Просмотр содержимого документа
«Парадный портрет. Изобразить парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца, используя любой графический материал.»
Тема: Парадный портрет. Изобразить парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца, используя любой графический материал.
Цель урока: развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир
Задачи развития УУД:
-учить осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности; выявлять признаки парадного портрета;
-выражать отношение к человеку через парадный портрет;
-выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла; придумывать парадным портретам оригинальное название;
-оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников;
-приобщать к прекрасному
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний и постановка целей урока
А)Вводная часть
Притча о художнике
Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное. Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!
Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!
Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза… «Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди. Но художник никого не слушал и рисовал. И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.
И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… Так хороша картина!» «Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, – Тебе я красоту души твоей всего лишь показал! Теперь живи, её от мира не тая. Твоя душа – подобна красоте утренней зари! И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»
-Как вы думаете, почему я начала наш урок с этой притчи? Чему она нас учит?
(Художник отобразил внутреннюю красоту девушки. Мы должны видеть внутренний мир человека, его душевные качества)
-Как называется вид изобразительного искусства, в котором работал художник? (Портрет)
Б).Постановка целей урока.
-Как думаете, над чем сегодня будем работать? (Над портретом)
-Что такое портрет? (Ответы детей)
Портрет – это жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображён человек.
-Давайте обратимся к толкованию этого слова в словаре Ожегова С.И.
А ещё я нашла такую формулировку:
Портрет – образ определённого реального человека. Смысл портрета – в интересе именно к его личности, наделённой определёнными качествами.
-Ребята, а почему портрет называют зеркалом души?
(В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку;
Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.)
-Наша задача познакомиться не просто с портретом, а с парадным портретом и научиться выявлять признаки парадного портрета.
3.Работа над содержанием текста учебника
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 92 – 95. Ответьте на вопрос: Какой портрет считается парадным?
Парадный (репрезентативный) портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне; большая проработанность делает его близким к повествовательной картине, что подразумевает не только внушительные размеры, но и индивидуальный образный строй. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает:
Коронационный (реже встречается тронный)
Конный
В образе полководца (военный)
Исключение лишнего
-Какой из представленных портретов считается парадным и почему?
Если бы я вам сейчас предложила нарисовать парадный мужской портрет, то с какой проблемой вы бы столкнулись?
4.Постановка проблемы урока
Проблема урока: Как выразительно изобразить мужской портрет?
5.Решение проблемы
-Чтобы решить проблему, я предлагаю вам обсудить в группах некоторые вопросы. Для анализа обратите своё внимание на работу Эль Греко «Портрет рыцаря»
1.Вырази своё впечатление от понравившегося изображения мужского портрета.
(Мне понравился «Портрет рыцаря» художника Эль Греко. Художник выразительно написал руку, которая держится за сердце. Возможно рыцарь даёт присягу. Несмотря на то, что его взгляд кажется утомлённым, рыцарь переполнен достоинства и отваги)
2.Определи выразительные средства, которые художник использовал для реализации своего замысла.
(Художник Эль Греко выполнил композицию в скупом цветовом решении, используя по преимуществу белый, чёрный и серый цвета. Контрастное изображение лица, руки и шпаги «притягивает» восприятие и желание их рассмотреть. Портрет выполнен аккуратно, линии плавные и изящные. Этот портрет рыцаря можно назвать парадным, рыцарь изображён в праздничной одежде, в торжественный период произнесения клятвы, у него есть чувство собственного достоинства)
3.Придумай оригинальное название анализируемой композиции:
(Я бы назвал этот парадный портрет «Грустный рыцарь». Возможно, этот мужчина потерял в битве близкого друга)
6.Физ.минутка
7.Выполнение творческого задания.
-В группах изобразите парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата, отца используя любой графический материал
Вывод.
-Вы поработали над портретом, что можете сказать теперь об этом жанре живописи?
Портрет является одним из жанров живописи, в котором наблюдательный глаз художника-портретиста в мимике лица , в выражении глаз, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявления тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека.
8.Рефлексия.
-Оцените работу группы. Обсудите результат работы между собой в группе.
Поднимите своё творение, если работа доставила удовольствие и композиция удалась.
Поднимите правую руку вверх, если оцениваете свою работу удовлетворительно.
Поднимите вверх левую руку, если не удовлетворены результатом работы.