Тема урока: "Изобразительные возможности натюрморта. Декоративный натюрморт"
Цель урока: Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта.
Образовательная: Учить учащихся отличать реалистический натюрморт от декоративного.
Развивающая: Развивать творческую фантазию и авторскую активность, воображение.
Воспитывающая: Воспитывать художественный вкус и творческую позицию при выполнении натюрморта.
Оборудование:
Для учителя: Репродукции, презентация «Декоративный натюрморт»( слайды).
Для учащихся: Цветные карандаши, пастель, фломастеры или гуашь, акварель, кисти, бумага.
План урока.
- Организационная часть (3 мин.)
- Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний (6 мин.)
- Объяснение нового материала (12 мин).
- Практическая работа (20 мин.)
- Подведение итогов (4 мин.)
Ход урока
1. Организационная часть.
2.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.
Тема урока; « Изобразительные возможности натюрморта. Декоративный натюрморт».
3. Повтор знаний о натюрморте.
1. Что такое натюрморт?
2. Какие виды натюрморта бывают?
4.Объяснение нового материала.
Здравствуйте ребята! Тема нашего урока сегодня « Декоративный натюрморт». Для начала мы вспомним, что такое натюрморт? ( ответы учащихся).
Натюрморт
(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально -тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.
Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII в.
В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт.
Презентация «Декоративный натюрморт»
Слово «декор» в переводе с лат. означает –украшать.
Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких, как: отображение воздушного пространства и материальности. Условностью так же является плановость изображения. В декоративном натюрморте на первый план выступают следующие задачи: цветовая композиция, в которой цвета не столько отражают реальные взаимосвязи предметов постановки, сколько условную задачу заранее продуманного колорита, то есть колорита, построенного на нюансе, контрасте, монохромии. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
В декоративном натюрморте важным является также композиционно построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров, как аппликативной составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. В зависимости от такой стилизации возможно применение различных декоративных материалов, например, аппликации. Таким образом, мы видим, что в отличии от реального натюрморта постилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.
5.Пояснение к практическому заданию.
Задание: составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.
Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов.
Также, вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства (например: нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.)
Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять белую или цветную бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша. Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы? Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы.
Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.
С чего начнем?
- Замысел
- Композиция
- Построение
- Работа в цвете /палитра/
- Самоконтроль
Этапы выполнения декоративного натюрморта
1 этап 2 этап
3 этап 4 этап
Можно приступать к работе. Сегодня вы можете самостоятельно решить в какой технике, и какими художественными материалами будет выполнен ваша композиция.
Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета.
- Практическая работа учащихся.
Учащиеся выполняют декоративный натюрморт в смешанной технике. Работа выполняется индивидуально.
После каждого этапа проводится анализ работ. Находятся, общие ошибки и учителем повторно проводится объяснение этапа рисунка для всего класса.
Учитель в течении практической работы, работает индивидуально с учащимися.
7.Итог урока. Опрос (закрепление полученного материала).
- Где был рожден жанр “натюрморт”?
- Что входит в понятие натюрморт?
- В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?
- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?
- Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?
За наиболее подробные и интересные ответы учащимся выставляются оценки.
Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке.
8.Домашнее задание. Найти репродукции натюрмортов.
Список использованной литературы.
1. А.Н. Гираева Декоративный натюрморт. // Изобразительное
искусство в школе. [текст] А.Н. Гираева - М.: 2007. - №6. – С.53-55
(входит в Перечень рецензируемых изданий ВАК РФ).
2. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство»: Начальная школа .- М.: Дрофа, 2001. – 222 с.
3. Н.Н. Ростовцев Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Просвещение, 1980. – 253 с.
4. Ростовцев Н. Н. История методов обучению рис. М.: Просвещение, 1981-44 с.