Пластилиновая живопись.
Нетрадиционные способы изображения
Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Решение этой задачи имеет большое значение, и для самой личности, и для общества, которое постоянно нуждается в людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельных, гибких и нестереотипных, инициативных.
Творческий вид деятельности является источником формирования общей способности искать и находить необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению создавшейся ситуации. Творческая деятельность способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самодеятельности, самореализации и воплощению его собственных идей.
Авторская программа «Изобразительное искусство» Б. Неменского, согласующаяся с концепцией образовательной модели «Школа России», отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Изобразительное искусство».
Определяющей характеристикой данной программы является интеграция искусства и полихудожественное развитие школьника, что позволяет решать такие задачи как формирование целостного, гармонического восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности общения с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
В основе преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство» лежит такой методический прием, как подход к обучению как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка. Кроме того, развитие творческих способностей и эстетического вкуса, которые помогают человеку полнее и глубже понимать и оценивать не только красоту предметов окружающей действительности, но и сложные эмоции людей, введение ребенка в мир изобразительного искусства, развитие его зрительного восприятия, должно стать первоочередной задачей педагога.
Встречу каждого школьника с искусством важно сделать интересной, увлекательной, ненавязчивой. В эстетическом воспитании следует показать связь между прекрасным в природе и прекрасным, созданным человеческими руками.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти. Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Всю дальнейшую жизнь человек будет писать и рисовать, одеваться, выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий, поэтому развитие навыков мелкой моторики очень важно. Дети складывают фигурки и элементы из конструктора, рисуют, лепят – все это мелкая моторика ладоней и рук, которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления, творческих способностей.
Этому в полной мере способствует творческий подход к преподаванию, в том числе и через использование нетрадиционной техники изображения – в частности «пластилинографии», которую нам понравилось называть «пластилиновая живопись».
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Все это соответствует методической основе программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского, в которой представлены три направления художественной деятельности учащихся: изобразительная, декоративная и конструктивная.
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности формируют универсальные учебные действия, а также удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом.
Итак, что же такое пластилиновая живопись?
Это создание плоскостных или рельефных картин из пластилина, на горизонтальной поверхности.
Пластилиновая живопись имеет 2 смысловых слова: «пластилин» (материал, используемый в работе) и «живопись» (вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую поверхность).
Этот вид деятельности комплексно воздействуют на развитие ребенка:
способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, развивает пространственное и образное мышление, воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Работая в технике пластилиновой живописи, ребенок проходит несколько этапов.
Сначала необходимо создать условия для ознакомления с новой нетрадиционной техникой. Чаще всего это презентация выполненных ранее другими учениками работ. Затем учитель простыми по исполнению и эффектными по выразительности приемами показывает способы изображения.
Важно учить детей правильно использовать материал в непривычной на первый взгляд технике. Учителю следует раскрыть изобразительные возможности пластилина, показать, что техника пластилиновой живописи богата, разнообразна и при этом доступна даже маленьким детям.
Для этого необходимо познакомить учащихся с простыми приемами изображения: нажим и размазывание,раскатывание круговыми и прямыми движениями, сплющивание, вытягивание, вдавливание…
Изучать особенности техники надо с более простых заданий, используя изображения фруктов, овощей, цветов, а также детские рисунки-раскраски.
Основным и самым емким по содержанию и времени является этап освоения доступных приемов изображения в свободном варьировании и самостоятельном применении в похожих ситуациях.
Прижимание и размазывание пластилина по плотной основе – два главных способа создания изображения. Ребенок должен понять, что пластилин следует размазывать подушечками пальцев, а не царапать его ногтями. Прижимать пластилиновые детали нужно в середине и размазывать к краям, равномерно распределять по форме изображаемого предмета, как это выполнялось бы кистью и густыми гуашевыми красками. В целом, работа этим материалом в данной ситуации близка с техникой работы гуашью.
Именно на этом этапе следует раскрывать большое значение цвета пластилина, как средства выразительности, средства передачи признаков того, что изображаем. Важно научить смешивать цвета для получения более светлого или темного оттенка и освоить прием «вливания цвета в цвет». Показать, как можно достигнуть путем смешивания новых оттенков цвета. А вот более светлого или темного оттенка можно добиться за счет смешения с белым и черным пластилином.
Последний этап – это этап обобщения полученных знаний, умений и навыков. Он подразумевает комбинирование известных способов деятельности с новыми. Это этап собственно творчества. Дети составляют более сложные живописные композиции с натуры и по представлению, передавая характерные особенности знакомых предметов, творчески их переосмысливая, добиваются выразительности образов. При этом у детей развивается чувство композиции, ритма, пропорции, гармонии.
Работать пластилином, можно на картоне, плотной бумаге или куске линолеума, а также можно использовать ненужные диски или любой другой подходящий бросовый материал. Величина основы зависит от размера композиции.Основа может быть квадратной, круглой, овальной и др. Для младших школьников можно использовать цветную основу, что ускорит процесс работы, и дети уже в конце занятия увидят свой результат.
Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.
Можно познакомить детей с витражным способом пластилинографии, когда изображаемые объекты обводятся сверху тонкими пластилиновыми жгутиками черного или любого другого цвета.
Впоследствии для творческих заданий можно предложить темы, в которых увеличивается количество объектов изображения. Это могут быть натюрморты, тематические композиции, иллюстрации и другое.
Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся живописью пластилином, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует создать на уроке или на внеурочном занятии необходимые условия. В начале любого занятия необходимо эмоционально затронуть детей чтением рассказа, предложением сделать подарок близким и т. д. Для особого эмоционального настроя можно использовать музыку.
Очень важно, как и во всяком другом деле, не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Залог будущего успеха – это ощущение максимума удовольствия от процесса живописной лепки и от результатов своей работы.
Список использованных источников
- Гаврина, С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина, Н. Л Кутявина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 78с.
- Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. – 2 - е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.
3. Давыдова, Г.Н. Пластилинография: Детский дизайн / Г.Н. Давыдова.– М.: ООО «Скрипторий», 2008. – 105 с.
4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография: Анималистическая живопись/ Г.Н. Давыдова.– М.: ООО «Скрипторий», 2008. – 94 с.
5. Зайцева, А. Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми/ А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2011. – 67с.
- Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графо - моторных навыков у детей./ О. Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003. – 102с.
- Морозова, О.А. Волшебный пластилин/ О.А. Морозова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 105с.
- Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа./ Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 2010. – 139с.