kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Людовик XIV и Петр Великий: чья власть была более абсолютной?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Людовик XIV и Петр Великий: чья

власть была более абсолютной?

 

          История развития государственного управления европейских государств происходила в несколько этапов.

 

         Начиная с XVIII века в большинстве европейских стран была установлена единоличная и неограниченная власть правителей – абсолютная монархия. 

          К особенностям абсолютной монархии относятся:

-неограниченная власть монарха (короля, царя, султана, шейха);

-сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках единоличного правителя;

-ограничение или отсутствие власти сословно-представительных органов;

-разветвленный бюрократический аппарат;

-социальной опорой власти монарха является дворянство;

-сильная армия, подчиняющаяся непосредственно правителю;

-обожествление власти монарха.

 

Сословно-представительные органы

Страна

Название сословно-представительного органа

Год создания

Англия

Парламент

1265 г.

Франция

Генеральные штаты

1302 г.

Испания

Кортесы

1137 г.

Чехия и Польша

Сейм

XI–XII вв.

Россия

Боярская дума

X в. – 1549 г.

Россия

Земской собор

1549 г.

            Одним из самых ярких представителей абсолютизма считается король Франции Людовик XIV (1643–1715 гг.) из династии Бурбонов. Девизом правления Людовика XIV были слова «Государство – это я!», подчеркивающие единоличную власть монарха.                            

 

           Людовик XIV вступил на французский престол в 1643 году в четырехлетнем возрасте. До его совершеннолетия регентом являлась мать   Людовика Анна Австрийская и кардинал Мазарини.

           В 1661 году, на следующий день после смерти кардинала Мазарини, Людовик XIV прибыл на заседание Государственного совета, где объявил о своем решении не назначать нового кардинала и о намерении править самостоятельно. Единоличное правление Людовика XIV сохранялось в течение 72 лет вплоть до его смерти.

           В период правления Людовика XIV Франция стала великой державой, а построенный по его приказу Версальский дворец демонстрировал неограниченную власть короля. Во дворце проживал сам король и его многочисленное окружение. Жизнь в Версальском дворце была организована согласно строгому этикету. Здесь устраивали роскошные приемы, балы и ставили спектакли. За исполненную им роль древнегреческого бога солнца Аполлона король Людовик XIV был прозван «Король-солнце».

        Важным аспектом деятельности короля Людовика XIV было умение подбирать талантливых и способных соратников. К таковым относили министра финансов Ж.Б. Кольбера, военного инженера маркиза де Вобана, военного министра М. Летелье, министра иностранных дел Г. де Лионна.

         Благодаря Людовику XIV и его министрам был произведен ряд военных и экономических реформ. Армия и флот стали более боеспособны, увеличилось благосостояние третьего сословия, развивались торговля и промышленность. Французская нация превосходила другие в сфере искусства и науки.

          При Людовике XIV во Франции устраивали гонения против гугенотов (протестантов). Протестантское дворянство, чтобы не лишиться своего положения, было вынуждено перейти в католичество.

          Несмотря на успехи Франции в политике, экономике и войнах, французы не получили территориальных или материальных выгод. В стране постоянно увеличивались налоги, которые ухудшали положение крестьян и состоятельных горожан.

        

           Становление абсолютизма в России связано с именем Петра I – представителя династии Романовых, последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского государства.

           В десятилетнем возрасте Петр был провозглашен царем. Регентом до совершеннолетия Петра и его брата Ивана была их сестра Софья Алексеевна. Самостоятельно Петр I начал править с 1689 года и оставался на троне вплоть до своей смерти в 1725 году.

Петр I Великий (1672 - 1725 гг.)

        В 1697–1698 гг. Петр I совершил путешествие в Европу, в ходе которого он приобрел обширные знания и умения в области кораблестроения, артиллерийского дела, в морской навигации. Познакомившись с западноевропейскими странами, Петр I осознал необходимость проведения в России реформ для усиления ее силы и могущества.

          Политика абсолютизма, установленная при Петре I, предполагала централизацию власти и личный контроль царя и его министров за всеми сферами. В 1711 году Петр I заменил Земский собор новым высшим органом государственного управления – Сенатом. В 1717–1721 гг. было создано 13 коллегий (министерств) и учреждена должность фискала для контроля над государственными чиновниками. В 1721 году для управления деятельностью церкви Петр I учредил Святейший Синод. В 1722 году был издан Табель о рангах.

