Данный урок подготовили :
учитель музыки –Алиев Р.Р.
и учитель начальных классов- Маслова С.Г.
Разделы: Преподавание музыки. Преподавание ИЗО.
Тип урока : Урок обобщения и систематизации.
Цель урока
Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств – музыки и живописи. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства.
Задачи
Воспитательные :
• обогатить духовный мир учащихся.
• Формировать гордость за выдающихся деятелей искусства России.
Обучающие :
• Обобщить и закрепить знания произведений великого русского композитора П.И.Чайковского изученных на предыдущих уроках.
• Отразить, посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира;
• Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.
• Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи.
Развивающие ::
• Развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
• Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;
• Учить вокально-хоровому пению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности
1.Вход класса под музыку В.А. Моцарт «Ночная серенада»
2.Приветствие учителей
Учитель изобразительного искусства.
3.Психологический настрой
-Оглянитесь вокруг. Попробуйте назвать тему урока…
-Да,сегодня мы будем говорить об осени. Осень, осень: “Что в ней хорошего?” - спрашивают обычно. Она кажется многим скучной, тусклой, унылой… Прогулки наши становятся всё короче, надоедливый дождь рано загоняет домой. А если внимательно всмотреться в это время года, то можно прийти к выводу, что осень очень разнообразна.
-Сегодня у нас урок необычный. Мы на уроке будем петь, рисовать , танцевать, слушать музыку…
-Сегодня мы повторим музыкальную грамоту, вспомним песню «Осень»,будем слушать и анализировать музыку осени известных композиторов.
(Раздаётся стук в дверь, заходит девочка)
-Здравствуй , девочка. Как тебя зовут?
-Меня зовут песенка.
-Ты пришла с нами петь?
-Я бы с радостью пела с вами , но сильный осенний ветер разбросал мои нотки(плачет)
-Мы тебе поможем. Наши ребята соберут все нотки.
-Где находится нотка ре,фа,ля,до,ми,соль,си.
(Дети по очереди расставляют нотки. Песенка улыбается.)
-Спасибо вам, ребят а. Теперь я снова могу петь!
-Сколько нужно нот, чтобы написать музыку?
-А сколько надо цветов ,чтобы написать картину?
-Давайте повторим основные цвета. В этом нам поможет предложение «Каждый –(красный)охотник желает знать ,где сидит фазан» (Слайд 2)
-Сколько цветов мы повторили? Посмотрите, как интересно! Нам известно семь цветов и семь нот. При помощи этих семи нот композиторы пишут музыку, а при помощи семи цветов радуги художники пишут картины. (Слайд 3)
6.Изучение нового материала
- Когда художник рисует красками, он создает живопись. Поэтому и говорят – не «рисовать» картину, а «писать» (от слова «живопись»).
Словарик художника:живопись.
Рассматривание картин
(Слайды 4-9)
Учитель. Теперь посмотрите на эти живописные произведения. На каких из них передано
– На картине Исаака Левитана «Осенний день в сокольниках» – тусклые цвета, грустное настроение.
– На картине В.Поленова «Осень» – тусклые цвета, грустное настроение.
-Песенка, помогай! Ребята,запевай!
Сегодня мы разучим осеннюю распевку. Готовы?-Осень к нам пришла-подарки принесла!
-Повторим «Правила пения».
-Теперь мы готовы исполнить песню «Осень».
- Мы знаем, что музыка бывает веселой и грустной. Давайте послушаем и определим это.
Учитель предлагает прослушать два музыкальных произведения из детского альбома П.И.Чайковского «Времена года»
-«Сентябрь»
-«Октябрь»
– Какое настроение у этих произведений?
Дети. В первом – веселое, во втором – грустное.
Знакомство с оттенками .
-Какой первый осенний месяц приходит к нам в гости?
Сентябрь( чтение стихотворения о сентябре)
-Какого цвета листва на деревьях в сентябре?
-Посмотрите на оттенки зелёного цвета и жёлтого. Попробуйте раскрасить листья сентября….
(Слайд 11-12)
-Второй осенний месяц октябрь приходит со своими красками.
Стихотворение об октябре.
-Он окрашивает листву в яркий жёлтый цвет.
(Слайд 13)
-Сейчас я превращу вас в волшебников. Крибле –крабле-бумс. Теперь вы не девочки и мальчики, а настоящие волшебники. А волшебники умеют творить чудеса. Первое чудо- смешивание красок. Посмотрите на эти листья (на экране).
- Раскрасьте листья октября.
-Посмотрите к нам пришли в гости два гнома.
(Слайд 10)
Гном мажор и Гном минор. Гном мажор пишет весёлую музыку, а Гном минор -грустную.
Словарик музыканта :
Мажор и минор
-Много известных композиторов посвящали свои произведения осени.
-У меня в руках, друзья,
Шкатулка музыкальная.
Только я её открою-
Сразу музыка звучит-
Всех чарует, веселит.
Видеофильм «Осенний калейдоскоп»(Звучит произведение А. Вивальди «Октябрь»
Анализ произведения.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с песнями об осени. Разучивание песни «Осень золотая».
А.Карасёва и с.Иванченко.
-Вот и последний месяц осени к нам пожаловал
Чтение стихотворение о ноябре.
-В ноябре на деревьях листвы очень мало. А какого цвета листва в ноябре?
-Рассмотрите оттенки красного цвета.
(Слайд 14-15)
Словарик художника: багряный(багрец)
-Раскрасьте листья ноября
-Мы раскрасили все листья осени. Теперь можно и Осень в гости звать:
«Осень,осень-В гости просим!»
(Появляется осень грустная….)
7.Итог урока
-Дорогая Осень ,не грусти! Давай с тобой хороводы водить.
-Ребята старались и смастерили тебе волшебный ковёр. Пусть этот ковёр тебя согревает зимой .А тебя мы ждём в гости через 9 месяцев.
(Осень уходит)
8.Рефлексия
-Какой бывает осень? (Грустной и весёлой)
-Почему?
-С каким настроением вы уходите с урока?
(смайлики)
Хоровод с Осенью и осенними настоящими листьями «Осенью,осенью».