kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: «Роль цвета в портрете»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА:

1 познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства;

2 расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: «Роль цвета в портрете»»

Тема урока: «Роль цвета в портрете»

ВИД УРОКА: творческий практикум

ЦЕЛЬ УРОКА:

1 познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства;

2 расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

  • научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани

  • овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике “холодный батик”

  • углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

  • развивать графические умения,  связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;

  • привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

  • способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.




Ход урока

1. Организационный момент

Учитель

Я приветствую вас на сегодняшнем уроке.

Сегодня в изобразительной деятельности мы попробуем себя в роли творцов. Будем решать творческие задачи. Тему урока вы сформулируете самостоятельно. А начнем с хорошего настроения улыбнемся друг другу. А теперь прошу обратить внимание на Слайд. Скажите что на них изображено? ( картины разных времён года) Скажите по каким признакам вы определили то или иное время года?

Какое время года сейчас? (март) Первый месяц весны. С какими цветом, красками ассоциируется весна? А чем весна вообще интересна? Вспомните, какие праздники весной проводятся? Посмотрите на картины какую роль человек играет на этих изображениях?. Если рисовать человека ведь сюжет будет интересней.? Как вы думаете?

Весна! Давайте вспомним строки поэтов о весне. Я вам предлагаю строки из стихотворения «зима не даром злиться прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора… Посмотрите поэт весну в своих строках оживил? А с кем поэт ассоциировал весну? ( С образом девушки)

Объединяя признаки и приметы и явления (Слайд), создадим образ Весны. (самостоятельная работа учащихся).

Например: лицо- солнце, волосы- ручейки, (продолжайте…………. глаза- проталинки, рот – радуга, брови - крылья грача, платье - подснежник, рукава от платья - облака, …Какие краски свойственно весне. Какие цвета?

(Слайд) Давайте вспомним группу хроматических и ахроматических цветов. Назовите теплые и холодные оттенки. Основные цвета и дополнительные…Человек это самая выразительная тематика для изображений художника.

На предыдущих уроках мы научились рисовать голову человека, решать композиционные задачи в портрете. Но у нас так же возникало желание в изображении портрета не только графическим способом решать эти задачи, но и …..живописным. (Слайд) И так давай попытаемся сформулировать тему урока «Роль цвета в портрете». А цель урока будет какова?

Сегодня вы познакомитесь с цветовым решением образа, научитесь передавать цветом настроение и характер героев портрета. А как мы с вами узнаем позже, когда будем вспоминать различные техники…. Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о портрете. (Работа по слайду вспомнить виды портрета)

Следующее задание

Задание соберите с помощью пазлов портреты людей и дайте их характеристики. Работа парная, оказываем друг другу помощь и поддержку.

Определите виды портретов.

Групповой, индивидуальный или психологический, парадный..

С заданием справились. Покажите готовые результаты друг другу. Поднимите работы в верх…………




Следующий этап работы. Описание картин. Определить общую особенность.

- Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятия, его увлечения, духовный мир и психический склад – тема портретиста. Большую роль в раскрытии всех этих или нескольких перечисленных аспектов играет цвет.

Мы уже знаем, что художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека.

(Слайд «Девочка с персиками)

Рассмотрим это на примерах нескольких портретов.

Обратимся к известной картине «Девочке с персиками» Валентина Александровича Серова. Расскажите что вы видите на картине?

Художник написал портрет девочки-подростка, сидящей у стола, в комнате, залитой светом солнечного летнего дня. Но в картине есть и другой, не менее важный герой, - это свет. Свет наполняет комнату, вливаясь в окна. Его яркие блики лежат на тёмной мебели. Свет как бы перемешивает оттенки цветов, заставляет нас видеть их зависимость друг от друга. Трепетный, мерцающий голубовато-серый фон картины, пронизанный тёплыми отражениями от окна, розовое пятно кофточки и создают то ощущение свежести, чистоты и юной радости жизни, которое составляет самую сущность этого произведения. Взгляните, как написана розовая кофточка девочки. Здесь не просто розовый цвет в его чистом виде. Присмотревшись внимательно, мы увидим в нём оттенки лимонно-жёлтого, коричневатого, бело-сероватого цветов. Цветовое решение серовского портрета очень сложно. С одной стороны, предметы как бы растворены в воздухе и свете, но взгляните, как написаны стул, кресло, стол, их тёмно-коричневый цвет взят настолько плотно, что кажется, что В. А. Серов уплотнил само пространство и стольким предметам там просто не поместиться. Красочное богатство мира для художника не самоцель. Его цель состояла в другом. Он стремится выразить художественными средствами своё радостно-непосредственное, отрадное восприятие жизни. Достижению этой цели подчинено всё: богатая игра разнообразных оттенков цвета, щедрый цвет, заполняющий всё пространство картины. И всё же главное внимание В. А. Серов уделил изображению девочки. Она зрительный центр композиции, а её голова, лицо привлекают основное внимание художника.

Серов пытливо всматривался в неё, пытаясь понять, а главное, прочувствовать причину огромного обаяния, исходящего от юной героини. Художник чутко угадывает красоту, которая вот-вот раскроется в этой девочке.

В. А. Серов создал в данной картине своеобразный символ юности, красоты, образ счастливой поры человечества.

Слайд «Портрет Струйской»

Описание следующей картины «Портрет Струйской»

В «Портрете Струйской» Фёдора Степановича Рокотова фигура молодой женщины как бы выступает из неопределённого, глубокого фона и вместе с тем уходит в него, растворяется в нём (причёска почти сливается с фоном, на шею и грудь ложатся тени). Прозрачный цвет платья и наколки на голове, мягко и красиво сочетаясь с дымчато-серым фоном, обрамляют и выделяют лицо. Тёмные миндалевидные глаза смотрят прямо на вас и в то же время куда-то мимо вас. Во всём этом чувствуется какая-то недосказанность. Вы угадываете, что женщина живёт своей особой жизнью, для вас закрытой. Отсюда ощущение загадочности, даже таинственности созданного образа.

Что общего в этих портретах? Какими средствами художественной выразительности они написаны? В создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды, передача художником настроение ,характера

А теперь скажите какими еще техниками можно создать портрет?

(Слайд)

Обратимся к истокам старины. Вспомним страницы истории Западного средневековья и Древнюю Русь…….

Техника коллаж? (рассказать о ней)

Техника работы с пластилином создавая образ в объеме

Вспомним из уроков истории темы о культуре западной Европы

Техника витраж (какая?)

Техника мозаика (что за техника?)

Техника фреска (живопись по сырой штукатурке.

Книжная миниатюра, где изображался человек в действии.

(Слайд)

А сейчас я обращу ваше внимание ещё на одну интересную технику выполняемую в цвете с помощью специальных красок.

У нас на столах с вами не обычные краски. Этими красками рисуют на ткане.

А техника называется « Батик».

Посмотрите информационный материал о данной технике.(Слайд русская набивка)

а) История батика

Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния (составленная примерно в 77 году н. э. Плинием Старшим и посвящённая римскому императору Титу энциклопедия природных и искусственных предметов и явлений). Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор.
Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова “набивать”, когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

(Слайд батик в черном цвете)Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

(Слайд роспись ткани природными красителями)

Батик — художественный способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток.

(Слайд) Затем данную технику переняли японцы.

Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, “горячим” методом резервирования воском, распространен “холодный” метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.

(Слайд современный раскрас ткани) Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Именно мы сейчас и освоим технику «холодный батик» (Слайд современные изделия). А вот натуральные изделия которые сделаны своими руками.

Я вам помогла провести предварительную работу на ткане изобразив контур с помощью специально зрезервирующего состава. И наша задача сегодня изобразить данный объект в цвете.

Посмотрите на работы на столах . Что изображено? Мать и дитя. В преддверии международного женского дня весеннего праздника. Своим мамам хочется преподнести подарок. А самый лучший подарок, который мы изготовили своими руками. Мы внесем в него всю теплоту и любовь для наших мам. Действительно образ женщины самый прекрасный, образ мамы самый любимый. Осоциирующийся с весной, солнцем теплом. Ведь не было бы на земле и защитников Отечества без благословения матери.

Физ. мин. Я предлагаю отдохнуть и побыть в роли театралов. Передайте друг другу в руки нежный цветок, а теперь 2-х метровую хрустальную вазу, а теперь угостите друг друга кусочком торта и пожмите друг другу руки пожелав удачи в практической деятельности.

Все немного оживились. Я желаю вам успехов в вашей к творческой работе.

Переходим к смешиванию красок и к работе над цветом. Но прежде чем перейти к раскрашиванию я вам предлагаю провести эксперимент (Слайд). Главную роль в холодном батике играет соль. Может вы вообще слышали о том что соль и уксус добавляется при полоскании одежды, чтобы ткань не потеряла цвет . Насыпьте на свободный участок ткани соль и капните краску. Что с ней происходит? Краска убегает от соли. Значит соль имеет чудодейственное свойство для краски.

(Слайд этапы работы) Нежное касание кистью. Цвет выбираем по своему усмотрению.

Практическая часть под музыку. Обращаем внимание на

Слайд. Выполняем задание под музыку.

Демонстрация работ у доски по рядам. Обсуждение колорита.

(Мы научились работать в технике «батик» И выяснили, что цветом можно рисовать не только на альбомном листе, но и на ткане.)

А где эти знания пригодятся вам в жизни?

(Ответы учащихся…………………………………………………)

А теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке. И оцените свою работу. Поднимите ладошки вверх те кто с легкостью выполнял задания на уроке и у кого все получилось и поднимите вверх кулачки те, кто испытывал трудности при выполнении заданий. Это будет означать то, что нам есть ещё над чем поработать на последующих уроках изобразительного искусства. Оцениваю вас всех на отлично.

А дом. заданием. Подарить подарок маме, и попробовать нарисовать на ткане гуашью и акварелью разные объекты. На следующем уроке расскажите что у вас получилось. (Слайд последний).

Спасибо всем за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока изобразительного искусства. Тема урока: «Роль цвета в портрете»

Автор: Асанова Ольга Анатольевна

Дата: 06.04.2025

Номер свидетельства: 668031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-kartina-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "198572"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428420085"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока изобразительного искусства  в 3 классе  "Картина - пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-3-klassie-kartina-pieizazh-1"
    ["file_id"] => string(6) "198648"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428427951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока на тему "Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-na-tiemu-krupnieishiie-muziei-izobrazitiel-nogho-iskusstva-i-ikh-rol-v-kul-turie"
    ["file_id"] => string(6) "240917"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445156394"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока по ИЗО Беседа о натюрморте «Натюрморт в графике»."
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_po_izo_biesieda_o_natiurmortie_natiurmort_v_ghrafikie"
    ["file_id"] => string(6) "408202"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491838680"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-iskusstvo-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "255040"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства