Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование информационной компетентности на уроках ИЗО средствами ИКТ"»
“Формирование информационной компетентности на уроках ИЗО средствами ИКТ”.
Иванова Елена Александровнаучитель изо и технологииМБОУ СШ № 48 имени Героя России Д.С.Кожемякина
Задача современнойшколы
- формировать у учащихся способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.
Цель предмета
Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи предмета
Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.
Использование ИКТ
Использование информационно-коммуникативных технологий — необходимое условие для уроков ИЗО, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Изобразительное творчество и ИКТ
С помощью компьютерных программных средств ученики знакомятся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.
Использование ИКТ на школьных уроках ИЗО- дело нужное и интересное, поэтому накопление программно - методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.
Использование информационных технологий
Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
• обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
• психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Использование собственных программных продуктов
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты - всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся на уроке.
Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.
Позволяет к каждому слайду презентации добавлять звуковые файлы.
Эти звуковые файлы могут содержать функциональную музыку, позволяющую учащемуся расслабляться, а так же файлы дикторского текста, которые подробно объясняют, то, что в данный момент происходит на экране компьютера.
Использование собственных программных продуктов
Как известно, на уроках ИЗО необходимо показывать огромное количество репродукций
Благодаря использованию электронных образовательных ресурсов, Интернета, проектора решаются проблемы:
· отсутствия достаточного количества наглядных пособий в качественном полиграфическом исполнении;
· отдаленности от музеев и выставочных залов, где хранятся известные мировые шедевры изобразительного искусства.
электронные экскурсии, презентации применяются мною в различных целях:
для обеспечения самостоятельной работы обучающихся по овладению новым материалом и реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности,
контроля качества обучения .
при этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.
Технические средства
Из технических средств отдельно выделю мультимедиапроектор , т. к. для предметов искусства он играет колоссальную роль! Он позволяет транслировать информацию и обеспечивать крупный, качественный показ материала целому классу ребят одновременно, без потери драгоценного времени на уроке! В отличие, например, от демонстрации той же репродукции из учебника или книги!
Виртуальные экскурсии
Презентации
Кроме иллюстративного ряда, презентации, в зависимости от своей структуры и назначения, помогают решать конкретные задачи на уроке.Они могут сопровождать объяснение новой темы учителем, могут являться алгоритмом действия для учащихся.
Применение компьютерных презентаций на уроках дает следующие преимущества:
урок делается интересным и динамичным, эмоционально оживляет его;
художественный материал излагается в нужном темпе, определенном контексте;
учащиеся «погружаются» в обстановку той или иной исторической эпохи за счет необходимой информации, иллюстративного материала с привлечением аудио и видеофрагментов.
активизируется работа всего класса, проводится быстрая оценка знаний учащихся;
можно применить различные задания, тесты, интеллектуальные игры
Повторение и закрепление усвоенных знаний
(умений и навыков).
Фрагмент урока ИЗО
Определить, какое понятие объединяет эти произведения?.
1.Вид искусства
2.Жанр искусства
3. Это изображение одного и того же человека в разном возрасте.
4. Колорит
?
ОТВЕТ ОБОСНОВАТЬ
2
1
?
Какой еще вопрос можно задать к этой экспозиции?
2
I.Определить авторов картин
II. Заполнить пустые рамы
1.В. Тропинин
2 А. Дейнека
3.О. Кипренский
4.П. Кончаловский
5.Б. Кустодиев
6 В. Васнецов
7.П. Федотов
Н. Рерих
8. Е. Чарушин
9. И. Шишкин
И. Левитан
И.Айвазовский
2
1
Тесты онлайн
Интеграция
Использование мощного потенциала мульмедийных презентаций, и настроенных на конкретный урок и конкретную аудиторию позволяют знакомить учащихся с мировой художественной культурой, осуществлять межпредметные связи. Специфика уроков ИЗО в том, что в них явно просматривается интеграция с другими учебными предметами: литературой, технологией, историей, краеведением, биологией, географией и т.д.
Результативность использования ИКТ на уроках ИЗО
положительная мотивация на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока.
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.