kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Графический портрет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал формирует представление обучающихся о портретном жанре, его разновидностях, даются теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра. Целями данной работы являются: Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Графический портрет»

государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Старая Шентала муниципальный район Шенталинский Самарской области













Конспект

урока по изобразительному искусству в 6 классе

по теме: «Графический портрет»













Автор: Яковлева Тамара Александровна,

учитель 1 категории

Класс – 6

Уровень образовательной школы: базовый уровень общеобразовательного образования

Учебник: Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. 6 класс, учебник часть 1. Москва «Дрофа» 2013г.

Дата проведения - 23.01.2015г.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Цели:

- Систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

- Приобщение школьников к художественной культуре.

Задачи :

Обучающие: Дать общие представления об особенностях портретного жанра в изобразительном искусстве, познакомить со средствами художественной выразительности, композиции в графическом портрете, учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер портретируемого.

Развивающие: Развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению личности каждого человека, уважение к людям, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внешнем и внутреннем обликах человека.

Оборудование: учебный класс с персональным компьютером, информационный материал к уроку, образцы рисунков головы человека в разных ракурсах, репродукции картин художников.

Дидактический материал к учебному занятию: слайд-фильм «Особенности портрета», видеофрагмент «Жанр портрета».


Структура урока



Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (мин)




1

Организационно-мотивационный момент



Приветствует класс, проверяет готовность к уроку. Объясняет порядок работы на уроке.

Приветствуют учителя, слушают его разъяснения, знакомятся с порядком работы на уроке; настраиваются на предстоящую деятельность

1



2

Постановка цели, задач урока.

Вводная беседа.

ЭОР №1

Слайд 1,2

презентация



Проводит беседу в конспекте демонстрации слайдов.



Учащиеся воспринимают информацию, сообщаемую учителем;

отвечают на вопросы учителя, смотрят слайды.

6



3

Изучение нового материала



ЭОР №2

Слайд 3-11 презентация

Организует работу обучающихся по решению практической задачи, способствует формированию учебной проблемы обучающихся

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы учителя

10



4

Актуализация знаний обучающихся



ЭОР №4

Слайд 12,13

презентация



Объясняет и анализирует условия по поиску решения задачи

Слушают учителя, фиксируют, показывают знания или умения при выполнении задания.

3



5

Применение новых знаний

ЭОР №3

презентация

Слайд 12,13



Организует работу по применению знаний на практике.

Выполняют практическую работу в технике графики.

17



6

Подведение итогов урока.



Подводит итоги урока через фронтальную беседу с применением выполненных работ. Комментирует и оценивает качество выполненной работы.

Рассматривают выполненные рисунки и оценивают их. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

2



7

Домашнее задание


Объясняет задание по учебнику стр. 132. Выполнить краткосрочные этюды нескольких голов в живописи.

Делают записи в дневнике.

1







Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспеченный доступ к ЭОР

1

Портрет.

Лекция.


Информационный модуль

Интерактивная лекция, видеофрагмент


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000015c-1000-4ddd-ecdf-2700469c9781/i03_05_01.swf



2.

Характер изображения портретов

Информационный модуль

Интерактивная лекция, слайдшоу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000619-1000-4ddd-b73d-5c00474bd6ec/i01_19_01_01_p.swf



3.


Особенности портрета

Практический творческий модуль


тест


http://fcior.edu.ru/card/4077/vidy-portreta-prakticheskoe-zadanie.html


4.


Презента-

ция к уроку

Информационный материал

Презентация


















Ход учебного занятия:

1.Организационный момент

Цели:

-настроить на восприятие визуальной информации;

-создать психологические условия для восприятия учащимися монолога учителя;

- настроить учащихся на работу в режиме общения и самостоятельной практической работы.

Компетенции:

- знать правила поведения на уроке, уметь готовиться к уроку.

Деятельность учителя: Приветствует учащихся. Проверка готовности к уроку.

Деятельность ученика: Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

2. Беседа по основному материалу урока.

Цель этапа: Сформировать представление о портретном жанре, его разновидностях, ознакомить с историей развития жанра

Знания: Знание теоретических сведений о портрете, знаменитых художниках портретистах, произведений выдающихся мастеров портретного жанра.

Умения: Уметь выявлять основные этапы развития портретного жанра, различать портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства.

Методы: Словесный (рассказ), иллюстративный.

Формы: Коллективная, индивидуальная

Деятельность учителя: Сообщение темы урока. Постановка цели, задач урока. Проводится показ подобранного материала по теме урока (живая речь учителя в контексте демонстрации слайда № 1)

Деятельность учащихся: Смотрят демонстрационный материал. На протяжении беседы учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жанрами изобразительного искусства и обратимся к портрету. Какие бывают портреты, какие бывают лица?

Послушайте, как об этом написал поэт Александр Сергеевич Пушкин, увидев свой портрет, написанный Орестом Адамовичем Кипренским:

слайд №2

«Себя как в  зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит» -

Он так в стихах своих напишет…

Поэт, задумавшись стоит.

В парадном платье перед  нами

И  вдаль задумчиво глядит.

Устал работать  Он часами.

О многом поза говорит.

Поэт, без сомнения, походил на себя: то же вытянутое лицо, те же курчавые волосы и живые глаза, бакенбарды, обрамляющие чёткие и тонкие черты. Но откуда же подевались присущие ему озорство и ирония? Перед Пушкиным предстал величественный мудрец, немного усталый и печальный. Таким увидел поэта художник. Именно таким, через двести пятнадцать лет, представляем Пушкина и мы.

Учитель. Сегодня на уроке перед вами будет стоять довольно сложная задача: вы должны научиться отображать в портрете индивидуальные особенности, передавать характер и настроение портретируемого, решать одновременно композиционные задачи при рисовании портрета.

Вводная беседа

Учитель. Когда мы рассматриваем репродукции картин, то обязательно встречаемся с лицами далеких и незнакомых нам людей. Возможно, в своей реальной жизни вам не приходилось так глубоко, проникновенно вглядываться в окружающих, даже близких людей. Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, и всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности!

Портрет это вид изобразительного искусства, посвящённый изображению определенного человека или группы людей. Какие задачи ставит художник, рисуя портрет? Это, во-первых, внешне индивидуально сходство отображение человека на холсте или бумаге, а во-вторых, представление окружающим характера, внутреннего мира изображаемого человека, Рисование лица человека в портрете – это самое сложное направление в изобразительном искусстве. Художник должен обнаружить главные акценты личности, подчеркнуть характерные признаки, эмоциональность человека и раскрыть душевный склад портретируемого. В зависимости от размера картины портрет может быть разных видов: подгрудный, поясной, поколенный и во весь рост (слайд№3). Поза изображаемого на портрете может быть следующей: анфас, поворот на три четверти в любую сторону, в профиль (слайд №4). Главным в портрете является лицо человека, над чем портретисты работают большую часть времени, стараясь как можно точнее передать сходство и характер. Цветовые оттенки головы, жест и мимика относящиеся к определённому персонажу, художник находит черты большей естественности в изображении лица, в то время как остальные детали портрета, будь одежда, фон считаются второстепенными.

В истории искусства жанр портрета не только никогда не угасал, но, напротив, процветал во все времена - в первую очередь потому, что находились заказчики. Через портрет художник передает свое время. И впоследствии, зритель воссоздает прошедшую эпоху по ее лицам (фаюмский портрет). Фаюмский  портрет надгробный живописный портрет   в Древнем Египте (1–3 вв. н. э.). Получил название по месту первой крупной находки подобных произведений в погребениях на территории оазиса Фаюм на севере Египта. Портрет возник очень давно. Для людей древности сохранение своего облика представлялось средством попадания в мир вечной жизни (слайд № 5).

В Средние века стало особо важным утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность (слайд №6). В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портрета в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашёнными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда «парсунами» или «персонами», изображали самого царя и его приближённых.

Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных. Решительных. Именно таким предстаёт перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко-красный парадный мундир, твёрдый взгляд, уверенная поза (слайд №7).

Портреты принято делить на парадные и камерные. Парадные портреты носят приподнятый, торжественный характер. В камерном портрете лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя (слайд №8)

Выдающиеся портретные произведения были созданы и в скульптуре (слайд № 9). В разные времена были созданы портреты разных людей, и каждая эпоха внесла свои представления о современном человеке (слайд №10)

Художники создавали портреты живописными средствами и графическими. Созданный графическими средствами портрет никогда не будет вытеснен портретом в цвете. Особенность рисунка в том, что он передает нам образ человека таким, каким тот предстает в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность графического языка дают возможность выявить самое главное, ярко характерное. Замечательные графические портретные образы созданы художниками разных времен. Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики (слайд № 11)

Для выполнения графического портрета художники используют различный графический материал: графитные карандаши разной твердости, сангину, уголь, пастель, цветные восковые мелки и другие материалы. Уголь, сангина, пастель позволяют показать мягкие переходы светотени на лице. Графитный карандаш удобен при построении гипсовых слепков головы. Средства художественной выразительности в графике вам хорошо известны, это линия, штрих, пятно. Используя эти средства можно добиться сходства с оригиналом.

Проводится опрос на основе знаний о портрете.

1. Как называется портрет, когда художник изображает самого себя?

2. Как называют человека, позирующего для портрета?

3. При помощи, каких выразительных средств можно создать графический портрет?

4.Актуализация знаний.

Цель этапа: учить отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение человека.

Знания: Пропорций головы человека,

Умения: Уметь компоновать на листе бумаги рисунок головы человека, использовать графические средства художественной выразительности.

Методы: фронтальный, словесно- иллюстративный.

Деятельность учителя: Объяснение последовательности изображения рисунка (портрета)

Сегодня мы выполним рисунок портрет с натуры (слайды 12,13)

а) Первоначально следует подумать о размещении рисунка на листе. Рисунок располагают почти посередине листа, немного выше центра. Рисунок головы в профиль или в три четверти надо разместить на бумаге не в самом центре. Если голова повернута вправо, то ее следует сдвинуть влево от центра картины, и наоборот. Освещенная часть должна отстоять от края бумаги дальше, чем теневая. Этим будет сохранено оптическое равновесие. б) Голову начинают рисовать с общего, а не с частного.

Вначале надо наметить обобщенную форму без деталей лица, взяв ее в правильных пропорциях. Головы бывают продолговатыми, приплюснутыми или почти круглыми. Голова может напоминать форму яйца, шара, груши и т.д. Наметив пропорции общей формы головы, серединную линию и линию глазных впадин, надо отметить место положения более мелких форм: основание носа, линию рта, скуловые кости. Приступая к детальной прорисовке головы, надо смотреть на каждую деталь лица как на совокупность поверхностей простой формы. Портретное сходство зависит, прежде всего, от правильно выраженных общих пропорций. Но внешнего сходства мало. У человека в течение дня меняется множество настроений и в связи с этим выражение лица. Важно в мимике, выражении глаз, в жестах увидеть проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроения и чувств, т.е. внутренний мир.

Огромное значение для характерного изображения человека имеют глаза и губы. В их выражении ключ к разгадке внутреннего содержания человека. Передать портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. Что характерно для них?

Короткий нос, ежик волос, челка, улыбка, прищур глаз, и т.п.

Помните об основных рекомендациях при работе над портретом.

Деятельность учащихся: Слушают учителя, отвечают на вопросы

Вопросы:

Как правильно расположить рисунок на листе бумаги, какой формат подобрать?

В каких линиях выполнять предварительный рисунок, каким карандашом?

Какой ракурс лучше выбрать, чтобы передать объем на портрете?

Перечислите основные пропорции лица человека?

5. Физкультминутка.

  1. Встали ребята, вышли из-за парты.

  2. Руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот.

  3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).

  4. Подняли обе руки вверх, затем опустили (4-5 раз).

  5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).

  6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).

  7. Улыбнулись друг другу. – Молодцы, садимся!

6. Практическая работа. (Звучит музыка.)

Цель этапа: Выявить степень усвоения знаний об этапах выполнения рисунка.

Умения: находить гармонию и красоту во внешнем и внутреннем облике человека, передавать графическими средствами образ своих друзей.

Форма: индивидуальная, консультация товарища или учителя.

Деятельность учителя: организует выполнение практического задания.

Деятельность учащихся: выполняют практическую работу в графической технике (можно изобразить своего друга).

Задания: (тест) Модуль для закрепления знаний «Особенности портрета» .

Выполнить портретный рисунок с натуры в графической технике.

Материал: мелки, карандаши, пастель, уголь.

Не забывайте, что надо не просто срисовывать натуру, а думать о средствах выражения, о том, как передать характер человека, его особенные черты.

Вряд ли стоит резкими штрихами и контрастными тенями изображать человека мягкого и вдумчивого. Лучше использовать эти средства выражения для создания образа твердого и решительного человека.

7. Итог урока

Цель: Обобщение знаний по теме, обсуждение и оценивание детских рисунков.

Выставка рисунков. Проводит беседу по вопросам.

- Что нового узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

Заключительное слово. В лучших ваших работах размещение изображения портрета выбрано композиционно верно, соблюдены правильные пропорции лица, светотенью подчеркнуты черты лица.

Хочется обратить ваше внимание на то, что большая часть детей рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру.

Конечно, не все работы совершенны и заслуживают похвалы, но ведь это и понятно: вы же только учитесь постигать язык, приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно только охотно желать этого.

- Вы довольны своими работами?

- Над чем еще нужно поработать в изображении портрета своего друга?

8. Домашняя работа

Деятельность учителя: Объясняет задание по учебнику стр. 132. Выполнить краткосрочные этюды нескольких голов в живописи.






















Используемая литература и ИНТЕРНЕТ- ресурсы.


1.С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев, и др. Учебник. Изобразительное искусство 5 класс, Москва «Дрофа» 2013г.

2. И.Г. Мосин. Рисование 2, Екатеринбург «У-ФАКТОРИЯ» 2000г.

3. http://www lookmi.ru

4. http://www ru.wikipedia.org

5. http://fcior.edu.ru/

6. http://school-collection.edu.ru

7.http://www palitra.co

8. http://www graphic.org.ru





































Ресурсный материал к уроку

Рисуем голову



Рисунок 1

1.Общий контур лица человека самый важный

Важно точно сделать первый контур, контур лица. 
Не нажимая сильно на карандаш, повторите этот овал лица человека на вашем рисунке. 

Возможно, придется нарисовать его несколько раз, повторив еще раз этот шаг. Не жалейте бумаги, рисуйте, пока овал лица не будет правильной формы и симметричным. Если вы желаете нарисовать такой же портрет как на моем рисунке, наберитесь терпения и усердия.


2. Разметка основных частей лица человека

Ровно по центру нарисуйте горизонтальную линию, делящую портрет на две части, и чуть ниже еще одну параллельную линию. 
От центра нижней линии, нарисуйте перпендикулярную линию, и пометьте, где на лице будет расположен кончик носа. Рисуя эти линии, не нажимайте сильно на карандаш. Не забудьте нарисовать уши.

Рисунок 2



.Рисунок3

3.Глаза - главная часть портрета человека

Рисовать лицо человека поэтапно просто и увлекательно. Главное, точно сделать первые шаги. На этом этапе рисовать будет намного легче, но нужно быть предельно внимательным и аккуратным. 

Глаза на лице человека - это самая важная часть портрета. Поэтому давайте с них и начнем рисовать этот шаг портрета. 

Плавными, овальными линиями нарисуйте глаза, но предварительно поставьте метки (точки) для боковых, верхних и нижних границ каждого глаза. 
Нарисуйте зрачки, линию рта и начальные контуры волос.

4.Нарисуйте контуры бровей, рта и губ


Рисунок 4

Этот шаг будет самым сложным, зато после него портрет человека будет почти закончен. 

Вначале нарисуйте то, что легко рисовать. Нарисуйте брови и закончите рисовать контур волос. Теперь давайте нарисуем чуть сложнее элемент лица человека - губы. 

Нижнюю губу рисовать проще, вот с нее и начнем, а верхняя будет зеркальным отражением нижней, только она в центре делится пополам. 
Не рисуйте слишком широкий рот и толстые губы. Начините рисовать нос с его кончика, в виде "галочки", а по краям две дуги. Теперь от правой брови проведите линию, с легким отклонением вправо. Аккуратно ластиком удалите с вашего рисунка лица человека лишние контурные линии и посмотрите, получился настоящий портрет человека.

5. Рисунок лица человека почти закончен


Рисунок 5


Если вы дошли до этого этапа и вполне довольны своим рисунком человека, то вы настоящий художник и видимо много чего еще можете красиво нарисовать. 

Начиная с этого шага, вы заслужили отдых, и поэтому сложного вам рисовать больше в портрете человека не придется.
Вам нужно будет лишь нарисовать брови, веки на глазах, волосы и более детально нарисовать уши. Добавить мягким простым карандашом в рисунок теней, сделать картинку лица объемной. 
Этого эффекта достичь можно только созданием теней и контрастов. 
На лице и волосах многие участки нужно оттенить более темным и густым светом. Такой эффект придаст лицу большую реалистичность и глубину. 















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Графический портрет

Автор: Яковлева Тамара Александровна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 162073

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(29) "Портрет (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(16) "portriet_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "347116"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475412969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Графический портрет"
    ["seo_title"] => string(24) "grafichieskii-portriet-1"
    ["file_id"] => string(6) "162086"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422298907"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Портрет моей мамы"
    ["seo_title"] => string(19) "portriet-moiei-mamy"
    ["file_id"] => string(6) "262517"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449343005"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "План-конспект по Основам графического дизайна "Портрет в технике Гратографии""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_po_osnovam_ghrafichieskogho_dizaina_portriet_v_tiekhnikie_gratogh"
    ["file_id"] => string(6) "387987"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486298511"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Парадный портрет. Изобразить парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца, используя любой графический материал."
    ["seo_title"] => string(80) "paradnyi_portriet_izobrazit_paradnyi_portriet_voiennogho_rytsaria_ofitsiera_sold"
    ["file_id"] => string(6) "453187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517157192"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства