kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек. Урок изобразительного искусства 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока изобразительного искусства для 3 класса "Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек" по программе Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской. 

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Формы урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, деловая игра, сообщения учащихся.

Педагогические технологии: личностно–ориентированная, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек. Урок изобразительного искусства 3 класс»

Тема: Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Выполнение игрушек.

Цель урока: Создать условия для восприятия учащимися новой информации о народных глиняных игрушках; способствовать творческому применению знаний о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках  в новой ситуации, при создании своего образа игрушки.

Задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством росписи народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;

  • развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус;

  • формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов;

  • формировать отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; воспитывать интерес и любовь к народным промыслам своей страны.

Планируемые достижения:

Личностные результаты:

- формирование положительной мотивации к учебе,

- формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру,

- воспитание положительного отношения к народным умельцам, их творчеству.

Предметные результаты:

- ученик научится осознанно понимать условно-символический характер народного декоративного искусства;

- самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве;

- изображать знаки-символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей;

- формулировать выводы из изученного материала,

- будут учиться применять знания и умения  на практике при раскрашивании дымковской, филимоновской, каргопольской глиняной игрушки.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, находить нужную информацию, делать обобщения, умозаключения, выводы

Регулятивные УУД: выполнять задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос

Коммуникативные УУД: участвовать в учебной беседе, формировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения.


Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, деловая игра, сообщения учащихся.

Педагогические технологии: Личностно–ориентированная, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Оборудование:

Для учителя:

  • оригинальные образцы игрушек, бумажные заготовки-модели игрушек, цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек, открытки;

  • мультимедийная презентация «Глиняные игрушки».

Для учащихся:

- рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек;

- печатки-тычки, краски, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Музыкальный ряд:

- вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;

- Песня «Располным полна коробочка»

Литературный ряд:

- Стихи о дымковской игрушке;

- Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (самостоятельно)


План урока:

  • Организационный момент (1 мин)

  • Самоопределение к деятельности (3 мин)

  • Формирование новых знаний (13 мин)

  • Первичная проверка знаний (2 мин)

  • Физминутка (2 мин)

  • Творческая практическая деятельность (15 мин)

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (3 мин)

  • Подведение итогов (3 мин)

  • Рефлексия (3 мин)

Ход урока

I. Организационный момент.

Прошла перемена, услышан звонок,

Пора поскорее начать нам урок!

Все мы в ожидании начала задания!

(Проверка учащихся к работе на уроке.)

II. Самоопределение к деятельности

Учитель: - Ребята, а вы любите играть с игрушками? С какими игрушками вы играете? Из какого материала они изготовлены?

- Как вы думаете, а в далекую старину ваши сверстники с какими игрушками играли? Из чего они были изготовлены? Где можно было купить такие игрушки? Кто мог продавать игрушки? (Ответы детей)

- Вот фабричные игрушки, они похожи один на другой, не отличишь. Посмотрите на доску, мы видим игрушки, которые все разные, второй такой нет, потому что они сделаны вручную. В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины и продавали на ярмарке.

- Давайте попробуем определить тему нашего урока и его основные задачи. (Ответы детей)

Тема урока: Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек.

Задачи: знакомство с творчеством росписи народной глиняной игрушки; формирование навыков в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов; воспитание интереса и любви к народным промыслам нашей страны.

III. Формирование новых знаний

Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи. Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала. К доске выходит ученик и располагает варианты так, как он считает нужным. Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа.

Учитель: Все глиняные игрушки украшались орнаментами, в которые входили солярные знаки. Сегодня на уроке наши основные понятия – народные промыслы, орнамент, солярные знаки.

Учитель: Что такое народные промыслы? Орнамент? Солярные знаки?

Учащиеся получают задания по группам – дать определения этим понятиям:

  • а) народные художественные промыслы

  • б) солярные знаки

  • в) орнамент

Группы зачитывают свое определение термина.

1 группа. Народные промыслы - одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Традиции народного искусства уходят корнями в глубокую древность, отражая особенности трудового и бытового уклада, эстетические идеалы и верования определённого народа.

2 группа. Орнамент - (от латинского ornamentum - украшение), узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений. Зачатки орнамента - в искусстве палеолита, большого разнообразия форм орнамент достиг в культуре неолита.

3 группа. Солярные знаки - это символы применяются для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являются оберегами, «отвращающими» темные силы хаоса, некоторые являются прямым обращением к богам, тем или иным силам природы.

Учитель: Как уже выше было сказано, игрушки часто продавали коробейники, а кто это такие – коробейники?

Сообщение ученика: Коробе́йник — название мелкого торговца-разносчика из-за его короба (котомки из коры), в котором он разносил свой мелкий галантерейно-мануфактурный товар и разные мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту: дешевую бижутерию, гребешки, зеркальца, предметы одежды, косметику, книги, игрушки по деревням и торговал на ярмарках.

Подходи смелей

        Выбирай товар, да не робей!

        Вот Вам бублики –

        Платите за них рублики.

А вот яблоки румяные,

        На варенье, на компот!

        Половина – сахар.

        Половина – мёд!

Гляди – не моргай,

        Рот не разевай!

