Цель урока –Определить средства художественной выразительности для передачи разного состояния природы, и создание пейзажа – настроения (“Изображение природы в различных состояниях”.
Для этого урока я выбрала различные и методы работы:
беседа по репродукциям картин ( о различных состояниях природы),
выборочное чтение стихотворений
таблицы- цветовая гамма, задание на логическое мышление,
прослушивание музыки ( для создания положительного психологического настроя).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«“Изображение природы в различных состояниях”.»
Цель урока –Определить средства художественной выразительности для передачи разного состояния природы, и создание пейзажа - настроения
Задачи:
Образовательные: научить детей ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета, дать представление о выразительных возможностях цвета и мазка как изобразительного средства , обучать умению использовать выразительные возможности цвета и мазка для построения изображения определенного характера, настроения; сформулировать выводы;
Развивающие: развивать умение высказывать суждения в процессе обсуждения материала урока, развивать коммуникативные навыки и умения; развивать мышление, фантазию, творческую активность, умение ориентироваться на листе бумаге;
Воспитательные: прививать любовь и интерес к искусству; воспитывать аккуратность при выполнении задания, взаимоуважение между одноклассниками;
Здоровьесберегающие: развивать мелкую моторику пальцев рук; прививать навыки правильного обращения с ножницами; развивать физическую активность (выполнение упражнений физкультминутки)
Планируемый результат
Личностные УУД:
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определение общих для всех правил поведения;
Установление связи между целью деятельности и ее результатом;
Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Уважительное отношение к культуре и искусству:
Регулятивные УУД:
применение установленных правил при решении задач;
Умение самостоятельно определить цели своего обучения;
Внесение необходимых корректив после анализа допущенных ощибок;
Умение соотносить свои действия с планируемым результатои;
Осуществление самоконтроля.
Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
Развитие познавательных мотивов и стремления к познанию нового;
Умения сравнивать;
Умение определять уровень усвоения учебного материала;
Коммуникативные УУД:
умение слушать и понимать речь других;
достаточно полное и точное выражение своих мыслей; оценивать свои достижения на уроке;
Методы : обьяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично- поисковый , репредуктивный, практический
Формы учебно-познавательной деятельности:
Фронтальная, парная, индивидуальная
Оснащение:
Визуальный ряд: Клод Моне «Скалы в Этрета», Клод Моне «Скалы в Бель Иль», Айвазовский «Девятый вал», «Морской пролив», «Буря на море», Иван Шишкин. «На Севере Диком», К. Моне . «Впечатление. Восход солнца», В. Ван Гог «Дома с соломенными крышами в Кордевилле», П. Синьяк «Константинополь», И.Левитан «Над вечным покоем», «Золотая осень», В.Васне5цов «Аленушка», Н.Крымов «Зимой в провинции».
Литературный ряд: стихи Николая Рубцова, Федора Тютчева, Ивана Бунина, Николая Китаева.
Музыкальный ряд: «Утро» норвежского композитора Эдвард Грига, Мишель Легран «Осенняя грусть»
Оборудование : проектор, компьютер, экран
Ход урока
Предлагаю послушать музыкальное произведение, попытайтесь представить картину, изображенную звуками музыки.
Обучающиеся прослушивают «Утро» норвежского композитора Эдвард Грига
- Какое время суток отражено в музыке? (утро)
- Что в музыке помогает определить картину утра?
Мелодия светлая, спокойная, как будто встает солнышко, слышен щебет птиц. Если вслушаемся в развитие темы, то услышим, что мелодия темы постоянно повторяется, но от раза к разу звучание усиливается. Постепенно звучание становится мощным и ярким. Гимн восходящему солнцу. это не только картина природы, здесь передаются мысли, чувства человека, его переживание. Это музыкальный пейзаж.
-Определите настроение музыки.
-Представьте изображение, соответствующее по вашему мнению данному музыкальному отрывку.
Прочитайте стихи и определите какое настроениен а них отражено?
К какому жанру живописи вы отнесете эти строки? …(пейзаж)
Пейзаж – один из жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа.
Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов.
Что может входить в пейзаж?
Как вы считаете, может ли художник передать разные состояния природы, настроение?
Проблема.
Какие средства художественной выразительности он использует для этого?
Каким образом в изображении можно передать настроение?
Решение проблемы
Иван Шишкин. «На Севере Диком» – картина, написанная для иллюстрации одноименного стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет
Ощущение одиночества, грусти и смирения наполняют изображение. Высокая сосна, гордое по своей природе дерево, стоит, будто покорно склонив голову, смирившись с судьбой и повернувшись навстречу своему единственному товарищу – лунному свету.
Давайте понаблюдаем за картинами природы вместе с художниками
(слайды и учебник)
Что вы заметили? Что помогает художнику в передаче состояния природы?
С помощью чего мы можем передать настроение природы?(цвета)
Как цвет помогает художнику передать состояние природы, моря?
- ответы детей
Упражнение подбери цвета. Каждая пара подбирает цветовую палитру к одному из пейзажей, или настроению «Ранне утро», «Грустный день», «Праздник»
Сравните с учебником
Учебник стр. 88 художник умеет чувствовать и передавать настроения природы. (88-91)
У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.
Как художнику удалось передать настроение? Чем отличаются пейзажи, что в них общего?
Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Игра «Я - художник»
Возьмите в руки кисть, и представьте, что вы вместе с художником рисуете эту картину.
Ваша задача показать, как будет двигаться кисть по холсту.
Клод Моне. Скалы в Этрета.
Клод Моне. Скалы в Бель Иль
Айвазовский «Девятый вал»
Можно посмотреть в учебник стр. 92
Рассмотрите картины художников, на которых изображео море в разных состояниях.
На каком из них море веселое, игривое?
На каком оно тихое, ласковое?
А на какой тревожное, грозное?
Как называется след оставленный краской на холсте? - Мазок.
Сравните характер мазков на этих пейзажах.
(На доске записаны слова: тревожное, очарованное, грустное, радостное, настороженное)
Кроме цвета важен еще и способ наложения краски, т.е. движение кисти, которым художник кладет краску на холст.
К. Моне . Впечатление. Восход солнца. Горизонтально расположенные линии и короткие мазки дают ощущение движущейся зяби волн.
В. Ван Гог. Дома с соломенными крышами в Кордевилле. С помощью взволнованных, выразительных, гибких мазков, черных контуров, ярких цветов создавал напряженные, эмоционально нассыщенные пейзажи.
-Какой можно сделать вывод, каким образом в изображении можно передать настроение?
Определите настроения по описанию
Из сочинений учащихся по картине Клода Моне «Здание Парламента в Лондоне».
«Закатное изображение здания Парламента наполнено ощущением красоты угасающего дня. Картина отличается особым тревожным настроением».
«Солнце ещё не взошло, а его лучи уже окрасили небо в золотисто-персиковые тёплые цвета».
Как изменилось впечатление от пейзажа в связи со сменой цвета (колорита)?
V этап. Постановка учебной задачи
Цель: показать возможности использования новых знаний и умений.
Определите тему урока. (Изображение природы в разных состояниях)
Где мы можем использовать новые знания?
Определите цель урока. (Научиться изображать природу в разных состояниях)
Физкультминутка
Потягушки
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
В художественной работе можно использовать чистые, звонкие цвета, а можно их смешивать с белой или черной. От этого изменится настроение.
При смешивании любого цвета с белым мы получаем нежные разбеленные цвета.
Смешивая чистые цвета с серой, мы создаем ощущение грусти, печали, тоски. (так художники передают впечатление от пасмурного дождливого дня, одиночества, безысходности. )
Черная краска, добавленная в небольшом количестве к чистым цветам, вызывает у зрителя тревогу,ужас, ощущение катастрофы, трагедии, кошмара.
Таким образом , одна и та же композиция в пейзаже написанная в разной цветовой гамме, будит различные ассоциации и настроения.
Цвет может быть веселым, нежным, хмурым и даже страшным.
Если природа тихая спокойная, то и мазки – движение кисти должно быть соответсвенно нежное, если же бурная, тревожное – резкие, отрывистые.
Задание:–Постарайтесь в рисунке показать различное состояние природы, свое настроение.
Выполните пейзаж – настроения , постарайтесь выполнить в рисунке с помощью средств художественной выразительности свое отношение, настроение, придав им настроение радости или грусти, тревоги и задумчивости, бодрости
Изобразите природу - море спокойное, игривое или бушующее.
Подберите соответствующую цветовую палитру.
Используйте разные по характеру мазки.
Чтобы создать образ природы смеющийся, радостный, используй чистые цвета – синий, зеленый, желтый и др.
Чтобы придать природе спокойное настроение, нежное во все цвета добавляй белую краску.
Чтобы изобразить непогоду, шторм грозу – добавь в краски черную.