Класс: 2
Тема: Цвет как средство выражения. Автопортрет
Цели и задачи:
- познакомить с искусством автопортрета,способами выражения характера через цветовые отношения;
- совершенствовать умение работать восковыми мелками и акварелью;
- закрепить знания по изображению портрета ;
- развивать наблюдательность и внимание;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности,трудолюбие.
Оборудование: для учителя – репродукции картин «Автопортрет»А.Дюрера, «Автопортрет » В.Ван Гога, детские работы,методическая таблица; для учащихся -бумага формата А3,восковые мелки, акварель, акварель, кисти.
Ход урока
- Организационный момент
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
- II.Сообщение темы и цели урока
- Введение в тему урока
Нарисую на листке
Девочку с цветком в руке.
Платье голубое,
Хороша собою-
Ручки, ножки, личико,
Рыжая косичка,
Глазки, ротик, ушки,
На носу –веснушки.
В целом свете лучше нет!
Это мой автопортрет.
Н.Тимофеева
- Мы рисовали портрет мам, друга.А что такое автопортрет ?(Предложения учащихся.Может быть высказана версия, что это портрет автомобиля.)
Автопортрет – это изображение художником самого себя.
- Что мы видим, глядя на себя в зеркало?(Свое отражение.)
- А что мы видим, глядя на картину, на которой изображен художник? Что хочет рассказать о себе художник, создавая автопортрет- свое собственное изображение?
- Попробуем разобраться на примере двух автопортретов. (Учитель демонстрирует репродукции картин «Автопортрет» А. Дюрера, «Автопортрет» В. Ван Гога.)
- Какой портрет, на ваш взгляд, осознанно раньше? Почему? (Автопортрет А. Дюрера, можно догадаться по одежде.)
- Давайте подробнее рассмотрим «Автопортрет» А. Дюрера. Вам нравится этот автопортрет? А художник, изображён на нём?
Сдержанная поза, выразительное, сосредоточенное лицо, тонкая рука. Дюрер был не только художник, но и учёным, фортификатором - строителем оборонительных сооружений.
- Какие цвета преобладают в картине? (Теплые.)
- Опишите характер и настроение художника по портрету. ( Добрый, умный, немного грустный и др.)
Художник изобразил себя в модной по тому времени одежде. Волосы тщательно завиты и уложены. Это говорит об аккуратности, пунктуальности. Осанка выдаёт в нём гордого и умного человека, обладающего чувством собственного достоинства. - Можно ли сказать, что автопортреты является рассказом художника себе? (Да) Загадку автопортретов человек разгадывает веками. Послушайте, что пишет В. Беккет об автопортрете В. Ван Гога: « В общей холодной гармонии серебристо-серых, серебристо –зеленых и голубых тонов голова Ван Гога пылает, как пламя. Портрет полон резких контрастов. Вокруг живой головы все приглушенно. Взбаламученный фон намекает на хрупкость душевного равновесия, о котором свидетельствует аккуратный пиджак, застегнутая рубашка, спокойная застывшая поза. Фон выдержан в одном колорите с фигурой, выделенной лишь извилистыми мазками кисти.»
- В каком колорите- теплом или холодном - написан портрет? (Холодном)
- Есть ли на картине контрасты? (Да)
- Как вы думаете, был ли художник счастлив?
Художник много страдал. Ван Гог при жизни продал только одну картину, причём ее купил его брат. Тяжелая болезнь мучила Ван Гога, его преследовали введение. Поэтому, наверное его жизнь нельзя назвать счастливой.
( Учитель демонстрирует портреты, выполненные детьми.)
- Найдите автопортрет самого веселого ребенка. Почему вы так решили? ( Это портрет девочки с шариками. У нее ярко желтое платье, разноцветные шары в руке, улыбка на все лицо. Когда смотришь на этот портрет, становится весело.)
- Как на рисунке можно показать чувства? (Выражением лица и цветом.)
Молодцы! А как на рисунке можно показать своё увлечение? То, чем вы любите заниматься? (Нарисовать в футбольной форме, с мечом в руке, с кисточкой около мольберта, за компьютером и т.д.)
- Послушайте стихотворение.
Если станем мы похожи,
Как узнать друг друга сможем?
Станем на одно лицо,
Как куриное яйцо
Одинаковы носы
И одной длинны усы,
Одинаковые вкусы,
Те же галстуки и бусы.
И на всех один фасон
От пальто и до кальсон.
Все вокруг одной расцветки,
И на все расставим метки.
А иначе как узнаешь,
Чью ты маму обнимаешь?
Нет ни низеньких, не длинных,
Легкомысленного, солидных,
Слишком тощих нет и тучных.
Вам ещё не стало скучно?
На других ты не похож,
Тем для мамы и хорош,
Ей всего милее веснушки
У вихрастого Андрюшки,
Оттопыренные ушки
И курносый нос Танюшки.
Всякой формы и раскраски
Ваши волосы и глазки,
Милых деток, очень разных,
Самых лучших и прекрасных.
Е. Стеквашева
- О чём это стихотворение? (О том, что нет одинаковых людей.)
У каждого человека лицо полно своеобразия. Свой цвет волос, глаз, губ. Складка губ, линия бровей, форма носа, овал лица, разрез глаз- всё очень индивидуально.
Посмотрите на себя в зеркало. Найдите по таблице форму своего лица, глаза, нос, губ.
( на доску вывешивается таблица построения лица.)
Зеркало нами ещё поможет сегодня, а пока поднимем настроение.
Физкультминутка.
Повороты влево- вправо-
Это лёгкая забава.
Нам известно всем давно-
Там стена, а там окно.
( Повороты влево- вправо-)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
( Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.
(Ходьба на месте.)
Отдых кончен наш, ребята,
Нам пора опять за парты.
(Дети садятся за парты.)
- Творческая практическая деятельность учащихся.
- Отдохнули, можно и за работу приниматься. Чем мы сегодня будем работать? (Восковыми мелками и акварелью.)
- Какие приёмы работы для выполнения автопортрета вы можете предложить? (Черты лицо, волосы, одежду, элементы фона нарисовать мелкими; лицо, фон раскрасить акварелью.)
Прежде чем начать работу, хорошо Подумайте все детали автопортрета. Можно нарисовать портрет в полный рост, по пояс или по плечи. Фоном могут быть окно, стена, море, лето, ночное небо со звездами или лужайка с цветами.
При построение головы пользуемся таблицей.
(На таблице прорисованы все этапы построения головы. Дети изучали эту таблицу подробно в 1 классе на уроках «Мамина улыбка», «Мы рисуем своих друзей».)
Сравнивайте полученное изображение на бумаге с отражением в зеркале, старайтесь в полученном рисунке добиться сходства. В то же время не забывайте о проявлении характера в рисунке. Первоначально рисуем простым карандашом, затем работаем восковыми мелками и акварелью.
- Итог урока.
Выставка и анализ работ
- Попробуем отгадать, где чей портрет. У кого короткий ежик на голове, черные брови, добрая улыбка и мяч в руке? Ребята, вы догадались, что это автопортрет?
- Кого еще вы узнали? Какие детали в автопортрете я вам помогу это сделать?
Обобщение темы урока
- Что такое автопортрет?
- Что нам хочет рассказать художник, изображая себя на картине?
- Как выразить характер и настроение в автопортрете?
- Рефлексия
- С чем познакомились?
- Кому сегодня понравился наш урок. А чем именно? Что нового вы узнали на нашем уроке? Кто доволен своей работой?
- Закончите фразы:
У меня получилось….
Я смог….
Меня удивило….
Мне захотелось…….