастер цветочный букет, где чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. А край подноса украшается, словно старинная рама для картины, «золотым» орнаментом. - А сейчас более подробно остановимся на хохломской росписи. - Как вы думайте почему именно на этой росписи? (Слайд № 14,15) Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Свое название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу. Цветовая гамма хохломской росписи: Основные цвета: Вспомогательные цвета: Хохлому легко узнать. Деревянная посуда и мебель расписаны золотистым и красным цветом по черному фону. Традиционные элементы хохломы – сочно-красные ягоды рябины и земляники, цветы, ветки. Встречаются также птицы, рыбы и звери. (Презентация №2) | Дети слушают учителя. Предположение детей | Уметь добывать новые знания с помощью учителя. (Познавательные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) |
6. Практическая часть. (20 мин) | - Предлагаю вам побывать хохломскими мастерами – художниками. -(Слайд №15). Изобразить и украсить по мотивам хохломской росписи праздничную посуду для чая. - Альбомный лист располагаем горизонтально - Рисуем посередине и на весь лист, не мельчим. (Пока дети рисуют, звучит музыка) | Выполняют работу | Уметь добывать новые знания с помощью учителя. (Познавательные УУД). |
7. Рефлексивно – оценочный (2 мин) | А) Выставка работ учащихся. Закончите фразу: -Я знаю… -Я понимаю…. -Для меня было открытием… -Мне понравилось… В) Заключительное слово учителя. - Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. Г) Выставление оценок. | Дети оценивают работу свою и других | Умение делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД) |