конспект урока для обущающихся 2 класса. по программе Б.М.Неменского.Предварительная работа: вспомнить или найти стихотворение, в котором описан пейзаж в определенном состоянии (бурный, тихий, спокойный, грустный). Посмотреть в иллюстрациях к детским книгам, в альбомах по искусству, как изображены разные состояния природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Изображение природы в разных состояниях» »
Конспект урока по изобразительному искусству
во 2 классе
Автор программы: Б.М. Неменский
Тема: «Изображение природы в разных состояниях»
Тип урока: комбинированный
Вид деятельности: тематическое рисование
Цель урока: Научить изображать закат солнца над морем, используя разные приемы рисования.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с творчеством художников второй половины XIX века, реалистической школы живописи и импрессионизмом;
Научить работать в технике «заливка» и «раздельный мазок».
Развивающие:
Формировать умение строить пейзажное пространство с учетом знаний элементарной перспективы;
Развитие изобразительных навыков, образного представления.
Воспитывающие:
Воспитывать у учащихся чувство наслаждения от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и произведениях искусства;
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование:
Для учителя: репродукции картин, компьютер.
Для учащихся: Альбом, акварель, баночка с водой, палитра, кисти, тряпочка.
Дидактическое обеспечение урока:
зрительный ряд : Репродукции картин художников:
И. Левитан – «Золотая осень»;
И. Шишкин « На севере диком»;
А. Куинджи – «Березовая роща»;
И. Грабарь «Февральская лазурь»;
И. Айвазовский - «Девятый вал».
музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков. Окиян-сине море, Шехеразада; М. Чюрленис. Начало симфонической поэмы «Море».
Опорные знания и умения : локальный цвет, цвета тёплые и холодные, глухие и звонкие, смешивание имеющихся цветов для получения новых оттенков, добавление чёрной краски для приглушения цвета, работа с палитрой.
Новые понятия: цветовое пятно, цветовое богатство пятна.
Предварительная работа: вспомнить или найти стихотворение, в котором описан пейзаж в определенном состоянии (бурный, тихий, спокойный, грустный). Посмотреть в иллюстрациях к детским книгам, в альбомах по искусству, как изображены разные состояния природы.
Список учебно-методической литературы:
Коротеева Е.И.Изобразительное искусство: Искусство и ты: 2 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского- 144 с.: ил. - Обл.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского- 240 с.: ил. – Обл.
ПЛАН УРОКА.
1.Организационный момент (1-2 мин.)
2. Объяснение нового материала (до 13 мин.)
Беседа по теме урока.
Знакомство с творчеством художников второй половины XIX века.
3. Самостоятельная работа (18-20 мин.)
4. Подведение итога урока. Анализ детских работ. (4-5 мин.)
5. Уборка рабочих мест.(1-2 мин.)
ХОД УРОКА.
Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок. Начинается урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, всё в порядке: Альбомы, краски и карандаши?
Проверка готовности к уроку.
Объяснение по теме урока
Беседа по теме урока.
- Ребята, давайте вспомним времена года, и состояние природы в каждом времени года.
- Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые» или «холодные» цвета?
- А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?
- Какие изменения происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний больше в каждом месяце весны?
- А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?
- Какое время года тебе ближе и почему?
-В каком жанре изобразительного искусства можно показать времена года? (пейзаж).
- Что такое пейзаж?
Пейзаж- переводится с французского как «местность», «страна». Один из видов живописи- изображение природы: лесов, полей, гор и т.д.
Многие художники стремились показать природу в разное время суток, передать настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин:
Шишкин Иван Иванович (1832 – 1898) – русский художник, основоположник русской пейзажной живописи. Ещё с детства сосновые леса наметили основную тему картин Шишкина – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса», через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, её душевную щедрость и красоту.
Одним из самых одаренных учеников Шишкина бал Ф. Васильев. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений «Перед грозой». «После дождя», «Мокрый луг». Уже по названиям видно, что художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг.
Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900) – русский художник – передвижник, мастер пейзажной живописи. Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единством, цельностью. «Весна. Большая вода», «Март»- это ли не поэма о русской весне?
Куинджи Архип Иванович (1842 – 1910) выбрал особую манеру письма, построенную на контрасте света и тени. «Березовая роща» невероятно яркий солнечный свет заливает зеленую поляну, подчеркивая контрастность освещенных и затененных участков.
Айвазовский Иван Константинович (1817- 1900) русский живописец, крупнейший мастер морского пейзажа. Стремление Айвазовского передать особое состояние природы ярко выразилось в известной картине «Девятый вал» (1850). Возвышенное романтическое чувство передано в контрастах насыщенного тёмно-зелёного цвета волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней.
Грабарь Игорь Иммануилович (1871- 1960) - живописец, реставратор.
«Февральская лазурь» в белоснежном зимнем покрове художник находит поразительное богатство цвета. По поверхности снега бегут голубые, сиренево-синие, розовые, оранжевые блики. Светлые, прозрачные краски передают сияние солнечных лучей в кристаллах снега. Покрытые инеем ветви деревьев образуют искрящийся красными и золотыми блестками кружевной узор.
Какие замечательные картины природы в период восхода или заката солнца! Словно в зеркале отражается в воде его свет.
- На что похоже отражение солнца в воде? (Дорожка)
Упражнения.
Заливка неба.
Квадрат залить красным, желтым ,синим цветами.
Раздельный мазок. Изображение глади воды.
Картины, написанные мазками, эмоциональны, полны экспрессии. Они создают ощущение мимолетности, неуловимости. Эта техника прекрасно подходит для передачи настроения, состояния художника. Работы, выполненные мазками, смотрятся очень живо, эмоционально взаимодействуя со зрителем. Такое направление в живописи назвали живописью впечатлений, по-французски «импрессионизм».
3.Самостоятельная работа.
1. Давайте разделим лист бумаги на части: для неба и для воды.
2. Часть неба смочите водой и изобразите закат методом заливки.
3. Надо учесть закон воздушной перспективы: Чем ближе к линии горизонта, тем краски становятся бледнее, чем выше, тем краски ярче.
4. Изобразите гладь воды и дорожку солнечного света методом раздельного мазка.
Посмотрите на работу французского художника А. Дерена « главные часы». Где художник очень хорошо изобразил гладь воды приемом раздельного мазка. По законам перспективы, чем ближе к линии горизонта, тем краски бледнее, а чем ближе к зрителю, на первом плане, краски ярче.
4. Итог урока.
- Какое состояние природы мы с вами сегодня изображали?
- Какими художественными приемами нам удалось это сделать?
Анализ детских работ.
Критерии оценки :
«5»- задание выполнено полностью, новая техника освоена, работа грамотно закомпанована на листе, работа выполнена аккуратно; ребёнок принимал активное участие в ходе урока, давал правильные ответы на вопросы учителя, дополнял ответы др. учащихся;
«4» - задание выполнено полностью, новая техника освоена в ходе выполнения работы, работа грамотно закомпанована на листе, работа выполнена с небольшими погрешностями в аккуратности; ребёнок принимал активное участие в ходе урока, отвечал на вопросы учителя;
«3»- задание выполнено частично, новая техника не совсем освоена, работа грамотно закомпанована на листе, работа выполнена не очень аккуратно, ребёнок принимал участие в ходе урока, но неверно отвечал на вопросы учителя;
«2» - к выполнению задания ребёнок приступил, но большую часть не выполнил, новая техника не освоена, работа не закомпанована на листе, работа выполнена неаккуратно ,ребёнок не принимал участие в ходе урока, не отвечал на вопросы учителя;