СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА.
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА.
Здоровьедотогоперевешиваетвсеостальныеблага,
что здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья учащихся – обязательное требование ФГОС второго поколения. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в создании условий для включения ребенка в процесс творчества, формирование позитивного мышления. В соответствии с требованиями ФГОС учебный процесс строю на деятельностном методе. «Любое исследование, любое творчество начинается с постановки проблемы» ( Лейбниц ). На уроках включаю такой учебный материал, где дети открывают для себя новое об окружающем мире, доказывают рациональный способ выполнения, предлагают свой творческий вариант, учатся доказывать свой выбор. По моему мнению, это очень важно и полезно для ученика, т.к. « главным мотиватором деятельности человека является его персонализация- признание другими людьми как личности, значимой для них». (Петровский А.В.)
Использование в изобразительной деятельности разных техник (монотипия, роспись, рисование по-сырому и др.) позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка. Ученики сами с удовольствием находят в дополнительной литературе интересные факты, приемы изображения, самостоятельно делают презентации и проводят мини-мастерские.
При работе над рисунком не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, изображая сюжет то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, опредмечивается в его собственных действиях. Рисунки помогают понять внутренний мир ребенка, увидеть его проблемы и помочь ему с ними справиться.
На своих уроках я стала использовать модульную технологию. Конечно, в начальных классах эту технологию в «чистом виде» полностью использовать нельзя, но адаптировать можно. Весь ход урока я составляю в виде алгоритма. Это создает условия для проявления самостоятельности и инициативности детей, видны все этапы урока. Особенно удобно так работать детям с медленным темпом деятельности, с низкой переключаемостью внимания.
Как показывает практика, примерно 30% учащихся на уроке не включаются в мыслительную деятельность. Поэтому необходима мотивация. Сделать учебный материал интересным, близким каждому ученику в классе мне помогает краеведческий материал из учебника «Ильинский родничок», автором которого является педагог нашей школы С.Л. Краснова. Использование на уроках изобразительного искусства материала о родном крае позволяет формировать нравственное здоровье, т.е. внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Изображая родной край, открывая народную роспись, дети получают огромный энергетический потенциал.
Давно известно, что и игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства, дает мн возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей.
Игровые формы, применяемые на уроке разнообразны:
подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
создание и презентация мультфильмов, сказок.
Самостоятельная работа над рисунком проходит под звучание музыки, которая на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке помогает "Лунная соната” Л. Бетховена, "Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма "Овод” С. Шестаковича, ”Полонез” Огинского.
Считаю, что применяемые методы и приемы обучения создают оптимальные условия развития познавательных универсальных учебных действий, характеризуют оптимизацию процесса развития личности в целом, позволяют учитывать возрастные и психофизиологические особенности школьников, оказывают положительное влияние на сохранение здоровья учащихся.
Проводимая диагностика показала, что увеличилось количество учеников с познавательной мотивацией. Изменилось в лучшую сторону соотношение показателей самооценки учащихся. Уменьшились у учеников показатели тревожности в отношениях с учителем, тип взаимодействия стал в большинстве учебным. Анкетирование учащихся показывает, что дети при ранжировании ставят уроки ИЗО на первую позицию как наиболее предпочитаемые среди всех предметов. Ученики отмечают следующие положительные моменты: «есть возможность создавать самим», «можем сами делать выбор», «учитель только советует», «интересные открытия, приемы», «узнаем и сами это пробуем сделать».
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства проектирую как событие, способное "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Развивающая среда урока обогащает учащихся опытом эмоционального отношения к действительности, предоставляет возможность для ребенка выразить свое "Я”, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учитель начальных классов, учитель высшей квалификационной категории
Почетный работник общего образования
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА. Аннотация: Данная статья посвящена проблеме здоровьесбережения младших школьников, формирования познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. В статье представлены основные подходы работы учителя для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Repnikov Elena Vladimirovna Municipal budget educational institution "Elias secondary school №1" Perm Krai, p. Ilyinsky E-mail: [email protected] primary school teacher, teacher of the highest qualification category Honorary worker of General education
MAINTAINING THE HEALTH OF STUDENTS THROUGH THE CREATIVE PROCESS.
Abstract: This article is devoted to the problem of health care younger students, the formation of cognitive universal educational actions in primary school. The article presents the main approaches of the teachers for the development of creative abilities of students in the classroom visual activities.
Здоровьедотогоперевешиваетвсеостальныеблага,что здоровый нищий счастливее больного короля. А. Шопенгауэр
В соответствии с Законом "Об образовании" одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья учащихся – обязательное требование ФГОС второго поколения. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач.
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства, состоит в создании условий для включения ребенка в процесс творчества, формирование позитивного мышления. В соответствии с требованиями ФГОС учебный процесс строю на деятельностном методе. «Любое исследование, любое творчество начинается с постановки проблемы» ( Лейбниц ). На уроках включаю такой учебный материал, где дети открывают для себя новое об окружающем мире, доказывают рациональный способ выполнения, предлагают свой творческий вариант, учатся доказывать свой выбор. По моему мнению, это очень важно и полезно для ученика, т.к. « главным мотиватором деятельности человека является его персонализация- признание другими людьми как личности, значимой для них». (Петровский А.В.)
Использование в изобразительной деятельности разных техник (монотипия, роспись, рисование по-сырому и др.) позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка. Ученики сами с удовольствием находят в дополнительной литературе интересные факты, приемы изображения, самостоятельно делают презентации и проводят мини-мастерские.
При работе над рисунком не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, изображая сюжет то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, опредмечивается в его собственных действиях. Рисунки помогают понять внутренний мир ребенка, увидеть его проблемы и помочь ему с ними справиться.
На своих уроках я стала использовать модульную технологию. Конечно, в начальных классах эту технологию в «чистом виде» полностью использовать нельзя, но адаптировать можно. Весь ход урока я составляю в виде алгоритма. Это создает условия для проявления самостоятельности и инициативности детей, видны все этапы урока. Особенно удобно так работать детям с медленным темпом деятельности, с низкой переключаемостью внимания.
Как показывает практика, примерно 30% учащихся на уроке не включаются в мыслительную деятельность. Поэтому необходима мотивация. Сделать учебный материал интересным, близким каждому ученику в классе мне помогает краеведческий материал из учебника «Ильинский родничок», автором которого является педагог нашей школы С.Л. Краснова. Использование на уроках изобразительного искусства материала о родном крае позволяет формировать нравственное здоровье, т.е. внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Изображая родной край, открывая народную роспись, дети получают огромный энергетический потенциал.
Давно известно, что и игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства, дает мн возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей.
Игровые формы, применяемые на уроке разнообразны:
подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
создание и презентация мультфильмов, сказок.
Самостоятельная работа над рисунком проходит под звучание музыки, которая на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке помогает "Лунная соната” Л. Бетховена, "Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма "Овод” С. Шестаковича, ”Полонез” Огинского.
Считаю, что применяемые методы и приемы обучения создают оптимальные условия развития познавательных универсальных учебных действий, характеризуют оптимизацию процесса развития личности в целом, позволяют учитывать возрастные и психофизиологические особенности школьников, оказывают положительное влияние на сохранение здоровья учащихся.
Проводимая диагностика показала, что увеличилось количество учеников с познавательной мотивацией. Изменилось в лучшую сторону соотношение показателей самооценки учащихся. Уменьшились у учеников показатели тревожности в отношениях с учителем, тип взаимодействия стал в большинстве учебным. Анкетирование учащихся показывает, что дети при ранжировании ставят уроки ИЗО на первую позицию как наиболее предпочитаемые среди всех предметов. Ученики отмечают следующие положительные моменты: «есть возможность создавать самим», «можем сами делать выбор», «учитель только советует», «интересные открытия, приемы», «узнаем и сами это пробуем сделать».
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства проектирую как событие, способное "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Развивающая среда урока обогащает учащихся опытом эмоционального отношения к действительности, предоставляет возможность для ребенка выразить свое "Я”, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни.