Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы и методы работы в педагогической деятельности»
Теплова Ирина Алексеевна
преподаватель художественного отделения
МБУДО Новоспасская ДШИ
Ульяновской область
Инновационные формы и методы работы в педагогической деятельности
Что такое инновация в образовании? Инновационные процессы в сегодняшнем дополнительном образовании не являются чем-то модным и придуманным. Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровье сберегающие, информационные, личностно-ориентированные и многие другие, которые позволяют повысить качество знаний учащихся. Современное образование нацелено на подготовку творчески активной личности, не только владеющей определенной суммой усвоенных знаний и умений, но и способностью самостоятельно осуществлять поиск необходимых знаний, генерировать новые идеи для решения учебно-познавательных и личностных проблем. В связи с этим становится очевидной потребность во внедрении инновационных форм и методов работы в педагогический процесс с целью повышения его эффективности. Одним из перспективных направлений обновления технологий дополнительного образования детей является интерактивное обучение. Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе, цветоведении. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Для решения этих задач на занятиях применяются многочисленные инновационные технологии, например:
обучение в сотрудничестве
дифференцированное обучение
технологии личностно-ориентированного обучения
игровые технологии;
активные методы обучения
технология интегрированного обучения
метод учебного проекта
информационные технологии обучения.
Методические инновации в современном дополнительном образовании связаны с внедрением в педагогику информационных компьютерных технологий. В соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе образования", возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию изобразительного искусства в художественной школе. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента. ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Создание мультимедийных уроков развивает познавательную активность и творческий потенциал учащихся, повышает статус предмета. Преимущества использования компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства очевидны:
возможность обеспечить визуальное восприятие информации;
обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
Появилась возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам). Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку преподавателя к уроку, где используется наглядность. В зависимости от типологии урока используются различные фильмы- презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм-презентация - может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями преподавателя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы, делать пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Мультимедийная презентация - один из эффективных методов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство, выходящее за рамки традиционной классно-урочной системы.
Слайд-фильм - используется на всех уроках, его можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд-фильма учащиеся включаются в работу, как правило, сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования или тестовых заданий.
В результате можно определить формы применения компьютера на занятиях в художественном классе:
как источник информации и новых знаний;
поддержка целей и задач урока, поставленных преподавателем;
организация проектной деятельности учащихся.
Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания или при дистанционном обучении. Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности. Компьютер позволяет погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора. При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить преподавателя, а лишь дополняет его.
Инновационные технологии помогают формировать устойчивый интерес детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала.