Интегрированный урок по ИЗО и Музыке "Золотая осень"
Интегрированный урок по ИЗО и Музыке "Золотая осень"
Данный урок направлен на формирование знаний учащихся о взаимодействии двух видов искусства -музыки и живописи, взаимовлиянии и отражении одних и тех же явлении жизни в музыке и изобразительном искусстве на примере творчества великих людей композитора П.И.Чайковского и художника И.И.Левитана. Научить анализировать музыкальное произведение, развивать ассоциативное мышление, цветовое восприятие музыки, разширять кругозор, развивать музыкальный слух и память учащихся - главные задачи данного урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по ИЗО и Музыке "Золотая осень" »
МКОУ «СОШ а. Псаучье – Дахе имени Героя
России О.М.Карданова»
Интегрированный урок ИЗО и музыки
в 8 классе на тему:
« Золотая осень».
Учитель ИЗО Охтова Е.Б.
Учитель музыки Ламкова А.М.
2015 гг.
Цель урока: формирование знаний учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; взаимовлияние и отражение одних и тех же явлений жизни – музыкой и изобразительным искусством (на примере творчества П.И. Чайковского и И.И. Левитана).
Задачи урока: сформировать умение анализировать музыкальное произведение, проводить ассоциации музыки и цвета;
воспитание чуткого отношения к произведениям великого русского художника И.И. Левитана и композитора П.И.Чайковского;
развитие ассоциативного мышления, цветового восприятия музыки, расширение кругозора, развитие музыкальной памяти и музыкального слуха.
Оборудование:
1.Выставка «Музыка и живопись».
2. Репродукции картин пейзажистов И.И. Левитана, Саврасова, Щедрина, портреты П.И. Чайковского и И.И. Левитана.
3. Экран, слайды, компьютер, запись симфонии « Зимние грезы», цикла « Времена года».
4. Плакат, краски, кисти.
Методы: ассоциативный поиск, беседа, практическая работа учащихся, анализ, сравнение, выводы.
Структура урока:
Организационный момент.
Приветствие.
Актуализация. Тема урока, цели и задачи урока.
Объяснение нового материала.
Практическая часть.
Анализ работы учащихся.
Подведение итогов. Выводы.
Ход урока:
Музыка сестра живописи,
Музыка ближе всего к природе.
К. Дебюси
1.Учитель музыки:
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой» живописи. Музыка великолепно умеет живописать, рисовать жизнь человека и природу в различных ее проявлениях. Уже в 18 -19 веках су-шествовали жанры музыкального портрета и жанровой музыкальной зарисовки, которые прекрасно передавали состояние природы, ее жизнь, жизнь местных обитателей.
Природа и сама очень музыкальна. Она полна нежными, трогательными звуками, и звуковая стихия мощна и многообразна. Как звонко звучит лесной ручеек, трепетно шумит весенний лес, переливается трелью соловья. Надо только уметь слушать.
Когда великого Бетховена спросили, откуда он черпает свои музыкальные мысли, композитор ответил: «Я их черпаю на лоне природы, в лесу, в тиши ночи, ранним утром на прогулках». Прекрасные картины созданы Бетховеном в «Пасторальной симфонии», Эдвардом Григом в музыкальной драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», Чайковским в симфонии « Зимние грёзы» цикла « Времена года» и многими другими композиторами.
Учитель ИЗО: красота природы, смена времен года, а каждое из них – осень, зима, весна, лето – неповторимо, всегда были
Источниками вдохновения для поэтов, композиторов и художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами.
Это А. Саврасов, И. Щедрин, И.Левитан, К. Юон, В. Поленов и многие другие. Они любили природу, наблюдали за ней и могли передать цвета каждое время года.
Учитель музыки: сегодня мы с вами будем говорить о том, как выдающийся композитор П. И. Чайковский очень любил природу и посвящал ей много своих произведений. Мы сегодня слушаем музыку осени.
Учитель ИЗО: родную природу любили не только композиторы, но и очень многие художники. Сегодня мы будем говорить о двух гениальных мастерах Петре Ильиче Чайковском и Исааке Ильиче Левитане.
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Литве интеллигентной еврейской семье. Отец Левитана в качестве грошового учителя в 1870 году перебирается в Москву, ради того чтобы дать своим детям хорошее образование. 13 летним мальчиком Исаак Левитан поступает в Московское художественное училище в класс А. Саврасова и становится самым лучшим и талантливым его учеником. Подмосковная природа очаровала Левитана, он работал без устали. «Осенний день. Сокольники», «Плес на Волге», «У пруда», но его «Березовая роща» поистине становится символом России.
Ребята, назовите известные картины И. Левитана.
Ответы:
«Над вечным покоем»
«Владимирка»
«У омута»
«Вечерний звон»
«Весна. Большая вода»
«Озеро»
«Вечер на Волге»
«После дождя. Плес»
«Свежий ветер»
«Сумерки. Стога»
«Золотая осень»
А теперь переходим к практической работе: вами были выбраны «главные художники», которые из ваших заготовок составят картину «Золотая Осень», но и они потрудились, подготовив основу будущей аппликации. Художники приступают к работе.
Учитель музыки: рисуем музыку осени и слушаем музыку осени.
Музыка и живопись это различные виды искусства, которые сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека. Они способны вызывать широчайший спектр эмоций.
Учитель ИЗО: Для выражения впечатлений часто используются такие понятия, как «окрашенный звук». Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и изобразительных произведений:
Симметрия
Динамика
Акценты
Ритмы
Тональность
Коларит
Учитель музыки: (на экране появляются слайды осеннего пейзажа и звучит музыка)
Петр Ильич Чайковский «Времена года. Сентябрь». Слушаем музыку, подбирая эпитеты:
Переменчивость
Печаль
Бравурность
Багрянец
Золото листвы
Зелень пожухлой листвы
Прозрачность голубизны неба
Слушая музыку, что вы слышали, какие эмоции вы испытывали, какие ассоциации возникли у вас, какие зрительные картинки вы представили.
Учитель ИЗО:
Знаете ли вы, что существуют общие законы построения музыкальных и изобразительных произведений: симметрия, динамика, акценты, ритм, тональность.
Общие законы позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись.
Учитель музыки:
Слушаем музыку П. И. Чайковского и рисуем осень.
Учитель ИЗО: картина наша готова. Осталось подвести итоги урока.
Сегодня мы постарались показать вам, что музыка и живопись родные сестры.
Подведение итога урока.
Домашнее задание: включить музыку и создать цветовую палитру осени.