kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Осуществление интегративных связей урока технологии с другими учебными предметами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание работы:

Теоретические основы осуществления интегративных связей урока технологии с другими предметами в начальной школе. 

Место интегрированных уроков в современной начальной школе.

Возможность интеграции уроков технологии с другими предметами (на основе анализа учебных программ по технологии УМК «Начальная школа XXI века»)

Особенности интеграции уроков технологии с другими предметами

Экспериментальная работа по интеграции уроков технологии с другими предметами начальной школы.

Методика проведения интегрированных уроков технологии в начальной школе 

Разработка интегрированного урока по технологии для учащихся 3 класса 

Методические рекомендации по разработке и методике проведения интегрированных уроков по технологии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Осуществление интегративных связей урока технологии с другими учебными предметами»

Содержание




Введение 3

Глава 1. Теоретические основы осуществления интегративных связей урока технологии с другими предметами в начальной школе 6

1.1 Место интегрированных уроков в современной начальной школе 6

1.2. Возможность интеграции уроков технологии с другими предметами (на основе анализа учебных программ по технологии УМК «Начальная школа XXI века») 12

1.3 Особенности интеграции уроков технологии с другими предметами 14

Глава 2.Экспериментальная работа по интеграции уроков технологии с другими предметами начальной школы 21

2.1 Методика проведения интегрированных уроков технологии в начальной школе 21

2.2 Разработка интегрированного урока по технологии для учащихся 3 класса 24

2.3 Методические рекомендации по разработке и методике проведения интегрированных уроков по технологии 28

Заключение 31

Список литературы 32

Приложения 35








Введение


Актуальность темы исследования. Современная школа ищет новые способы вовлечь ребенка в процесс обучения, мотивировать его, сформировать способность учиться. Благодаря этому создаются новые формы обучения, работы детей на уроках, иными словами, проводится модернизация учебного процесса, направленная на всестороннее развитие личности ребенка.

Начальная школа играет важную роль в системе образования. Именно в этот период формируются базовые знания, навыки и умения, которые станут основой для дальнейшего обучения каждого ученика. Современная начальная школа должна ориентироваться на развитие личности ребенка, способного адаптироваться к многочисленным изменениям, продиктованным темпом жизни, постоянно увеличивающимся объемом информации, постоянно обновляемыми знаниями.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального образования коренным образом меняет структуру учебного процесса.

Интеграция стала одним из инструментов, призванных сделать процесс обучения многофункциональным, интересным, личностно–ориентированным. Уровень образования нового поколения диктует необходимость использования элементов интеграции в образовательном процессе начальной школы. Это связано с тем, что отдельные дисциплины рассматривают только некоторые аспекты реальности и дают частные знания в определенной области, которые слабо связаны.

Интеграция уроков в начальной школе дает возможность перейти от обособления разных явлений к установлению связи между этими явлениями, всестороннему изучению окружающего мира и учету его разнообразия. Это способствует творческому и эмоциональному развитию ребенка, приобретению способности систематизировать и анализировать, расширяет кругозор.

Уроки технологии в начальной школе позволяют развивать различные умения детей: мелкую моторику, умение работать, содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, самодисциплину, умения сотрудничества и работы в команде и т. д.

Проблемой интеграции в образовании занимались Л.Н. Бахарева, В.С.Безрукова, Н.И. Вьюнова, Г.И. Ибрагимов, И.Д.Зверев, Ю.С. Тюнников, В.Н. Максимова, Г.Ф. Федорец и др.

Целью исследования является изучение интегративных связей урока технологии с другими предметами.

Объектом исследования является образовательная деятельность учащихся начальной школы.

Предмет исследования: процесс интеграции предметных областей в начальной школе.

Задачи исследования:

– изучить теоретические основы осуществления интегративных связей урока технологии с другими предметами в начальной школе;

– рассмотреть интегрированные уроки в современной начальной школе;

– определить возможность интеграции уроков технологии с другими предметами (по анализу учебных программ по технологии);

– выделить особенности интеграции уроков технологии с другими предметами

– рассмотреть методические вопросы по интеграции уроков технологии с другими предметами начальной школы;

– разработать интегрированный урок по технологии для учащихся 3класса;

– разработать методические рекомендации по разработке и методике проведения интегрированных уроков по технологии с другими учебными предметами.

Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы; эмпирические – наблюдение, беседа, тестирование.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения двух глав, заключения, списка литературы и приложений.























Глава 1. Теоретические основания осуществления интегративных связей урока технологии с другими предметами в начальной школе


    1. Интегрированные уроки в современной начальной школе


Введение Федеральных государственных образовательных стандартов существенно изменило отношение к содержанию образования, его основным принципам. В соответствии с требованиями стандарта, его основу должен составлять «принцип метапредметности», который способен обеспечить переход от действующей на сегодняшний день практики разделения знаний на предметы к единому выразительному восприятию окружающей действительности, к метадеятельности. Следствием такого перехода стали изменения в подходе к результатам обучения, приоритетными среди них стали метапредметные [17].

В научной литературе термин «межпредметные связи» имеет несколько значений:

«Межпредметные связи – это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее – между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях. Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями» [20, с.62].

И.А. Афанасьева определяет межпредметные связи в учебном процессе, как «связи между науками, составляющие одну из характерных черт современного научного познания» [3, с.83].

Н.М. Черкес–Заде рассматривает межпредметные связи, как «дидактическое условие, способствующее систематизации учебного процесса, обеспечивающее более эффективное использование учебного времени» [23, с.23].

Н.А. Лошкерева рассматривает данное понятие «либо как принцип дидактики, либо как одно из проявлений принципа системности и последовательности, либо как дидактическое условие» и с другой стороны, «как выражение фактических связей, устанавливаемых в процессе обучения или в сознании ученика – между различными учебными дисциплинами» [15, с.54].

И.А. Зверев, определяет межпредметные связи, как «взаимную согласованность образования по различным предметам» [8, с.160].

В.Н. Федорова дает следующее определение: «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» [4, с.65]. Как видно из этих определений, одни авторы сопоставляют межпредметные связи с содержанием обучения, другие рассматривают их как «дидактическое условие», «третьи – как принцип обучения».

А.И. Гурьев трактует понятие межпредметные связи в двух смыслах. В широком смысле слова «Межпредметные связи есть основополагающий принцип дидактики, способствующий координации и систематизации учебного материала, формирующий у учащихся общенаучные знания, умения, навыки и способы их получения в различных видах деятельности и реализующийся через систему нормативных функций и общих методов познания природы совместными усилиями учителей различных предметов» [6, с.372].

В узком (предметном) смысле слова: «Межпредметные связи есть принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей» [6, с.372].

Разведем понятие «межпредметные связи» с другим, близким понятием интегрированных уроков.

Процесс интеграции берет свое начало из классической педагогикии связан с идеей межпредметных связей. Данная идея родилась во время поиска путей отражения в учебном материале целостности природы. Как отмечал великий дидактик Ян Амос Коменский: «Всё, что находитсяво взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»[11, с. 287].

Позднее к идее межпредметной связи обращаются многие педагоги, давая ей развитие. Д.Локк утверждал, что один предмет должен быть наполнен элементами и фактами из другого предмета. И. Г. Песталоцци раскрылмногообразие взаимосвязей учебных предметов, отмечая опасность отрыва одного предмета от другого. Наиболее полное обоснование межпредметных связей дал К.Д. Ушинский. Он считал, что «знания и идеи, сообщаемые какими-бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» [25, с. 178].

Интеграция как средство обучения направлена на развитие учащегося, обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция, по мнению автора, не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить изучаемые знания в единую систему [13, с. 48].

Для организации интегрированного подхода в обучении особое место занимает формирование интеллектуальных действий. Именно они являются базой для успешного обучения младшего школьника. Учителя школы активно используют интеграцию в своей деятельности [5, с. 8].

«Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой–либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность» [11, с.93].

Стоит отметить, что интегрированные уроки строятся на основе межпредметных связей, активизируя интерес учащихся к предмету. В настоящеевремя проблеме интеграции снова уделяется большое внимание вобразовательном процессе. За последние годы, как считает Л.П. Ильенко [9, с. 8], сделано немало новых попыток создания интегрированных курсов для младших школьников с учетом систематического применения интегрированных программ, что является новым для учащихся школ.

Выделены основные линии интеграции в общем виде при обучении учащихся начальной школы с опорой на ФГОС НОО [21]:

 схожий теоретический и практический материал на уроке;

 интегрируемые знания и умения должны быть близки по содержанию и методу их реализации;

 одинаковые объекты изучения;

 содержание интегрированного урока должно быть полным и понятным ученику;

 содержание урока должно построено на основных законах интегрированного обучения.

Интеграция содержания в обучении – процесс становления связи между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представленияо мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Е. Ю. Сухаревская рассматривает три вида интеграции в начальном образовании по содержанию учебногоматериала [24]:

Внутрипредметная - это интеграция различных знаний внутри отдельных учебных предметов.

Межпредметная - это интеграция, основанная на синтезе понятийи фактов из двух и более различных дисциплин.

Транспредметная - интеграция содержания общего образованияс содержанием дополнительного образования.

Внутрипредметная интеграция изменяет структуру содержания дисциплины из-за того, что имеет направленность на группирования материала в крупные блоки. Данное содержание становится более емким по количеству информации.

В начальной школе содержание может быть различным поструктуре из-за особенности связи между знаниями или отдельнымиэлементами.

Внутрипредметная интеграция имеет спиральную структуру, основанную на принципе концентричности. Процесс познания при этом имеет две разновидности: от общего к частному или от частного к общему. Содержание при этом постепенно обогащается новыми фактами, связями, зависимостями.

Межпредметная интеграция проявляется в том, что используются методы и законы одного учебного предмета для изучения другого, что позволяет сформировать целостную картину мира в сознании учеников.

Понятийные межпредметные связи позволяют сформулировать естественно - научные понятия. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках труда – в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется. Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом [24].

Процесс интеграции требует выполнения определенныхусловий:

– объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

– в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

– они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Итак, интеграция содержания в обучении – процесс становления связи между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка.

Выделены три вида интеграции:

Внутрипредметная- это интеграция различных знанийвнутри отдельных учебныхпредметов.

Межпредметная - это интеграция, основанная на синтезе понятийи фактов из двух и более различныхдисциплин.

Транспредметная - интеграция содержания общего образованияс содержанием дополнительногообразования.

Интегрированный урок отличается от традиционной формы обучения прежде всего использованием межпредметных связей.

В интегрированном уроке анализируется объект, информация о котором содержится в различных учебных дисциплинах. Механизмом интеграции в данном случае выступает образ, который создается средствами различных искусств или детьми в процессе их деятельности. В трудовом обучении данным образом является изделие ребенка в различных техниках (лепка, аппликация и т. д). При интеграции различных видов искусств, предметной деятельности, все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала из другого предмета предполагает его рассмотрение характерными дня него приемами из методики.

Интегрированный урок обладает широкимиразвивающими возможностями. Он позволяет реализовать принцип системности обучения, что является важнейшим принципом дидактики, а также создает наилучшие условия для развития мышления, гармонизации личности учащегося благодаря развитию мировоззрения.




1.2. Возможность интеграции уроков технологии с другими предметами (на основе анализа учебной программы по технологии УМК «Начальная школа XXI века»)


Автор программы по предмету «Технология» (УМК «Начальная школа XXI века») Е.А. Лутцева отмечает, что курс «носит интегрированный характер». Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира [16].

Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Названные особенности программы отражены в ее структуре.

Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом [16].

В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения [16].

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях.

Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы — это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика» [16].

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Итак, программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.


    1. Особенности интеграции уроков технологии с другими предметами


Рассмотрим учебно–методический комплект «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой (1–4 класс). Данный комплект соответствует ФГОС НОО. Отличительными особенностями содержания являются:

  • темы уроков отражают не названия изделий, а технологические операции, способы и приемы, знания о материалах, конструкции, сведенья о профессиях;

  • новые знания и умения вводятся пошагово от простого к сложному;

  • изделия как средство достижения цели не случайны, а соответствуют теме;

  • любое задание содержит не более одного–двух новых знаний и новых способов практической деятельности;

  • иллюстрации идут вместе с вопросами к ним (для организации обсуждений, рассуждений, диалогов).

Преимуществами данных учебников в следующем: вариативность изделий; единая система навигации (удобно работать с информацией); симпатичный герой Мастер–Бобер (привлекателен для детей); взаимосвязь с другими предметами (помогает учителю подготовить детей к Всероссийской проверочной работе); региональный компонент (воспитывает уважение к культуре народов России).

Проанализируем, с точки зрения реализации межпредметных связей, учебник «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой для 3 класса, в котором в последующем будет проведена опытно–экспериментальная работа.

В таблице 1 показаны межпредметные связи учебных тем предметов технологии с окружающим миром, математики, информатики, английского языка и изобразительного искусства.


Таблица 1 – Межпредметные связи учебных тем технологии с другими предметами

Тема урока технологии

Тема урока, с которым реализуется

межпредметная связь

Межпредметная связь и ее содержание

1

2

3

«Окружающий мир»

Мастерская кукольника. «Игрушка из текстильных материалов. Ромашка»

«Разнообразие растений. Полевые растения»

Растения и их разнообразие. Классификация растений. Виды дикорастущих растений. Полевые и луговые.

Мастерская рукодельницы.

«Вышивка крестом.

Зайчик.»

«Обитатели леса»

Разнообразие животных. Виды животных.

Студия декор интерьера. «Изделия из полимеров.»

«Материалы для лепки.

Что может пластилин»

«Материалы»

Понятие «материалы». Природные материалы, материалы, созданные человеком.

«Математика»

Мастерская инженеров– конструкторов, строителей, декораторов. «Объем. Объемные формы.»

«Объемные фигуры.

Шар»

Знакомство с понятием объем. Объемные фигуры. Шар. Нахождения объема шара.

Студия моды. Твоя школьная форма

«Окружность и круг.

Диаметр круга.»

Эскиз юбки и брюк.

Мастерская инженеров– конструкторов, строителей, декораторов. «Развертка, чертеж»

«Виды геометрических фигур. Прямоугольник»

Что такое прямоугольник. Чертеж прямоугольника.

«Информатика»

Информационная мастерская.

«Знакомимся с компьютером. Компьютер – твой помощник.»

«Знакомство с понятием информация и компьютером»

Как работать с компьютером. Первоначальные навыки работы с текстом.

Информационная мастерская. «Информация.

Интернет.»

Программа РowerPoint.

Защита проектов с использованием подготовленных презентаций.

Английский язык

Студия игрушки.

«Подвижная игрушка.

Собака.»

«Домашний питомец»

Составление рассказа о питомце на английском языке.

Студия декор интерьера. «Плетеные салфетки»

За праздничным столом

Английские слова, называющие предметы украшения праздничного стола.

«Изобразительное искусство»

Студия моды. «Одежда народов России»

«Национальный костюм»

Нанесение орнамента на заготовку.

Студия подарков.

«Весенняя открытка»

«Рамки»

Рисование ажурных рамок для открыток или поделок.

Мастерская инженеров, конструкторов, строителей, декораторов.

«Художник декоратор»

«Интерьер дома»

Способы декорирование домов.


Из таблицы 1 видно, что межпредметные связи на уроках технологии в 3 классе реализуются со следующими учебными предметами: окружающий мир, математика, информатика, английский язык, изобразительное искусство.

Рассмотрим задания в учебнике, с помощью которых реализуются межпредметные связи на уроках технологии.

На уроках технологии межпредметные связи с математикой проведены через задания на расчеты и вычисления; упражнения с использованием геометрических фигур; знакомство с математическими инструментами. На одном из уроков технологии ученикам дается задание: «Прочитай чертеж по памятке. Рассмотри рисунки и расскажи последовательность разметки прямоугольника по угольнику». Учитель задает вопрос: «Помогает ли прямой угол угольника?

Чтобы закрепить знания на практике, ребята выполняют пробное упражнение, им нужно разметить четыре прямоугольника на белом листе бумаги от четырех углов. После выполнения практического задания, дети сравнивают разметку по линейке и угольнику, выясняют какой способ для них удобней. Далее педагог просит вырезать прямоугольники; проверить их размеры способом наложения, при помощи линейки, угольника; сделать выводы. Иллюстрационный материал представлен в приложении 1, рисунок 1.

Межпредметные связи предметов «Технология» и «Окружающий мир» реализуются через задания, в которых младшие школьники говорят о разных профессиях, ремеслах; знакомятся с природными материалами: листья, камни, веточки деревьев и др., узнают о солнечной системе, дают характеристику растениям, животным, насекомым. Детям могут быть представлены задания, цель которых заполнить сводную таблицу.

Например, таблица «Животные леса» состоит из колонок с названиями: «животное», «характерные черты», «где обитает», «чем питается», которые нужно заполнить. На уроке технологии по теме «Материалы для лепки. Что может пластилин?» Учитель просит ребят посмотреть на картинку в учебнике и назвать изображенные изделия; материалы, из которых они изготовлены; кто их изготавливает. Проанализировав рисунок, ученики делают вывод, что глина, пластилин и тесто – это материалы (приложение 1, рисунок 2).

На другом уроке «Ножницы. Что ты о них знаешь?» детям предложено соотнести мастеров разных профессии с определенным видом ножниц, которыми он работает. Выполнив задание, учитель просит рассказать люди каких профессий изображены на картинке; аргументировать свой ответ; привести примеры кто еще может использовать ножницы в качестве рабочего инструмента. Иллюстративный материал представлен в приложении 1.

На уроке «Изделия из полимеров» ребята знакомятся с искусственно созданным руками человека материалом – полимер, дают определение. Учитель предлагает назвать, какие материалы являются полимерами, дети дают следующие ответы: поролон, пластмасса, пенопласт, полиэтилен. Далее ученики рассматривают рисунок в учебнике и приводят свои примеры, где и как человек использует полимерные материалы. В качестве домашнего задания предлагается провести исследование, цель которого определить свойства полимеров: поролон, пенопласт, полиэтилен и пластика (приложение 2).

На уроке технологии «Подвижная игрушка. Собака» младшие школьники выполняют собаку из бумаги и картона, особенность данного изделия: элемент подвижности. Чтобы реализовать межпредметную связь с уроком английского языка, можно использовать творческое задание: «Вообрази, что тебе на день рождение подарили щенка. Какой бы он был? Составь небольшой рассказ о своем питомце на русском и английском языках».

Связь между учебными предметами «Технология» и «Изобразительное искусство» видна в упражнениях, где используются средства художественной выразительности, где дети декорируют изделия, овладевают основами дизайна. На одном из уроков технологии ученикам дается задание рассмотреть изделие на картинке в учебники. Учитель задает вопрос: «Как можно использовать данные изделия?». Ребята высказывают свои предположения, вот некоторые из них: в качестве украшения комнаты; подарка другу, родственнику; сувенира на память; места хранения игл; переноса маленьких вещей и др.

Так как дети уже знакомы с видами строчек, педагог просит назвать эти виды и определить их назначение: отделка или соединение? Далее следует вопрос: «Может ли одна строчка иметь два разных вида?» Переходя к этапу анализа готового изделия, учитель просит третьеклассников провести полный дизайн – анализ, то есть не только описать из каких элементов состоит изделие, но и в какой технике выполнено, как украшено (приложение 2).

