Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО для 2 класса»
Конспект урока ИЗО для 2 класса возможности аппликации "Осеннее настроение"
Описание материала:
Предлагаю конспект урока возможности аппликации "Осеннее настроение" для 2 класса Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства. Это конспект урока, направленный на комплексное формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников. Конспект урока содержит элементы полихудожественного подхода в обучении изобразительному искусству. Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой и способами аппликации; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса. Задачи: Образовательные: - Расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с техникой аппликации; - Формировать информационные компетенции через работу с учебником. Развивающие: - Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке, результатов рабочих групп; Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия. Воспитывающие: - развивать коммуникативные умения обучающихся через организацию групповой, коллективной и индивидуальной деятельности на уроке. Универсальные учебные действия: Личностные УУД: - умение использовать образный язык изобразительного искусства в технике аппликации: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов, - способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка), - совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу. Познавательные УУД: - самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже средствами аппликации , - самостоятельное создание алгоритма деятельности, - выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений, - самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.. Коммуникативные УУД: - расширение навыков общения в условиях коллективной деятельности, - развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества, - умение договариваться, находить общее решение, взаимопомощь. Регулятивные УУД: - самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале, - выражение в словесной форме образного смысла творческой коллективной работы, - оценивание результата своего труда. Материально-техническое обеспечение урока: учебники изобразительного искусства Е.И. Коротеевой «Искусство и ты», 2 класс, схемы эмоций и ключ к тесту «Настроение», фрагменты из концерта фа мажор «Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии;
репродукции пейзажей с изображением осени;
таблица «Правила работы в группе»; Тип урока: комбинированный. Организация учебного пространства: пространство класса поделено на зоны для индивидуальной работы и работы в группах. Для этого в конце кабинета по периметру сдвинуты учебные столы. Содержание урока 1. Организационный этап Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в этом кабинете, прошу приготовить к уроку цветную бумагу, клей и занять свои места. 2. Мотивационный этап Учитель: Ребята, мне бы хотелось знать с каким настроением вы пришли на этот урок. Для этого проведём тест «Настроение». Выберите из лежащих у вас на столах схем настроения, соответствующую вашему настроению: радостное, грустное, раздражительное, равнодушное. Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их настроению. Показывают учителю.
Учитель проводит краткий анализ результатов теста. 3. Актуализация опорных знаний 1. Определение темы урока Учитель: - Какое время года за окном? (осень). - Как вы думаете, бывает у осени настроение? Какое? Посмотрите, какая разная, но неизменно прекрасная осень на картинах художников! У неё, как и вас, разное настроение. Обучающиеся рассматривают репродукции пейзажей с изображением осени. - На основе беседы и наблюдения, кто может предложить тему сегодняшнего урока? Учащиеся озвучивают тему урока (самостоятельно или с помощью учителя): «Осеннее настроение». 2. Целеполагание Учитель: - Конечно, ребята, мы будем говорить об осени и о том, какой она бывает. К уроку вы приготовили цветную бумагу, клей. А как называется картина из кусочков цветной бумаги?
В ваших учебниках на стр.50-53 рассмотрим способы выполнения аппликации. - Исходя из этих знаний, попробуйте озвучить учебные задачи, которые будут стоять перед вами на уроке ( воспринимать красоту осенней природы; научиться передавать красоту осени в технике рваной аппликации). 4. Изучение нового материала 1. Восприятие произведений живописи и музыки по теме урока Учитель: Мы рассмотрели с вами картины художников об осени. Но не только художники стремятся передать своё восхищение замечательным временем года – осенью. У композитора с очень красивой и мелодичной фамилией Вивальди тоже есть произведение под названием «Осень». Прослушайте фрагменты музыкального произведения и попробуйте определить, с каким настроением показывает нам осень композитор. Подберите репродукции пейзажей, соответствующие этим фрагментам. Учащиеся прослушивают музыкальные фрагменты Allegro (лёгкий ветерок качает ветви деревьев, плавно кружит осыпающиеся листья) и Adagio molto (холодный, унылый дождь) определяют настроение, находят соответствующие этому настроения репродукции осенних пейзажей. 2. Распределение по группам Учитель: - Выберите из класса двух самых хорошо рисующих, на ваш взгляд, ребят. Сегодня они будут главными художниками. Ну, а главные художники наберут себе команды, по очереди называя имена одноклассников. Обучающиеся распределяются на группы. Переходят в зону для коллективного творчества. 3. Инструктаж о правилах работы в группе - Вы уже на уроках изобразительного искусства работали в парах. Давайте, вместе определим правила работы в группе: 1. Варианты выполнения задания обсуждать шёпотом. 2. Распределить обязанности по выполнению задания между собой. 3. Считаться с мнением друг друга. 4. Оказывать друг другу помощь. 5. Соблюдать правила безопасного труда. Учитель: Я раздаю каждой группе «секретные задания», не говорите о них никому. «Секретное задание» для группы №1: «Изобразите осеннее дерево в пасмурный день. Дождевые тучи, вот-вот пойдёт дождь. Дует сильный ветер с одной стороны и срывает листья деревьев. Под деревом лежат ковром осенние листья». «Секретное задание» для группы №2: «Изобразите ясную осень. Стоят тёплые дни. Лёгкий ветерок шелестит листьями дерева. Листья легко падают и кружатся. Под деревом лежат ковром осенние листья».
Учащиеся читают «секретные задания», обсуждают распределение обязанностей в группе. 4. Пластическое интонирование (олицетворение) Учитель: -Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А. Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:
- Как у дерева растут ветви? - Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер? - Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону. - Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны. - Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе. Молодцы! Я надеюсь, что-то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших «секретных заданий». 5. Выполнение практической работы Учитель: - Перед вами большие листы, на которых будет работать каждая группа. Ещё раз прочтите "секретное задание", обсудите выполнение, распределите обязанности. Для аппликации вы не приготовили ножницы. Почему? Ещё раз обратимся к учебнику. На стр. 50 – 53 показаны фотографии осенних деревьев и приёмы работы в технике рваной аппликации, поэтому ножницы нам не нужны. Школьники выполняют коллективные композиции на тему «Осеннее настроение» (в зависимости от подготовки обучающихся возможно выполнение работы полностью в технике аппликации или с нанесением фона красками). 6. Рефлексия. Итоги урока 1. Игра «Отгадай задание» Учитель: - Ребята, вы знаете, почему ваши задания были секретными? Сейчас группы отгадают задание друг друга. Творческие группы становятся напротив друг друга. Главные художники показывают коллективные работы противоположной команде и отгадывают, какое задание эта команда получила. 2. Анализ работ обучающихся, подведение итогов урока Учитель: - Скажите, ребята, получилось ли у вас выполнить поставленные задачи? Что вам помогло передать красоту осени, её настроение? 3. Тест «Настроение» Учитель: - Вот и подошёл к концу наш урок «Осеннее настроение». Вы пришли на него с разным настроение, а с каким настроением вы уйдёте? Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их настроению в конце урока. Показывают учителю. Учитель проводит анализ результатов теста. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было только хорошее настроение! 4. Домашнее задание Домашнее задание предполагает поиск зрительного ряда (фотографий, рисунков зимних деревьев) к следующей теме «Выразительные возможности графических материалов».