«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Знакомство с техникой росписи "Гжель",с историей и особенностями этого промысла.Составление декоративной росписи открытым мазком на вырезанной из бумаги вазы, без предварительного рисунка карандашом. Самое трудное в росписи-это "мазок с тенями". Особенность заключается втом, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких темных тонов, до очень светлых и легких. Перед росписью дети собирают из разрезанных на кусочки тарелки изготовленные из бумаги, для просмотра узоров. Они изображают розу- одну из излюбленных элементов росписи вместе с учителем.Также в росписи используется примакивание кисти под названием "капелька", "полоса", "точка", "волна","сетка","кустик".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике “гжель”.
-Заготовки из белой бумаги (шаблоны посуды)
-Рисунки гжельской посуды, фрагменты росписи.
Оборудование для учащихся:
-Краски (акварель, гуашь)
-Бумага
-Кисти (№ по желанию и возможностям).
-Тряпочка, баночка с водой, палитра.
План урока:
I. Вводная часть -5 мин.
II. Объяснение нового материала- 14 мин.
III. Объяснение задания- 5мин.
IV. Практическая работа- 15 мин.
V. Анализ детских работ -2 мин.
VI. Подведение итогов -3мин.
Ход урока
I.Вводная часть.
1.Организационный момент
2. Сообщение темы и задач урока.
II. Знакомство с новым материалом.
Просмотр гжельской посуды впрезентации
Знаком ли вам ребята этот промысел?
Встречались ли вы с такой посудой?
Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель. Секреты красоты художник перенимал из природы. Природа для художника всегда была великим и мудрым учителем.При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками.
Чтение стихотворения о промысле.
Ай да вазы, что за диво, хороши
и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные,
все в цветах!
Здесь и роза и ромашка, одуванчик, .
васильки,
С синей сеточкой по краю,
просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять
земель
Расписали ту посуду на Руси,
в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом
него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда
Так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды
Есть вкусней и веселей.
Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий. На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
11слайд.Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.
12 слайд.Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
13слайд.Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Это майолика. Её делают и сейчас.
14слайд. Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую, зелёную, коричневую и синюю краски.
15 слайд. В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс».
16слайд.Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской.
17слайд.Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
18 слайд. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.
19 слайд.Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».
20 слайд.В росписи используют примакивание кисти под названием капелька.
21 слайд.Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.
22 слайд.Приёмы росписи «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному. «растяжка», «мазок-пятно», этот приём дополняется тонкой линией-прямой, волнистой, округлой.
Толкование «художественных понятий».
Посуда, сделанная из красной глины -майолика.
Посуда, сделанная из белой глины –фаянс.
Посуда, сделанная из необыкновенно белой глины– фарфор.
Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.
Раздаточный материал-( собрать тарелки из кусочков, для просмотра узоров)
III. Объяснение задания.
Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.
Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких
В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.
В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.
учитель также может рисовать элементы сам.
IV. Практическая работа.
Открывается художественная мастерская. Дети вместе с учителем вырезают шаблоны посуды из белой бумаги, и они начинают расписывать сине голубой краской. Во время работы тихо звучит народная музыка, учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.
V. Анализ детских работ
-выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.
VI. Подведение итогов.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
1. Из каких материалов изготавливали изделия гжельские мастера