Вся работа направлена на развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование интереса к изоискусству, воспитание способности воспринимать особенности искусства, чувствовать гармонию в природе, жизни и творчестве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Графика. Зимний пейзаж»
Вся работа направлена на развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование интереса к изоискусству, воспитание способности воспринимать особенности искусства, чувствовать гармонию в природе, жизни и творчестве.
Тема: Графика. Зимний пейзаж.
Цели и задачи:
Обучающая: Расширить знания и представление детей о пейзаже. Формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа. Дополнить знания: о перспективе, о средствах выражения графики, композиции.
Развивающая: развивать творческое воображение и фантазию учащихся.
Воспитывающая: Воспитывать любовь к родному краю. Научить замечать, чувствовать и воспринимать красоту природы, любоваться им и радоваться ему.
Задача: Повторить виды и жары изобразительного искусства, выполнить изображение пейзажа использую средства выразительности графики.
Задания: Изображение зимнего пейзажа по законам перспективы (в технике графика).
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Форма работы: Фронтальная, индивидуальная
Зрительный ряд: Репродукции с изображением северного пейзажа, репродукции виды и жанры изобразительного искусства, фотографии деревьев, иллюстрации В.Г.Игнатова «Легенды…», студенческая работа М.Коданёвой «Деревья севера»
Раздаточный материал: Изображения деревьев
Музыкальный ряд: Я.Перепелица «Яг - морт»
Ход урока
Орг. момент
Цель: Прежде, чем назвать тему урока, давайте посмотрим на доску. Задание № 1. Здесь расположены репродукции, ниже название видов изобразительного искусства. Правильно ли располагаются название видов? ( Виды – устойчивые формы существования и развития искусства.)
Задание № 2. Вспомним жанр изобразительного искусства, отгадав кроссворд.
7.
1.
П
О
Р
Т
Р
Е
Т
2.
М
О
Р
Е
3.
З
Е
Л
Ё
Н
Ы
Й
4.
У
З
О
Р
5.
Н
А
Т
Ю
Р
М
О
Р
Т
6.
Г
Ж
Е
Л
Ь
Изображение человека или группы людей. (Портрет).
Тема художников - маринистов. (Море).
Смешав два основных цвета: жёлтый и синий =? (Зелёный).
Орнамент, построенный на ритмическом чередовании. (Узор).
Картина, на которой изображены предметы повседневной жизни (цветы, вазы, книги, игрушки…). (Натюрморт).
Вид декоративного - прикладного искусства, главная особенность – роспись синим цветом. (Гжель).
Получилось ключевое слово – пейзаж.
Что такое «ПЕЙЗАЖ»?
Один из видов изобразительного искусства, на произведениях которых изображена природа.
И тема нашего урока – «Зимний пейзаж».
А какая же у нас зима на Коми земле?
Придумаем синквейн (стихотворная форма в 5 строк) 1. Тема Например: (Зима) 2. 2 прилагательных (Снежная, суровая) 3. 3 глагола (Удивила, заморозила, покрыла) 4.высказывание из 4 слов (Прекрасные походы на лыжах) 5. Суть Время года (Чародейка)
А вы были в зимнем лесу? (Что вы видели, чувствовали?)….
Главное богатство нашей республики – лес. Какие деревья растут в наших лесах? (Берёза, осина, ольха, дуб, ель). Может из Вас кто- то знает, как звучат эти названия деревьев на коми языке (Слова на доске, фотографии деревьев)
Давайте послушаем, как звучат эти слова. Природа – вöр-ва
Лес - вöр
Сосна – пожöм
Берёза – кыдз пу
Ольха - ловпу
Ель – коз пу
Дуб – тупу
Осина – пипу
Пихта – ньыв пу
Коми поэт Михаил Лебедев посвятил стихотворение коми земле: природе, лесе.… Прослушаем фрагмент.
«Я иду землёю коми,
Древняя тайга кругом.
Лес такой - могуч, огромен, –
Есть ли где в краю другом?..
Ввысь вершину надо мною
Стройная взнесла сосна,-
Вечно - летом и зимою-
И красна, и зелена.
Как старуха, ель седая
Встала на глухой тропе;
На ее ветвях лесная
Птица вьет гнездо себе.
Над рябиной молчаливой
Кедр морщинистый поник,
Тонкая сиротка – ива
Загляделась в родник.
С трепетной сестрой – осинкой
У березы разговор…
Затерялася тропинка, -
Без конца, без края бор…»
Очень красивые слова.
А что же давал людям лес в прошлом и в настоящем времени? (Жильё, пищу, дрова, лодки, игрушки, утварь, делали кукол-идолов, которым поклонялись).
Существуют легенды и сказания о дереве счастья.
«Один герой предания, звали его Йиркап, занимался охотой. Однажды он увидел на берегу озера драку Водяного и Лешего. Водяной стал тащить Лешего в озеро, и тогда Йиркап пришёл к Лешему на помощь и выстрелил в Водяного из лука.
В благодарность за спасение Леший посоветовал Йиркапу найти в лесу своё дерево, которое принесёт счастье.
После долгих поисков Йиркап нашел своё дерево (это была сосна). Срубив его, он смастерил лыжи.
Сделанные лыжи обладали необыкновенной скоростью. Не успевала протопиться печь в доме, как Йиркап возвращался с промысловых угодий, находившихся за 300 километров от села. Лыжи несли его сами.(ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИИ В.Г.Игнатова)
Вот такая легенда.
Но, кроме того, что существуют легенды и сказания, есть ещё и композиторы, которые сочиняют музыку к легендам. Наш коми композитор Яков Перепелица написал музыку к легенде «Яг-морт» ( лесной человек), где описывается лес, в котором живёт лесной человек.
Давайте послушаем и представим картину зимнего леса. Совпадает ли ваше произведение с тем, что хотел передать автор.
Что можно представить? Какая природа предстала перед композитором.
А как вы думаете, каким из видов можно изобразить пейзаж.
В живописи и графике. (ПОКАЗ)
Живопись Графика
Посмотрим на доску, чем они отличаются?
* Живопись – один из видов изобразительного искусства, главная особенность – цвет. (Акварель, гуашь, масляные краски).
*Графика – рисунок на бумаге или картоне, выполненный карандашом, тушью, углём. Греческое слово графо – пишу, черчу, рисую. Графика – это прежде всего рисунок. Важное отличие графики – связь с печатью. Произведения графики могут быть размножены. Так создают книжные иллюстрации, плакаты.
Чтобы выполнить работу в графике, мы должны использовать основные средства выражения.
Линия
Штрих
Пятно *Линия – воображаемая черта, являющаяся границей между изображенным предметом и его окружением. В природе разные по характеру линии: прямые, изогнутые, плавные, колючие, длинные, короткие. (Показ). Разным характером линий можно создать различные образы. Если нажмёшь сильнее, линия получится яркой, но не длинной. Если слабее – станет тоненькой, но самое интересное, если руку не отрываешь от листа, но нажимаешь на карандаш по-разному линия получается, словно живая. (ПОКАЗ)
*Штрих – черта, линия. Штрих накладываются по форме предмета. (Показ) Тон – степень светлоты или темноты штриховки. (ПОКАЗ)
*Пятно – силуэт. (ПОКАЗ)
Упражнение (изображение линий, штриха, пятно)
На партах перед нами лежат два формата (белый и чёрный), материал: уголь и белила.
*Уголь – материал в виде палочки, изготовленный обжиганием веточек дерева определённых сортов.
*(Гуашь, белила) – краска, которая разводится водой…..
При помощи этих материалов попробуем нарисовать в технике графика зимний пейзаж.
Но прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним с вами о воздушной перспективе.
- линия горизонта. (Линия между небом и землёй); (ПОКАЗ)
- предметы, которые располагаются ближе, становятся большими, от линии горизонта – маленькие. (Близко – низко, далеко – высоко);
Прежде, чем мы начнем рисовать, послушаем гостью урока. Сегодня у нас в гостях Метеоальбом. (Ведёт метеоальбом Ф.И.).
«Добрый день! Сегодня в метеоальбоме картина студентки Педагогического колледжа №1 Коданёвой Марии с названием «Деревья Севера ».
«Царит таинственная тишина. Кругом белое царство снега.
Сугробы покрыли дорогу и пригорок. Волнистыми коврами лежит снег над землёй. Шапки снега укрыли ёлочки. По величественному голубому небу расстилаются белые облака и исчезают в вышине…
…С большой любовью изобразил художник красоту величавой природы в зимнюю пору. Голубые, серебристые тона передают радость, восторг, восхищение природой. Торжественно величава природа в зимний период.
А погода на сегодняшний день ожидается чудесной.
Да и климат в классе уже подходящий, для выполнения интересной работы.
Задание: сей час каждый из вас сам попробует составить свою композицию «Зимнего пейзажа родного края», используя средства выражения графики. Постарайтесь, что бы деревья были разной формы, и по-разному расположены на листе. ( раздаточный материал на партах)
Задание мы получили, осталось выполнить.
-Самостоятельная работа учащихся
(индивидуальная работа)
-Итог.
Заканчиваем. Посмотрите на работы и придумайте название своей работы (картины).
Мы многое сегодня вспомнили и узнали, и я уверена, что у вас получились замечательные рисунки. В какой технике мы выполнили практическую работу?