        Ворон не считай.

        А товар выбирай!

Нитки, иголки

        Для волос заколки.

        За целый пучок – плати пятачок

А вот сколько ленточек разных

        Для девушек прекрасных!

        Ну-ка, красавицы, подходите

        На товар наш поглядите!

Учитель: Вот и у нас сегодня есть свой коробейник, и вы теперь знаете кто это за человек.

Учитель: - Чтобы лучше узнать об этих трех промыслах, мы еще на прошлом уроке разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: (подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках).

Группы определяют цели своей деятельности и озвучивают их:

- Познакомиться с промыслами глиняной игрушки (Дымковской, Каргопольской и Филимоновской).

- Узнать, почему они так называются.

- В чем сходство и различие в орнаменте, по форме.

- Узнать, с какой целью народные мастера использовали солярные знаки в декоре глиняных игрушек.

Первая группа готовила сообщение о Дымковской игрушке,

Вторая группа – о Филимоновской,

Третья группа – о Каргопольской игрушке.

Учитель: - И так начнём знакомиться с глиняными игрушками.

Сообщение сопровождается презентацией.

1 ученик Происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятка, на котором стоит город с этим же названием (ныне Киров), видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.



2 ученик Дымково

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах. В. Фафанов


3 ученик Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька… Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки… Краски игрушки яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! Один цвет словно соперничает с другим. Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

4 ученик. Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки. В настоящее время в центре города Вятка работают художественные мастерские Дымковской игрушки.


Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке. Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке.

1 ученик. Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни - всех не перечесть. Образуют они весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколобразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.


2 ученик. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображающими людей и животных. Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожженной глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.


3 ученик. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные сарафаны, покрывают диковинным полосатым узором, а так же точки, круги, овалы, звездочки, треугольники; бывают и сложные узоры, особенно на юбках у барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или яркое «солнышко». У каждой игрушки появляются свой характер, свой голос.

Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке. А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.

1 ученик. Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и близлежащих к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.


2 ученик. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери и птицы. Тут и Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.


3 ученик. Каргопольские игрушки по украшению просты – в орнаменте можно увидеть древние символы Солнца – большие огненно-красные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев, веточек растений, точки, перекрещивающиеся линии, разноцветные черточки. В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее.

IV. Первичная проверка новых знаний и способов действий.

- Назовите основные цвета дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки?

- Назовите основные элементы орнамента игрушек.

- Для чего использовали мастера солярные знаки в украшении игрушек?


V. Физминутка.

Выполнение упражнений для снятия усталости и напряжения шеи, плеч.


VI. Творческая практическая деятельность учащихся

1.Постановка задачи.

Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек») и декоративно оформим фигурку-заготовку из картона.

2. Последовательность выполнения работы.

Учитель: - Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, сохранив, где это возможно, белую основу. Белый в сочетании с другими цветами придаст игрушке праздничную нарядность. Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены. Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла. Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась.

Ученики в группе выполняют эскиз того промысла, сообщение по которому группа готовила. Желательно, чтобы игрушки в эскизах не повторялись. Когда эскизы будут готовы, то их красиво располагают на коробках коробейников.

Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает. Во время работы звучит русская народная песня


VII. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Выставка игрушек и их обсуждение. Обучающиеся высказывают свое мнение.


VIII. Подведение итога.

Вывод-проблема урока. Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какой росписи относятся предметы, какие элементы орнаментов предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской (их различия). А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

1. И так каковы общие черты глиняных игрушек? – цельная, округлая форма, нет тонких деталей.

2. Характерные особенности филимоновских игрушек? – игрушки вытянутой формы, свистульки, расписаны куриным перышком, цвета: красный, желтый, зеленый.

3. Характерные особенности каргопольских игрушек? - наивные по форме, приземистые, не очень яркие, в росписи используются древние знаки солнца и растений.

4. Характерные особенности дымковских игрушек? – форма игрушки наборная, много деталей (оборочки, косички и т.д.), яркая раскраска, яркие орнаменты (круги, сеточка, полоски и т.д.)

Учитель: - Ребята вам понравились работы? Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему? (Идет обсуждение)

Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?

Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомились с народными промыслами глиняной игрушки и увидели, как древние образы в народной игрушке имеют единство формы и декора. И пусть совсем немножко, но вы тоже прикоснулись к традиционным промыслам глиняной игрушки.


IX. Рефлексия: Дополнить предложения:

- Сегодня я узнал, что …

- Я понял, что…

- Мне было легко (сложно) …

- Я хочу узнать еще о …

- Я хочу пожелать ….


X. Домашнее задание

Цвет, форма, ритм и символика в украшениях.- подобрать информацию


Учитель: А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен. Спасибо вам за творчество и труд!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Астанина Клавдия Ивановна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек. Презентация к уроку изобразительного искусства 3 класс"
    ["seo_title"] => string(144) "zaochnoieputieshiestviievmiestieskorobieinikamipoiarmarkamibazaramizghotovlieniieighrushiekpriezientatsiiakurokuizobrazitielnoghoiskusstva3klass"
    ["file_id"] => string(6) "270960"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451323684"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства