Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта-------------9
Приложение (материалы по оцениванию проектной деятельности)------10
Продукт творческой деятельности (презентация)------------------------------14
Тема проекта: «Русский народный женский костюм»
Проблема
Ограниченные знания национального русского костюма не дают в полной мере развитию творческой самореализации личности при выполнении композиции на исторические темы.
Актуализация проблемы
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Изучить комплекс русской народной одежды, самыми элементарными представлениями о вышивке как элементе народного костюмакак способ самовыражения невозможно за один - два урока. Решить эту проблему можно, применив метод проектного обучения.
Цель проекта: выполнить композицию «Русский народный женский костюм» и расширить кругозор за счет изучения истории русского народного костюма.
- выявить способности и умения учащихся работатьсамостоятельно и в команде,
- умение работать с дополнительной литературой, вести поиск информации, выделять главную мысль;
- овладение основами практической творческой работы с использованием тонированной бумаги и ограниченной цветовой палитрой;
Воспитательные
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и одежды как произведения русского народного искусства;
- активизировать творческие способности для создания работы.
Развивающие:
- развитие проектно-исследовательских навыков учащихся;
- развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- развитие способности ориентироваться поистории русской народной одежды и в мире современной художественной культуры;
Личностные результаты:
Становление личностных характеристик:
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед одноклассниками и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-способный анализировать средства выразительности, используемые художниками–рукодельницами для создания русской народной одежды.
Задачи проекта:
1. изучить материал по теме;
2. заинтересовать своих одноклассников историей русского костюма;
3. выяснить какую роль играет в русской народной одежде вышивка, орнамент;
4. выполнить творческую работу по композиции на основе пройденного материала «Русская красавица».
Методы исследования:
• изучение интернет – ресурсов и литературы по теме;
• ознакомительно-ориентировочный;
• словесно-наглядный;
• практический.
Итоги обучения
расширить знания обучающихся по темам: «Русский народный костюм», «Вышивка в русском народном костюме», «Орнамент в русском народном костюме»;
сформировать умение выполнять композицию на заданную тему используя тонированную бумагу и ограниченную цветовую палитру;
формирование навыков работы в команде;
приобретение опыта планирования собственной деятельности,
формирование умений работы с ресурсами Интернета и литературы.
Триада вопросов, направляющих проект
Основополагающий вопрос
Может ли «русский народный костюм» быть средством выражения?
Проблемный вопрос
Для чего служит одежда?
Может ли вышивка привлекать внимание?
Какаю роль в одежде играет орнамент и вышивка?
Учебные вопросы
Какие средства выражения есть в русской народной одежде?
Что такое орнамент?
Этапы проекта
Подготовительный этап Продумывание учителем темы проекта, выбор возрастной категории обучающихся, формулирование основополагающего вопроса и содержательных вопросов для проектной деятельности обучающихся, формулирование дидактических целей проекта и методических задач.
Проектный этап Практическая работа обучающихся, где преподаватель не учит, а помогает ученикам в поиске источников и сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет обучающихся; поддерживает непрерывную связь с детьми и организует представление результатов работы в различных формах.
Этапы проекта
Учащиеся
Преподаватель
1.
Подготовка
Беседа по материалам стартовой презентации преподавателя «РУССКИЙ КОСТЮМ В ЖИВОПИСИ Константина Егоровича Маковского и Сергей Соломко».
Обсуждают презентацию с преподавателем и получают при необходимости информацию
- демонстрирует стартовую презентацию;
стартовая презентация преподавателя позволит в форме проблемно-поисковой беседы выяснить начальные знания учащихся по данной теме и отношение к ней, узнать, какие вопросы интересны детям;
- знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся
2.
Погружение в проект
- формулирование проблемы;
- выдвижение гипотез решения проблем;
- определение цели и творческого названия проекта
- выбирают тему индивидуальных и групповых работ;
- предлагают способы решения проблемы;
- определяют творческое названия проекта;
- определение цели и творческого названия проекта
- помогает в постановке темы и целей, предлагает идеи, высказывает предположения, направляет и корректирует работу на всем этапе;
3.
Организация деятельности и
обсуждение плана работы
делятся на 3 группы по 4 человека;
индивидуально или в группе обсуждают план работы, формируют задачи:
- определение источников информации (интернет, литература, интервью, опросы), сбор информации;
- обработка собранных сведений;
- обсуждение ответов на вопросы;
- определение способов деятельности (последовательность технологии изготовление композиции);
- определение способа представления результатов:
- изготовление композиции,
-оформление выставки, демонстрируют презентацию
- предлагает возможные формы презентации результатов; наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью на всем этапе;
(обсуждение с обчающимися возможных способов деятельности проводится фронтально со всеми группами)
4.
Осуществление деятельности
- самостоятельная работа учащихся в группах:
1 группа готовит презентацию «Русский народный женский костюм»,
2 группа готовит презентацию «Вышивка в русском народном костюме»,
3 группа готовит презентацию «Орнамент в русском народном костюме».
По итогам просмотра презентаций обучающиеся выполняют композицию «Русский народный женский костюм» с элементами орнамента по краям.
Задание по композиции:
1) выполнить эскиз русской народной вышивки;
2) оформить лист тонированной бумаги формата А3 рамкой с элементами геометрического орнамента по эскизам русской народной вышивки,использовав ограниченную цветовую палитру;
3) Заполнить внутреннюю «композиционную пустоту» фигурой человека в русском народном женском костюме «Русская красавица».
- корректирует работу на всем этапе; дает новые знания, когда у обучающихсявозникает в этом необходимость
5.
Подготовка выставки и презентации
- оформляют выставку и демонстрируют презентацию
- наблюдает, советует на всем этапе
6.
Итоговая рефлексия
Итоговая рефлексия учеников:
участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки:
- самооценка навыков сотрудничества в группе
(группы оценивают работу каждого участника),
- самооценка управления самообучением
Оценивает усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета
Заключение
Разработка данного проекта - это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. В результате такой работы ученик становится полноценным участником учебного процесса, получая знания и умения, которые становятся для учащегося личностно – значимым приобретением. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с преподавателем.
В процессе творческой работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. Таким образом, работа над проектом во много раз повышает мотивацию к учению, познавательную активность учащихся, их самооценку, позволяет ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи.
Считаю, что поставленные цели и задачи достигнуты и выполнены. Материал использован в достаточном объеме и с историческими фактами. Результатом проекта стало создание декоративных композиций «Русская красавица».
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Оборудование: компьютер, сеть Интернет, принтер, проектор, флэш-карта
Используемая литература:
Пахомова Н. Ю.
Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011. – 112 с.
Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб.пособие – 10-е изд., переработанное. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 168 с. + CD
3. Буткевич Л.М. «История орнамента» М., «Владос», 2004.
4. Гордеева В.И. «Русская народная одежда» М., «Изобразительно искусство», 1974.
Интернет ресурсы
Курсовик Педагогические технологии, активизирующие творческие способности учащихся. Изучение методики выполнения творческих проектов на уроках технологии в старших классах. Разработка примерных планов-конспектов уроков. http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-17275
Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной работе http://festival.1september.ru/articles/561473/
ДОКЛАД:Использование метода проектов на уроках
«ИЗО и художественный труд» при обучении учащихся прикладным видам искусства (автор:Гумарова Лариса Васильевна) http://aihal-sch23.schsite.ru/65cdb261-13e2-46ed-a177-1e872bf1bc4e
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы по оцениванию проектной деятельности учащихся
Взаимооценка работы групп.
Критерии оценки
Критерии
1
2
3
Фактическое количество баллов
Ответ на вопрос
Сформулирован ответ на вопрос.
Ответ обоснован
Ответ на вопрос сформулирован, но недостаточно обоснован.
Ответ сформулирован нечетко, нет обоснования.
Способы деятельности
Четко определены и освоены способы деятельности
В недостаточной степени освоены способы деятельности
Способы деятельности не освоены
Работа в группе
Четко и поэтапно представлена деятельность каждого участника группы
В основном представлена деятельность каждого участника группы
Лишь частичные, разрозненные сведения о деятельности участников группы.
Готовая работа
Работа выполнена качественно, соответствует содержанию, имеет оригинальный авторский замысел.
Работа выполнена хорошо, в основном соответствует содержанию, содержит авторские элементы.
Работа выполнена небрежно, ответствует авторский замысел.
Выводы
Логичны, обоснованы, соответствуют
цели и задачам.
В основном, соответствуют целям и задачам, однако, представлены бессистемно.
Отсутствуют или не связаны с целями, задачами и результатом