          Важное значение для России имели военные реформы Петра I. Азовские походы 1695 г. и 1696 г. были успешны, однако выявили слабость действующей армии. Военную реформу Петр I начал с создания регулярной армии из рекрутов. Были созданы Адмиралтейская и Военная коллегии, открыты военные школы для обучения солдат и высших военных чинов. Своевременность военной реформы показала успехи России во внешней политике: победа в Северной войне со Швецией (1700–1721 гг.), присоединение Прибалтики, завоевание выхода к Черному и Балтийскому морям. В 1721 году Сенат пожаловал Петру I титул императора.

 

 

Скульптурная композиция «В ознаменование 300-летия российского флота» с фигурой Петра I в центре в городе Москва

 

Реформы Петра I

реформа центрального управления

реформа местного управления

военные реформы

денежная реформа

церковная реформа

налоговая реформа

культурные реформы

реформа образования

Табель о рангах

Указ о престолонаследии

 

        В 1703 году Петр I основал новую столицу – город Санкт-Петербург. Недалеко от столицы по образцу Версальского дворца был построен дворцово-парковый комплекс Петергоф.

 

Петергоф

          Петр I придавал большое значение развитию образования и культуры. В 1698 году он приказал дворянам сбрить бороды, носить парики и европейскую одежду. В 1714 году был издан указ об обязательном школьном образовании для всех, кроме крепостных крестьян. В 1701–1722 гг. функционировали цифирные (начальные) школы. В 1724 году была учреждена Академия наук и художеств. При Петре I введено новое летоисчисление, открыт первый театр, создана кунсткамера (музей редкостей).

Итоги и последствия реформ Петра I

-модернизация государственного аппарата и выстраивание жесткой власти в соответствии с принципами абсолютной монархии

-создание регулярной армии и военного флота

-внедрение европейских традиций в культуру русского общества

-развитие образования

-развитие промышленности

-закрепощение крестьянства, ослабление влияния церкви

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Людовик XIV и Петр Великий: чья власть была более абсолютной?»

Тема: Людовик XIV и Петр Великий: чья

власть была более абсолютной?

История развития государственного управления европейских государств происходила в несколько этапов.


Начиная с XVIII века в большинстве европейских стран была установлена единоличная и неограниченная власть правителей – абсолютная монархия. 

К особенностям абсолютной монархии относятся:

-неограниченная власть монарха (короля, царя, султана, шейха);

-сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках единоличного правителя;

-ограничение или отсутствие власти сословно-представительных органов;

-разветвленный бюрократический аппарат;

-социальной опорой власти монарха является дворянство;

-сильная армия, подчиняющаяся непосредственно правителю;

-обожествление власти монарха.


Сословно-представительные органы

Страна

Название сословно-представительного органа

Год создания

Англия

Парламент

1265 г.

Франция

Генеральные штаты

1302 г.

Испания

Кортесы

1137 г.

Чехия и Польша

Сейм

XI–XII вв.

Россия

Боярская дума

X в. – 1549 г.

Россия

Земской собор

1549 г.






















Одним из самых ярких представителей абсолютизма считается король Франции Людовик XIV (1643–1715 гг.) из династии Бурбонов. Девизом правления Людовика XIV были слова «Государство – это я!», подчеркивающие единоличную власть монарха.


Статуя Людовика XIV на площади Версальского дворца


Людовик XIV вступил на французский престол в 1643 году в четырехлетнем возрасте. До его совершеннолетия регентом являлась мать Людовика Анна Австрийская и кардинал Мазарини.

В 1661 году, на следующий день после смерти кардинала Мазарини, Людовик XIV прибыл на заседание Государственного совета, где объявил о своем решении не назначать нового кардинала и о намерении править самостоятельно. Единоличное правление Людовика XIV сохранялось в течение 72 лет вплоть до его смерти.

В период правления Людовика XIV Франция стала великой державой, а построенный по его приказу Версальский дворец демонстрировал неограниченную власть короля. Во дворце проживал сам король и его многочисленное окружение. Жизнь в Версальском дворце была организована согласно строгому этикету. Здесь устраивали роскошные приемы, балы и ставили спектакли. За исполненную им роль древнегреческого бога солнца Аполлона король Людовик XIV был прозван «Король-солнце».

Версальский дворец

Важным аспектом деятельности короля Людовика XIV было умение подбирать талантливых и способных соратников. К таковым относили министра финансов Ж.Б. Кольбера, военного инженера маркиза де Вобана, военного министра М. Летелье, министра иностранных дел Г. де Лионна.

Благодаря Людовику XIV и его министрам был произведен ряд военных и экономических реформ. Армия и флот стали более боеспособны, увеличилось благосостояние третьего сословия, развивались торговля и промышленность. Французская нация превосходила другие в сфере искусства и науки.

При Людовике XIV во Франции устраивали гонения против гугенотов (протестантов). Протестантское дворянство, чтобы не лишиться своего положения, было вынуждено перейти в католичество.

Несмотря на успехи Франции в политике, экономике и войнах, французы не получили территориальных или материальных выгод. В стране постоянно увеличивались налоги, которые ухудшали положение крестьян и состоятельных горожан.

Становление абсолютизма в России связано с именем Петра I – представителя династии Романовых, последнего царя всея Руси и первого императора Всероссийского государства.

В десятилетнем возрасте Петр был провозглашен царем. Регентом до совершеннолетия Петра и его брата Ивана была их сестра Софья Алексеевна. Самостоятельно Петр I начал править с 1689 года и оставался на троне вплоть до своей смерти в 1725 году.


Петр I Великий (1672 - 1725 гг.)


В 1697–1698 гг. Петр I совершил путешествие в Европу, в ходе которого он приобрел обширные знания и умения в области кораблестроения, артиллерийского дела, в морской навигации. Познакомившись с западноевропейскими странами, Петр I осознал необходимость проведения в России реформ для усиления ее силы и могущества.

Политика абсолютизма, установленная при Петре I, предполагала централизацию власти и личный контроль царя и его министров за всеми сферами. В 1711 году Петр I заменил Земский собор новым высшим органом государственного управления – Сенатом. В 1717–1721 гг. было создано 13 коллегий (министерств) и учреждена должность фискала для контроля над государственными чиновниками. В 1721 году для управления деятельностью церкви Петр I учредил Святейший Синод. В 1722 году был издан Табель о рангах.

Важное значение для России имели военные реформы Петра I. Азовские походы 1695 г. и 1696 г. были успешны, однако выявили слабость действующей армии. Военную реформу Петр I начал с создания регулярной армии из рекрутов. Были созданы Адмиралтейская и Военная коллегии, открыты военные школы для обучения солдат и высших военных чинов. Своевременность военной реформы показала успехи России во внешней политике: победа в Северной войне со Швецией (1700–1721 гг.), присоединение Прибалтики, завоевание выхода к Черному и Балтийскому морям. В 1721 году Сенат пожаловал Петру I титул императора.


Скульптурная композиция «В ознаменование 300-летия российского флота» с фигурой Петра I в центре в городе Москва


Реформы Петра I

реформа центрального управления

реформа местного управления

военные реформы

денежная реформа

церковная реформа

налоговая реформа

культурные реформы

реформа образования

Табель о рангах

Указ о престолонаследии


В 1703 году Петр I основал новую столицу – город Санкт-Петербург. Недалеко от столицы по образцу Версальского дворца был построен дворцово-парковый комплекс Петергоф.

Петергоф

Петр I придавал большое значение развитию образования и культуры. В 1698 году он приказал дворянам сбрить бороды, носить парики и европейскую одежду. В 1714 году был издан указ об обязательном школьном образовании для всех, кроме крепостных крестьян. В 1701–1722 гг. функционировали цифирные (начальные) школы. В 1724 году была учреждена Академия наук и художеств. При Петре I введено новое летоисчисление, открыт первый театр, создана кунсткамера (музей редкостей).

Итоги и последствия реформ Петра I

-модернизация государственного аппарата и выстраивание жесткой власти в соответствии с принципами абсолютной монархии

-создание регулярной армии и военного флота

-внедрение европейских традиций в культуру русского общества

-развитие образования

-развитие промышленности

-закрепощение крестьянства, ослабление влияния церкви



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Людовик XIV и Петр Великий: чья власть была более абсолютной?

Автор: Сагеев Марат Саветканович

Дата: 20.05.2021

Номер свидетельства: 581028


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства