Автопортрет.
Пропорции головы человека.
Цель: познакомить детей с пропорциями головы человека; развивать навыки работы карандашом; учить детей анализировать части лица; учить сравнивать и переходить от общего изображения к деталям.
Оборудование: альбом, карандаши, уголь, ластик, зеркало.
1 этап: Устная проверка знаний о понятии «Портрет»
Учитель объявляет тему урока и спрашивает о том, что учащиеся помнят с 4-го класса о портрете.
Портрет в переводе с французского «изображение». Это один из главных жанров ИЗО, а так же само художественное изображение. Основная цель портрета – передать сходство изображения с моделью.
Любой портрет – это отражение своей эпохи, ее характерных черт.
2 этап: Организации работы в группах
1)Класс разбивается на 3-4 группы. Каждая группа получает свою карточку с заданием. Учащиеся настроены на то, что время их работы в группе и время ответа строго регламентировано.
На доске запись : работа в группе- 10 минут. Выступление 3 минуты.
2)Инструктирование учащихся важнейший этап работы учителя на уроке. От его точности и четкости зависит успех или неуспех учебной деятельности учащихся.
Ограничение во времени мобилизирует учащихся, они быстро и четко приспупают к изучению материала.
Учащиеся знают, что они будут в роли учителя и ученика, такая мотивация на слушание в двойне мобилизует учащихся или неуверенных в себе. Слушая лидеров, они утверждаются в собственных глазах: я так тоже могу.
3 этап: Индивидуальные задания.
4 карточки
4 этап: Проанализировать, глядя в зеркало свое лицо.
(квадратное, эллипсовидное, перевернутая трапеция, правильная трапеция)
Рисунки на доске
5 этап: Выполнение наброска.
Контурной линией нанести изображение формы головы человека.
6 этап: Работа учителя на классной доске.
Форма глаз, носа, ушей, губ может быть разная, но соотношение их между собой практически у всех одинаковое.
Обратите внимание на строение головы человека, анатомические закономерности и особенности.
С помощью вспомогательных линий схематично изобразите лицо на вертикальном листе бумаги. Затем прямо по спинке носа опустите перпендикулярную линию. Разделите лицо на три части таким образом, чтобы верхняя линия соприкасалась с верхним краем уха, нижняя линия проходила по нижнему краю уха.
7 этап: Практическая работа.
1)Размещение изображения на листе.
2)Определение общих пропорциональных отношений лица.
3)Уточнение пропорций лица.
4)Прорисовка общей формы глаз, носа, рта, прически, воротника.
5)Завершение зарисовки с помощью светотеневой моделировки формы.
8 этап: Подведение итогов.
Учитель подводит итоги учебной деятельности на уроке и выставляет оценки учащимся, комментируя их.
Для учащихся оценка- большой стимул в их работе.