Межпредметные связи, проводимые с предметом «Русский язык» реализуются через задания, в которых предложено младшим школьникам поработать со словом или текстом. На уроке технологии при работе с пластилином, ребятам предложено следующие задание»«Составьте слово из букв, вылепленных из пластилина».

На уроке технологии «Компьютер – твой помощник» прослеживается связь с предметом «Информатика». Младшие школьники знакомятся с основными программами на компьютеры, учатся набирать и редактировать текст. Позже, в конце третьего класса ученики хорошо владеют программой Рower Point и с помощью нее выполняют различного рода презентации для защиты творческих проектов.

Межпредметные связи реализуются не только с теми учебными предметами, которые изучаются в начальных классах, но и с теми, которые ученики будут изучать в старших классах, например, «История». На уроке технологии «История швейной машины» учитель дает задание просмотреть ряд картинок, демонстрирующих работу портного в разный временной период и составить историю швейной машины. Далее дети отвечают на вопросы: «Изменилось ли основное значение швейной машины с течением лет?», «Для чего инженеры ее совершенствуют?» Иллюстративный материал представлен в приложении 2.

Таким образом, межпредметные связи – это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее – между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях. Анализ учебников технологии Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой показал, что межпредметные связи реализуются с предметами: окружающий мир, математика, информатика, английский язык, изобразительное искусство и др.

Уроки технологии, реализующие межпредметные связи, способствуют расширению кругозора младших школьников, формированию целостной картины мира и устойчивого интереса к данному предмету.



Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению роли интеграции уроков технологии с другими предметами начальной школы


2.1 Методика проведения интегрированных уроков технологии в начальной школе


Опытно-экспериментальная работа проводилась со школьниками 3-х классов. Всего участвовало 44 ученика. В опытную группу вошло 22 учащихся 3 «А» класса, а в контрольную группу 22 учащихся 3 «Б» класса.

В ходе опытной работы было проведено исследование заинтересованности учащихся в уроках с межпредметными связями

Для этого были использованы следующие методы:

  1. Индивидуальные беседы с учениками;

  2. Методика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности».

Проанализировав результаты индивидуальных бесед с учениками, мы сделали следующие выводы: в 3 «Б» классе из 22 учеников, 13 заинтересованы и имеют представление об уроках с межпредметными связям, по ученикам было видно, что им интересна данная тема, 6 имели сомнения в выборе ответов, заметно мешкались, стеснялись, несколько раз меняли вариант ответа, и 3 человека не заинтересованы в проведение таких уроков.

В 3 «А» классе 16 человек заинтересованы в проведении уроков с межпредметными связями, у них заметно «горели глаза», видно, что они знакомы с межпредметными связями, и такие уроки у них велись, 8 учащихся не уверены в своем выборе, и 4 младших школьника полностью не заинтересованы данными уроками. Таким образом, большинство учеников, заинтересованы в уроках с межпредметными связями, но и много детей, кто не знаком с данными уроками или совсем не проявляют интерес к таким учебным занятиям.

Также в опытной и экспериментальной группах была проведена методика В.А. Ядова, которая позволяет определить у учеников уровень удовлетворенности от уроков с межпредметными связями на основе подсчета индекса удовлетворенности (приложение 3). Уровни удовлетворенности учащихся третьих классов представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Уровень удовлетворенности учащихся контрольной группы опытно-экспериментальной работы

№/№

Ф.И.О

Балл

Уровень удовлетворенности

1

Арина Ш.

5

высокий

2

Илья Д.

4,2

повышенный

3

Дмитрий Б.

3

средний

4

Сергей М.

4,3

повышенный

5

Олеся Г.

4,4

высокий

6

Виктория Л.

2,8

средний

7

Мария С.

3

средний

8

Александр К.

3,5

средний

9

Елизавета К.

4,8

высокий

10

Михаил В.

3,6

повышенный

11

Екатерина О.

3,3

средний

12

Наталья И.

4,4

повышенный

13

Петр К.

1

низкий

14

Света И.

1,6

пониженный

15

Семен Р.

3,8

повышенный

16

Артем О.

3,6

повышенный

17

Марина Е.

3,5

средний

18

Николай К.

1

низкий

19

Дмитрий Л.

1,8

пониженный

20

Ангелина С.

4,7

высокий

21

Тимофей. К.

2

пониженный

22

Юля К.

1,5

повышенный


Как видим из таблицы 2, четверо школьников показали высокий уровень удовлетворенности, шесть учеников показали повышенный уровень. Так же шесть учеников имеют средний уровень удовлетворенности, трое показали пониженный уровень среди одноклассников, самый низкий уровень удовлетворенности оказался у двоих ребят.

Таблица 3. Уровень удовлетворенности учащихся опытной группы на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

№/№

Ф.И.О

Балл

Уровень удовлетворенности

1

Мария Р.

2,3

Пониженный

2

Михаил С.

2,6

Средний

3

Елена П.

1,8

Пониженный

4

Евгений Т.

4,6

Высокий

5

Виктор О.

2

Пониженный

6

Анастасия Д.

3,1

Средний

7

Дмитрий С.

5

Высокий

8

Марина В.

3,9

Повышенный

9

Андрей С.

3,8

Пониженный

10

Наталья К.

2,8

Средний

11

Дмитрий Е.

3,5

Средний

12

Надежда В.

3

Средний

13

Олег Н.

3,4

Средний

14

Анатолий О.

4

Повышенный

15

Александра И.

2,8

Средний

16

Елена О.

4

Повышенный

17

Николай С.

4,8

Высокий

18

Дарья Л.

1,7

Пониженный

19

Евгений Л.

4,2

Повышенный

20

Андрей А.

3

Средний

21

Константин Б.

1,8

Пониженный

22

Лена О.

1,2

Низкий


В опытной группе восемь учеников имеют средний показатель. Четыре ученика показали повышенный уровень. Шесть ребят имеют пониженный уровень удовлетворенности. Трое показали самый высокий уровень среди одноклассников. Один из учеников имеет низкий уровень удовлетворенности.

Результаты методики «Индекс удовлетворенности» представлены в сводной таблице 4.




Таблица 4. Результаты методики «Индекс удовлетворенности»




Группа



Уровень удовлетворенности

высокий от 4,6 до 5 баллов

повышенный

от 3,6 до 4,5 баллов

средний от 2,6 до 3,5 баллов

пониженный

от 1,6 до 2,5 баллов

низкий от 1 до 1,5 баллов

Опытная (кол-во учеников в %)

14%

18%

36%

27%

5%

Контрольная (кол-во учеников в %)

18%

31%

27%

14%

5%


Из таблицы 4 видим, что процентное соотношение учащихся контрольной и опытной групп, имеющих высокий и повышенный показатель различно. Это говорит о том, что уровень удовлетворенности в опытной группе ниже, чем в контрольной группе.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости разработки и проведении интегрированного урока, включающего межпредметные связи в опытной группе, с целью увеличения уровня удовлетворенности у младших школьников.


2.2 Разработка интегрированного урока по технологии для учащихся 3 класса

Технологическая карта интегрированного урока (математика, окружающий мир, технология) 3 класс, УМК «Школа России»

Тема: «Табличное умножение и деление»

Тип:урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока:повторитьтабличное умножение и деление, решение задач.

Задачи:

  1. Закрепить умение решать задачи.

  2. Повторить и закрепить умение выполнять вычислительные навыки (табличное умножение и деление).

  3. Развитие умения работать в паре, формирование чувства товарищества и взаимопомощи.

  4. Развитие практических умений при изготовлении ВоздушногоЗмея путем оригами.

Планируемые результаты

Предметные:

  • формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении творческого и поискового характера, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, ориентируются на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Метапредметные:

  •  регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу;

  • познавательные – извлекать необходимую информацию из материала учебника, объяснения учителя, карточки;

  • коммуникативные – формулируют ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителей.

Личностные:

  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу, мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, маршрутные листы, задания, заготовки для оригами и аппликации, технологическая карта изготовления Воздушного змея, ножницы, клей.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления, решение задач.

Сегодняшний урок будет связан с другими учебными предметами.

Вы распределены по группам, вспомните правила работы в группе.





Работа в группах.








  1. Говори по очереди, не перебивай.

  2. Слушай внимательно того, кто говорит, уважай его мнение.

  3. Доказывай свое мнение тактично.

  4. Если что-то не понятно – переспроси.

  5. Умей признавать свои ошибки.

  6. Не спеши выполнять задание, обсуди в группе.

  7. Распределяйте задания грамотно на всех, учитывая способности и умения (кто, что умеет лучше делать).

Актуализация необходимых знаний

Итак:

  1. Математическая разминка.

Решите примеры и разгадайте слово(понятие). Понимая на каком учебном предмете мы изучаем это понятие, вы узнаете, какой учебный предмет будет сопровождать нас на уроке.

0

2

43

9

14

70








М

18 : 6

И

4 · 7

Д

18 : 2


У

8 : 4 · 7

О

4 · 3 : 6

А

24 : 8 · 6


В

18 · 0

Х

10 · 7

З

43 : 1


На каком уроке изучали мы воздух?

Какой учебный предмет будет помогать на уроке?

Что такое воздух?


Какой газ преобладает в воздухе?

М

18 : 6 = 3

И

4 · 7 = 28

Д

18 : 2 = 9


У

8 : 4 · 7 = 14

О

4 · 3 : 6 = 2

А

24 : 8 · 6 = 18



В

18 · 0 = 0

Х

10 · 7 = 70

З

43 : 1 = 43


0

2

43

9

14

70

в

о

з

д

у

х






Окружающий мир

Воздух – это смесь газов: азота, кислорода и углекислого газа.


Азот

Организация познавательной деятельности

Давайте решим задачу:

В 100 л воздуха содержится 78 л азота, 1 л углекислого газа, а остальное - кислород. Сколько кислорода в 100 л воздуха?

Физминутка.

Если ответ «да» - хлопаем, если ответ «нет» - топаем.

Воздух – это смесь газов. ДА

Воздух имеет вкус. НЕТ

Воздух прозрачный. ДА

Воздух имеет запах. НЕТ

Воздух не имеет цвета. ДА

При нагревании воздух расширяется. ДА

Воздух хорошо проводит тепло. НЕТ

При охлаждении воздух сжимается. ДА


Какое значение имеет воздух для всего живого на Земле?

А как же восполнять запасы кислорода?

Давайте решим следующую задачу:

Известно, что одно дерево за сутки вырабатывает кислород для 3 человек.

Сколько деревьев надо посадить, чтобы обеспечить кислородом один класс с 27 учащимися?

А сколько надо посадить деревьев, чтобы обеспечить кислородом учащихся двух 1 классов, четырех вторых и четырех третьих классов? При условии, что в этих классах тоже по 27 человек.



Вы сегодня молодцы!

Воздушный шар уносит нас на станцию «Умелые руки»

Мы выполним с помощью технологической карты Воздушного змея.


100 – 78 – 1 = 21 (л) или 100 – (78 + 1) = 21

21 литр кислорода в 100 л воздуха.











Ответы детей


Ответы детей



27 : 3 = 9 дер.



  1. 2 + 4 + 4 = 10 классов

  2. 9 · 10 = 90 дер.

Или

  1. 9 · 2 = 18 (д.)

  2. 9 · 4 = 36 (д.)

  3. 18 + 36 + 36 = 90 (д.)




Практическая деятельность учащихся.

Рефлексия деятельности

Выставка работ.

(по группам)

  1. Обсудите в группе и заполните табличку: опишите сегодняшний урок с помощью прилагательных так, чтобы они начинались на буквы слова УРОК.


  1. Обсудите в группе и заполните табличку: опишите, что сегодня на уроке вы делали с помощью глаголов так, чтобы они начинались на буквы слова УРОК.


  1. Обсудите в группе и заполните табличку: опишите сегодняшний урок с помощью существительных так, чтобы они начинались на буквы слова УРОК.


  1. Обсудите в группе и заполните табличку: опишите сегодняшний урок с помощью наречий так, чтобы они начинались на буквы слова УРОК.

У

Р

О

К


Ответы детей


Таким образом, на примере данного урока, мы видим успешную интеграцию окружающего мира и технологии в урок математики. Закрепляя умение решать задачи, выполнять вычислительные навыки в рамках темы «Табличное умножение и деление», ученики получают возможность учиться развивать умение работать в паре, формировать чувство товарищества и взаимопомощи, актуализируют знания из области знания «Окружающий мир», развивают практические умения при изготовлении Воздушного Змея путем оригами в дисциплине «Технология».

2.3 Методические рекомендации по разработке и методике проведения интегрированных уроков по технологии с другими учебными предметами


Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

«Технология» по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

Чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Таким образом, мы видим, что зучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

-  стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

-  формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-  формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

-  формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

-  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

-  формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-  овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки

Делая вывод, нужно сказать: результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.









Заключение

В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи.

Раскрыта сущность межпредметных связей, на основе психолого- педагогической литературе. Проведен анализ учебников «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой с точки зрения содержания межпредметных связей. Охарактеризованы педагогические условия реализации межпредметных связей на уроках технологии. Разработан урок по реализации межпредметных связей.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

Теоретическими основами реализации межпредметных связей на уроках технологии являются единство целей, средств, форм и методов обучения в начальной школе. Анализ учебников А.Е. Лутцевой, Т.П. Зуевой показал, что в программе «Школа России» межпредметные связи реализуются с предметами математикой, окружающим миром, изобразительным искусством, русским языком и др.

Экспериментальная работа показала, что уроки технологии, реализующие межпредметные связи, способствуют расширению кругозора младших школьников, формированию целостной картины мира и устойчивого интереса к данному предмету.

Педагогические условия реализации уроков технологии с межпредметными связями включают использование заданий, включающих материалы нескольких предметов; использование естественнонаучного, исторического и краеведческого материала; использование заданий, включающих элементы, обозначения из других предметов; систематичность работы по использованию межпредметных связей и др.

Урок технологии по реализации межпредметных связей представляет собой совокупность целей, задач, условий, технологии и результата.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.

Список литературы


  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1988. – 432 с.

  2. Блинова, Т.Л. Подход к определению понятия «Межпредметные связи в процессе обучения» с позиции ФГОС СОО / Т. Л. Блинова, А. С. Кирилова. // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4042/ (дата обращения: 08.12.2021).

  3. Губарева, Е. Г., Хаустова, В. Н., Мальцева, Н. Н. «Организация интегрированного подхода в обучении младших школьников» // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). – Чита: Молодой ученый, 2017. – С. 85–86. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/11975/ (дата обращения: 08.12.2021).

  4. Гурьев, А. И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы. – Челябинск, 2002. – 372 с.

  5. Жмакина, Н.Л. Проектирование уроков «Технология» в начальной школе: учебно–методическое пособие. – Нижневартовск: НВГУ, 2021. - 78 с.

  6. Зверев, И. Д., Максимова В. Н. и др. Методическое пособие / – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.

  7. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной школе Ильенко, Л. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. – 2015. – № 9. – С. 8.

  8. Ильенко, Л. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах [Текст] / Л. П. Ильенко // Начальная школа. – 2015. – № 9. – С. 8.

  9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Педагогика, 1982.Т.1 – 656 с.

  10. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: кн. для учителя нач. кл. / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоц. XXI век, 2006. – 47 с.

  11. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 294 c.

  12. Корожнева, Л. А. Технологии обучения в начальной школе: учебное электронное пособие для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» / Л. А. Корожнева. – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2017 г.) - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.petrsu.ru/docs/korozhneva/tehnologija_obuchen_v_nach_shkole/total.pdf (дата обращения 02.12.2021).

  13. Куревина, О. А. Программа по технологии, УМК «школа 2100» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school2100.com/uroki/elementary/teh.php (дата обращения: 14.02.2017).

  14. Лошкарева Н. А. «О понятии и видах межпредметных связей» // Советская педагогика. ‒ 1972. ‒ № 6(53). ‒ 165 с.

  15. Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. «Рабочие программы». Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций, 2–е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 157 с.

  16. Милорадова Н. Г. Педагогика. / - М.: Юрайт, 2020 г. - 119 с.

  17. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов / под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. – 24–е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2017. – 640 с.

  18. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения 02.12.2021).

  19. Станкевич, О. В., С. В. Шевченко, С. В., Баркалова, Е. Ю. [и др.]. «Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС» // Молодой ученый. – 2017. – № 50 (184). – С. 271–274. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 08.12.2021).

  20. Сухаревская Е. Ю. Особенности интегрированного обучения в начальных классах. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200600101 (дата обращения 04.12.2021).

  21. Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 3. М. – Л.: Изд–во АПН РСФСР. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ushinskij/polnoe–sobranie–sochinenij–v–11–tomah/ (дата обращения 05.12.2021).

  22. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации: принят Гос. Думой 12 декабря 2012 года // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения 02.12.2021).

  23. Федорец, Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения: учебное пособие / Г. Ф. Федорец. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2018. – 88 с

  24. Федорук Н.А. Интегрированный урок технологии и окружающего мира. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/intieghrirovannyi–urok–tiekhnologhii–i–okruzhaiushchiegho–mira.html (дата обращения 04.12.2021).

  25. Черкес–Заде, Н.М. Межпредметные связи как усовершенствования учебного процесса – М., 1968. – 23 с.



Приложения

Приложение 1

Иллюстрационный материал из учебника «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой

Рисунок 1 - Интегративный урок по технологии и математике

Рисунок 2 Интегративный урок по технологии и окружающему миру

Рисунок 3 -Интегративный урок по технологии и окружающему миру


Приложение 2

Иллюстрационный материал из учебника «Технология» Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой

Рисунок 4 – Иллюстрации из учебника технологии

Рисунок 5 – Иллюстрации из учебника технологии




Приложение 3

Диагностика В.А. Ядова «Индекс удовлетворенности»


Обработка данных заключается в подсчете баллов, выбранных испытуемыми при ответе на следующие вопросы (одна шкала - 5 баллов).

Шкала А:проводятся ли у вас уроки с межпредметными связями?

Шкала В: удовлетворены ли вы уроками, включающими в себя межпредметные связи?

Шкала С: хотели бы вы, чтобы в вашей школе уроки с межпредметными связями проводились чаще?

Шкала А ___1___2___3___4___5

Шкала В ___ 1___2___3___4___5

Шкала С ___ 1___2___3___4___5.

Значение ответов:

- «нет»;

- «скорее нет, чем да»;

- «не знаю»;

- «скорее да, чем нет»; 5 - «да».

Баллы по шкале В при обработки переводятся следующим образом: 1 балл - 5 единиц; 2 балла - 4 единицы; 3 балла - 3 единицы; 4 балла - 2 единицы; 5 баллов соответствуют 1 единице. ИУ=А+С+В/3.



45



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Осуществление интегративных связей урока технологии с другими учебными предметами

Автор: Карелина Ольга Александровна

Дата: 13.03.2022

Номер свидетельства: 602107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "ИНТЕГРАЦИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ "
    ["seo_title"] => string(31) "intiegratsiia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "101590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402422855"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по технологии для 6  класса (базовый уровень, девочки). "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-6-klassa-bazovyi-urovien-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "234633"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443472920"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
    ["seo_title"] => string(67) "zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_kultury_1"
    ["file_id"] => string(6) "506739"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1554953197"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства