kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с техникой росписи "Гжель",с историей и особенностями этого промысла.Составление декоративной росписи открытым мазком на вырезанной из бумаги вазы, без предварительного рисунка карандашом. Самое трудное в росписи-это "мазок с тенями". Особенность заключается втом, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких темных тонов, до очень светлых и легких. Перед росписью дети собирают из разрезанных на кусочки тарелки изготовленные из бумаги, для просмотра узоров. Они изображают розу- одну из излюбленных элементов росписи вместе с учителем.Также в росписи используется примакивание кисти под названием "капелька", "полоса", "точка", "волна","сетка","кустик".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»»

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

ВИД УРОКА: творческий практикум.

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Познакомить с техникой росписи “Гжель”, с историей и особенностями этого искусства;

2.Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства;



ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная: сформировать навыки составления декоративной композиции открытым мазком без предварительного рисунка;

Развивающая: развивать художественный вкус;

Воспитательная: воспитывать интерес к народным промыслам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

-Презентация “Истоки и современное развитие промысла”.

-Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.

-Плакат-схема поэтапного изображения элементов росписи в технике “гжель”.

-Заготовки из белой бумаги (шаблоны посуды)

-Рисунки гжельской посуды, фрагменты росписи.

Оборудование для учащихся:

-Краски (акварель, гуашь)

-Бумага

-Кисти (№ по желанию и возможностям).

-Тряпочка, баночка с водой, палитра.

План урока:

I. Вводная часть -5 мин.

II. Объяснение нового материала- 14 мин.

III. Объяснение задания- 5мин.

IV. Практическая работа- 15 мин.

V. Анализ детских работ -2 мин.

VI. Подведение итогов -3мин.

Ход урока

I.Вводная часть.

1.Организационный момент

2. Сообщение темы и задач урока.

II. Знакомство с новым материалом.

Просмотр гжельской посуды впрезентации

Знаком ли вам ребята этот промысел?

Встречались ли вы с такой посудой?

Это знаменитая гжельская керамика, или просто гжель. Секреты красоты художник перенимал из природы. Природа для художника всегда была великим и мудрым учителем.При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками.

Чтение стихотворения о промысле.

Ай да вазы, что за диво, хороши

и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные,

все в цветах!

Здесь и роза и ромашка, одуванчик, .

васильки,

С синей сеточкой по краю,

просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять

земель

Расписали ту посуду на Руси,

в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом

него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда

Так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды

Есть вкусней и веселей.

Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий.
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

11слайд.Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.

12 слайд.Родина Гжели – подмосковный регион.
Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы.
Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

13слайд.Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Это майолика. Её делают и сейчас.

14слайд. Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую, зелёную, коричневую и синюю краски.

15 слайд. В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс».

16слайд.Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс.Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской.

17слайд.Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.

18 слайд. Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

19 слайд.Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».

20 слайд.В росписи используют примакивание кисти под названием капелька.

21 слайд.Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.

22 слайд.Приёмы росписи «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному. «растяжка», «мазок-пятно», этот приём дополняется тонкой линией-прямой, волнистой, округлой.

Толкование «художественных понятий».

Посуда, сделанная из красной глины - майолика.

Посуда, сделанная из белой глины – фаянс.

Посуда, сделанная из необыкновенно белой глины – фарфор.

Майолика, фаянс, фарфор – всё это объединяется одним понятием – керамика.

Раздаточный материал-( собрать тарелки из кусочков, для просмотра узоров)


III. Объяснение задания.

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

учитель также может рисовать элементы сам.

IV. Практическая работа.

Открывается художественная мастерская. Дети вместе с учителем вырезают шаблоны посуды из белой бумаги, и они начинают расписывать сине голубой краской. Во время работы тихо звучит народная музыка, учитель может оказывать минимальную помощь учащимся, не настаивая, на каком либо узоре.



V. Анализ детских работ

-выставка детских работ, выбор работ которые наиболее понравились детям.

VI. Подведение итогов.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

1. Из каких материалов изготавливали изделия гжельские мастера

-из дерева;

-глины;

-металла;

2. Какие цвета использовали в росписи

-красный и синий;

-синий и белый;

-любые

3.каким понятием объединяются (майолика, фаянс, фарфор )– керамика



Домашнее задание.

 - Найти иллюстрации, фотографии с изображением цветов и принести на следующий урок

гуашь, кисти, палитру, салфетки, клеенки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

Автор: Нежельская Елена Николаевна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Искусство гжели. Истоки и современное развитие промысла "
    ["seo_title"] => string(61) "iskusstvo-ghzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "158087"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421684879"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(104) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-iskusstvo-zhostovo-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "116572"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412521739"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классет  "Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла"."
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekturokapoizobrazitielnomuiskusstvuv5klassietiskusstvozhostovoistokiisovriemiennoierazvitiiepromysla"
    ["file_id"] => string(6) "274351"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452362990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Методическая разработка открытого урока по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_otkrytogho_uroka_po_tiemie_iskusstvo_gzhieli_istoki_"
    ["file_id"] => string(6) "359327"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479276566"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок изобразительного искусства в 5 классе  по теме: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» "
    ["seo_title"] => string(116) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-po-tiemie-iskusstvo-gzhieli-istoki-i-sovriemiennoie-razvitiie-promysla"
    ["file_id"] => string(6) "117863"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412944897"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства