Цель: Познакомить школьников с тем, как происходит анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения головы человека, объемной формы. Многообразием человеческих лиц и характеров.
Задачи: расширить представление учащихся о жанре портрета;
изучать пропорции и анатомию лица;
развивать графические навыки;
активизировать творческое воображение;
формировать художественный вкус;
содействовать формированию эстетического отношения к действительности.
Комбинированный урок: ученики самостоятельно, с опорой на полученные на уроке знания, должны создать автопортреты. Работа ведется графическим материалом (твердыми и мягкими простыми карандашами).
Вид занятия: Эстетическое восприятие действительности. Изображение на плоскости (форма, пропорции, конструкция).
Оборудование для учащихся: бумага, карандаши простые (твердые и мягкие), резинка.
ХОД УРОКА
1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
2) Изучение нового материала
Портрет! Что может быть проще и сложнее!
Вы никогда не задумывались над тем, что люди должны быть очень похожи друг на друга. Действительно, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы, и лицо по вертикали делится примерно на три равные части. Но, тем не менее, вы сидите передо мной 30 человек и все вы совершенно разные. Почему? У вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, вы все непохожи друг на друга, поэтому я различаю вас. Давайте внимательно всмотримся, друг в друга и постараемся увидеть многообразие и неповторимость черт и их сочетаний.
А) Беседа о жанре портрета.
Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета — сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало.
Наблюдательный глаз художника в мимике лица, в выражении глаз в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. И для этого они общаются с портретируемым, изучают его особенности и лишь, потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне.
Слово портрет означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека («portrait» — изображение).
Разновидности портрета.
В зависимости от размера изображения в живописных портретах различают головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.
В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево.
По характеру изображения выделяют:
Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение самого себя (художника), выполненное с помощью зеркала или по памяти.
Парадный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.
Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.
Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение изображаемого человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.
Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Вывод: портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, зримо передают ее потомкам, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому (модели).
С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, я люди — их заказывать. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор. Он по-разному может показать человека, заметить в нем то, что не заметит объектив.
Ребята, сегодня на уроке Вам необходимо нарисовать автопортрет. Располагать лицо будем в фас (спереди). В работе вам поможет знание основных особенностей анатомии лица и последовательности работы над портретом.
1. Композиция рисунка должна занимать весь формат листа. Так как голова человека имеет вытянутую форму, лист бумаги положите перед собой вертикально. Нарисуйте овал лица.
2. При построении рисунка головы важная роль принадлежит вспомогательным линиям, позволяющим соблюдать положение и соотношение частей лица.
Средняя вертикальная вспомогательная линия проходит от затылочного бугра, посередине лобной кости, к основанию носа, по середине челюстей. И делит лицо на две равные части.
Высота лицевой части головы делится на три равные части (горизонтальные вспомогательные линии).
первая — от основания кончика подбородка до основания носа;
вторая — от основания носа до бровей (надбровных дуг);
третья — от бровей до середины лба (лобных костей).
3. Форма глаз овальная, расстояние между ними примерно равно глазу. (Преподаватель продолжает рисовать). Сам глаз состоит из глазного яблока прикрытого верхним и нижним веками, которые образуют глазную щель.
В центре находится зрачок, черная точка, уменьшающаяся или увеличивающаяся от величины света. Вокруг него рисуем радужную (цветную) оболочку, и блик (белый отсвет), появляющийся на шарообразной “блестящей” поверхности роговицы.
Глаза бывают маленькие и большие, узкие и широкие, по цвету — голубые, серые, карие, зеленые.
4. Брови находятся над глазами и располагаются на вспомогательной горизонтальной линии. Брови тоже бывают широкие и узкие, прямые и изогнутые.
5. Нижняя часть лица делится на две части вспомогательной горизонтальной линией. На ней располагается кончик носа с симметричным правым и левым крылом. Нос имеет форму четырехсторонней пирамиды. Нос так же может быть короткими длинным, курносым, “орлиным”, “картошкой”, прямым или “греческим”.
6. Далее рисуем губы, верхнюю и нижнюю. Они располагаются ниже носа и имеют волнообразный контур. Длина губ составляет размер от середины зрачка одного глаза до середины зрачка другого глаза. Губы могут быть узкими, средними, толстыми и вздутыми.
7. Уши располагаются по высоте от продолжения линий брови (сверху) и рта (снизу).
8. Шея в два раза уже ширины головы. Прически самые разнообразные.
9. Затем при помощи тона уточняем теневую и освещенную части головы. Общая форма головы напоминает шар, яйцо, эту же форму повторяем и в рисунке. Наносим падающую и собственную тень, обычно в области основания носа, глазниц и губ.
3) Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся.
Учащимся предлагается изобразить «Автопортрет».
Обдумывание замысла, создание эскиза компоновки.
Определение величины композиционного центра и второстепенных элементов композиции.
Легкая разметка — компоновка рисунка в выбранном формате.
Работа графическим материалом. Светотеневая моделировка головы человека.
Репродукции и педагогический рисунок конструктивного строения головы человека остаются на классной доске
Работа учителя:
следить за последовательностью ведения работы;
воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
4) Подведение итогов урока.
Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности (2-3 минуты).
— Ребята как будет называться вид портрета, где мы будем изображены все вместе? (Групповой).
Кто не успел или хочет доработать автопортрет, возьмите домой.
На классном часу, мы наклеим нашу композицию на большой лист бумаги, пусть групповой портрет класса сохраниться Вам на долгую память!