Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства"»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств им. Е. М. Беляева»
г. Клинцы Брянской области
Методический доклад
на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках изобразительного искусства»
подготовила: преподаватель
художественного отделения
Крупеня А. В.
г. Клинцы, 2021 г.
Содержание
1. Введение
2. Основные принципы здоровьесберегающих технологий……………………3
3. Задачи, решаемые во время реализации здоровьесберегающих технологий………………………………………………………………………..4
4. Суть и назначение здоровьесберегающих образовательных технологий………………………………………………………………………11
5. Некоторые способы классификации здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….11
6. Заключение……………………………………………………………………12
7. Список литературы…………………………………………………………..13
Введение.
Здоровье человека – это самое ценное, что у него есть, что обеспечит ему долгую жизнь и благополучие. Поэтому очень важным является сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни с детства. Вопрос здоровья в современной жизни очень актуален, так как дети сегодня много времени проводят за компьютером, в связи с этим ведут малоподвижный образ жизни, мало бывают на свежем воздухе, перегружены большим объемом школьной информации. Многие дети рождаются с серьезными патологиями, другие – не в состоянии справится с возрастающими нагрузками, теряют здоровье. Значительное увеличение заболеваний совпадает с периодом, когда ребенок получает общее среднее образование и соответственно, дополнительное.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;
- нарушение физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
- ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
- увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущих к переутомлению, стрессам;
- недостаточный уровень компетентности преподавателей, родителей, руководителей образовательного учреждения в вопросах здоровьесберегающего образования;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Творческий процесс является физической и эмоциональной терапией.
И задача любого учителя: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Поступление ребенка в школу искусств вносит в его жизнь изменения его графика и учебной нагрузки. Задача педагога – создание комфортных условий для всестороннего развития личности обучающегося, а главным принцип здоровьесбережения этих условий – «не навреди».
2. Основные принципы здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС — это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом укрепления и сохранения физического и духовного здоровья учащихся.
Основными здоровьесберегающими принципами являются:
Принцип не нанесения вреда.
Принцип повторения умений, навыков с целью выработки динамических стереотипов
Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;
Принцип доступности;
Принцип непрерывности, который выражает закономерности построения педагогики оздоровления, как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования ногрузки и отдыха на уроке.
Принцип цикличности, который заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Принцип всестороннего и гармонического развития личности
Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих детей.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках можно выделить три группы, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии.
К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием места проведения занятий.
2. Психолого-педагогические технологии
Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;
Технология дифференцированного обучения позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;
Технология рефлексивного обучения даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;
Педагогика сотрудничества помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;
Технология игровых методов (уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся;
Стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание поддержки и помощи ребенку в учебе;
Чередования интенсивности в обучении и релаксации.
3. Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей. К этому можно отнести конкурсы рисунков и плакатов («Спорт - альтернатива пагубным привычкам», «Здоровый образа жизни глазами подрастающего поколения», «Мы против наркотиков» и др.).
В организации и проведении урока преподавателю важно учитывать обстановку и обеспечить оптимальные гигиенические условия в классе:
Тепловой режим (температура воздуха должна быть комфортной для учеников и преподавателя), проветренный класс в любую погоду, достаточное освещение классного помещения, регулярная влажная уборка, озеленение.
Рабочие места учащихся на уроках ИЗО – ученические столы, конторки и мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой учащихся во время урока.
Комфортный для человека уровень шума – 10 дБ (Так журчит ручей и шумит листва). Обычный разговор «в спокойных тонах» – это 40 дБ. 70 дБ-это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного воздействия.
Использование видео-экранных средств обучения с учетом гигиенических правил.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих технологий.
Объем максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, так как правильно составленное расписание предупреждает появление переутомления. С целью исключения перегрузки детей расписание в школе искусств необходимо составить таким образом, чтобы ребенок мог отдохнуть после занятий в общеобразовательной школе и прийти на урок.
3. Задачи, решаемые во время реализации здоровьесберегающих технологий
Одной из важнейших задач является – использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у учащихся переутомления, способствует гармоничному развитию личности.
Одна из ключевых задач любого обучения – это удержание внимания учащихся. И здесь нам могут помочь информационно – коммуникативные технологии. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала.
Большой энтузиазм вызывают у учеников нестандартные уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, уроки-состязания, рисования с применением нетрадиционных техник ИЗО. Например, таких, как монотипия, граттаж, пропечатывание, кляксография, рисование на мятой, мокрой бумаге, пуантилизм, и т. д. Отдельного внимания заслуживает музыкотерапия. Музыкальные произведения очень органичный элемент на уроках ИЗО. Музыка для фона во время рисования, лепки должна соответствовать теме урока, создавать настроение, способствовать успешности выполнения художественной задачи.
Сейчас я работаю с учащимися от 8 до 9 лет. Дети в этом возрасте очень любознательны, творческие, быстро воспринимают и транслируют ролевые игры, раскрепощены, не стесняются высказывать свое мнение, делают это с удовольствием.
Очень эффективны и другие нестандартные формы:
Уроки - экскурсии,
Уроки-путешествия,
Уроки-исследования,
Уроки-выставки.
Все эти уроки – форма реализации мотивации и самоопределения учащихся.
Основой здоровьесберегающих технологий в школе является организация учебного процесса:
положительный эмоциональный настрой на уроке;
оптимальный темп ведения урока;
подача материала доступным рациональным способом;
наглядность;
смена видов деятельности (слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу, рисую, читаю, и т. д.);
физкультминутки, динамические паузы;
дифференцированный подход в обучении;
групповая работа, работа в парах;
игра, игровые моменты;
гимнастика;
воспитательные моменты на уроке (беседы);
санитарно – гигиенические условия;
личностно-ориентированное обучение.
Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние учащихся.
1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
2. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной учащемуся, с учетом его возрастных особенностей.
4. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности в современной школе активно используются компьютерные технологии. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно- 6 художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся.
5. Смена видов деятельности (работа с красками, карандашами, цветной бумагой, пластилином, устно, в тетрадях и п. д.), чередование видов учебной деятельности (объяснение с вопросами, показ с играми, упражнениями, практическую деятельность с юмористическими минутками, шутками, если это не мешает настрою детей; учащиеся по мере необходимости могут вставать из-за парт для смены воды, что также способствует смене деятельности, небольшому отдыху); разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
6. Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения. Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Для этого нужно заставить их чаще двигаться во время урока. Физкультминутки (приложение №1) – естественный элемент на занятиях как у младших учащихся, так и у старших, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока. Для учащихся 6-7лет рекомендованы 2-3 физкультминутки за занятие, для 8-9 лет – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут. Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений. Для учащихся среднего и старшего возраста 10-12 лет и 13-15 лет рекомендуется проводить 1-2 физкультминутки за занятие(3-4 урока). Ни в коем случае не разрешать детям продолжать заниматься на перемене.
7. Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп работы. Не торопят ученика, дают время на завершение работы. При дифференцированном обучении каждый ребенок должен получать от урока только положительные эмоции, ощущать защищенность и испытывать интерес к учебе.
8. Часто на занятиях в классах по общеразвивающим программам организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
9. На занятиях с младшими учащимися применение игровой технологии в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Например, проигрывание сюжета сказки или другой темы по которой составляется композиция. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Преподавателям школы следует широко использовать нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
10. На занятиях во время физической разминки хорошо использовать различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз, что особенно важно в ДШИ.
11. Для воспитания внимательного отношения к своему здоровью преподавателям необходимо проводить воспитательные беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании, в результате которых формируется у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, выражаемое в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Во внеурочное время проводятся классные часы по темам, тренинги, беседы с родителями учащихся, родительские собрания, на которых учитель знакомит ребят и их родителей с основными принципами организации здорового образа жизни.
12. Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность, проветривание класса, правильная величина стульев, столов, мольбертов.
13. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т.е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом. Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов обучения с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Благодаря ему можно решить не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья, воспитания культуры здоровья учащихся.
4. Суть и назначение здоровьесберегающих образовательных технологий
В школе дети проводят половину своего времени, поэтому главная ее задача - создание таких условий обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере и ценности здоровья и способах его сохранения.
Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Преподавателям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства. Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
5. Некоторые способы классификации здоровьесберегающих технологий
Понятие здоровьесберегающей технологии является очень широким. Их можно классифицировать по множеству признаков, но лишь некоторые важны на практике. Один из таких признаков – субъектная активность.
Различают три вида сохраняющих здоровье технологий по этому признаку:
внесубъектные (ученик может даже не знать, что в данный момент он заботится о своем здоровье);
подразумевающие пассивную позицию;
подразумевающие активную позицию.
Педагогу следует наработать свои методы реализации принципов сохранения здоровья по всем трем видам активности учащихся. Необходимо учитывать, что на формирование активной позиции ребенка воздействуют позитивные и негативные факторы (особенности воспитания в семье, ложные ценности, навязанные СМИ, собственная лень), и он может совсем неохотно принять позицию преподавателя.
Заключение.
Каждый ребёнок должен быть здоровым и успешным. Формирование графических навыков – процесс сложный и длительный. Изображая простейшие предметы, ребёнок прикладывает максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Поэтому учитель должен знать рабочее настроение каждого ребёнка (учащегося), приходить вовремя на помощь, помогать при необходимости и, главное, следить за состоянием здоровья детей.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение предметов, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой уроков, увидеть индивидуальность детей. Игра одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Я применяю на уроке подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание) и игры – соревнования.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.
Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного пространства, при которой качественное обучение, развитие, воспитание сопровождается сохранением и укреплением здоровья обучающихся.
Список литературы
Антропова, М.В. и другие. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Москва. МО и Н РФ. 2004.
Науменко, Ю.В.. «Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ». Волгоград 2005.
Немов, Р.С., И.Р. Алтунина. Социальная психология. Москва «Питер». 2008
Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». Агенство «Роспечать». № 9. 2009.
Ковалько, В.И.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.М.:»ВАКО».
Куинджи, Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие.- М.; Аспект Пресс-2000
Педагогика и психология здоровья./под редакцией Н.К. Смирнова.//-М.:- 2003
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К.Смирнов// М.:АРКТИ.-2005.
Соловьёва, Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /Н.И.Соловьёва// ЭКО.-2004.- №17.
Выготский, Л.С. Педагогические технологии/ Под ред. В.В. Давыдова//- М.:Педагогика\\\.-1991.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий/Начальная школа//-2005.-№11.