kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема развития изобразительных умений у старших дошкольников в педагогических исследованиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития изобразительных умений у старших дошкольников в педагогических исследованиях

Большое место в дошкольном детстве занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для разностороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

В дошкольном возрасте необходимо развивать изобразительные умения для разностороннего формирования личности ребенка, для более успешного обучения в школе. Рассмотрим основные понятия, заложенные в проблеме исследования.

Развивать, значит придавать определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать].

В разных источниках разные авторы дают свое определение понятию «умение». П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «умение»: умение - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.

В словаре С.И. Ожегова приводится следующее понятие: умение - это навык в каком-нибудь деле, опыт. Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка (В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и другие).

В.М. Полонский дает определение «умению»: умение, освоенный способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях. Умение - это способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.

Основной задачей развития изобразительных умений у детей является воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.

Овладение определенными изобразительными умениями, а так же приёмами изображения разнообразных сложных предметов способствует приобретению свободы творческих проявлений.

На основе анализа определений понятия «умение» и «изобразительный» можно сделать вывод о том, что изобразительные умения - это освоенный способ выполнения действия, опыт в изобразительной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.

Любые умения формируются в разных видах деятельности. Изобразительные умения формируются в изобразительной деятельности, а именно в рисовании.

Интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием. Успешное решение всегда вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к рисованию. Подтверждение тому - ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается». В противном случае: «Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается. Возникает вопрос: отчего у него «хорошо получается»? Во многом от того, как протекает процесс обучения рисованию. Следовательно, необходимо так руководить этим процессом, чтобы он радовал детей, вызывал положительное отношение, желание рисовать.

Известный русский художник - педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Он придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности.

            Рисование является специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, эти образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания - восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина).

В процессе изобразительной деятельности формируется целый ряд умений, которые базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка формируются следующие изобразительные умения: технические умения, владение средствами перевода реального объекта в графический образ, умение самостоятельного замысла предстоящего изображения.

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке.

Дошкольнику доступно овладение изобразительными умениями и навыками. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, при помощи различных изобразительных средств.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности, и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер.

Дети старшего дошкольного возраста способны к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Они уже могут самостоятельно решить, что будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый элемент. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Постепенно дети старшего дошкольного возраста овладевают разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа.

Детское рисование характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.

Поскольку ритм свойствен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно, с целью выполнить работу красиво. В старшем дошкольном возрасте чувство ритма помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты говорят о стремлении ребенка передать свои реальные впечатления от окружающей жизни, где каждый предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С другой стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке. Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения. Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему.

Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста являются задачей художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Детей необходимо учить  формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых. А затем более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нём. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия.

Важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков, используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребёнка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема развития изобразительных умений у старших дошкольников в педагогических исследованиях»

Проблема развития изобразительных умений у старших дошкольников в педагогических исследованиях

Большое место в дошкольном детстве занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для разностороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение.

В дошкольном возрасте необходимо развивать изобразительные умения для разностороннего формирования личности ребенка, для более успешного обучения в школе. Рассмотрим основные понятия, заложенные в проблеме исследования.

Развивать, значит придавать определенную форму, законченность; порождать; создавать, составлять, организовывать].

В разных источниках разные авторы дают свое определение понятию «умение». П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «умение»: умение - способность быстро, точно и сознательно выполнять определенные действия на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков.

В словаре С.И. Ожегова приводится следующее понятие: умение - это навык в каком-нибудь деле, опыт. Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка (В.В.Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов и другие).

В.М. Полонский дает определение «умению»: умение, освоенный способ выполнения определенных знаний и навыков, сформированный путем регулярных упражнений и обеспечивающий возможность выполнения различного рода двигательных, сенсорных или умственных действий в привычных и новых условиях. Умение - это способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.

Основной задачей развития изобразительных умений у детей является воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.

Овладение определенными изобразительными умениями, а так же приёмами изображения разнообразных сложных предметов способствует приобретению свободы творческих проявлений.

На основе анализа определений понятия «умение» и «изобразительный» можно сделать вывод о том, что изобразительные умения - это освоенный способ выполнения действия, опыт в изобразительной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.

Любые умения формируются в разных видах деятельности. Изобразительные умения формируются в изобразительной деятельности, а именно в рисовании.

Интерес и положительное отношение во многом определяется тем, как идет овладение рисованием. Успешное решение всегда вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворения, которые переносятся и на отношение к рисованию. Подтверждение тому - ответы самих детей: «Я люблю рисовать, потому что у меня хорошо получается». В противном случае: «Я не люблю рисовать, потому что не умею, у меня не получается. Возникает вопрос: отчего у него «хорошо получается»? Во многом от того, как протекает процесс обучения рисованию. Следовательно, необходимо так руководить этим процессом, чтобы он радовал детей, вызывал положительное отношение, желание рисовать.

Известный русский художник - педагог П.П. Чистяков писал: «Рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования».

Он придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности.

Рисование является специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, в плане, эти образы складываются в сознании ребенка в процессе непосредственного чувственного познания - восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьев, Н.П. Сакулина).

В процессе изобразительной деятельности формируется целый ряд умений, которые базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка формируются следующие изобразительные умения: технические умения, владение средствами перевода реального объекта в графический образ, умение самостоятельного замысла предстоящего изображения.

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекали к себе внимание ученых. Многие из них подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа. В первые годы жизни он начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности

Ребенок 5-6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке.

Дошкольнику доступно овладение изобразительными умениями и навыками. К шести годам он владеет достаточным запасом навыков и способен употреблять их сознательно, самостоятельно выбирая необходимые приемы при изображении новых предметов.

В научных исследованиях по вопросам детского творчества отмечается ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности ребенка. Это проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств, при помощи различных изобразительных средств.

Вначале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материала, с помощью которого действует ребенок: карандаши и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.

Для дальнейшей изобразительной деятельности, и развития творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер.

Дети старшего дошкольного возраста способны к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Они уже могут самостоятельно решить, что будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый элемент. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

Наиболее доступным выразительным средством для дошкольника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Постепенно дети старшего дошкольного возраста овладевают разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа.

Детское рисование характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками.

Поскольку ритм свойствен движениям человека вообще, ребенок быстро начинает его использовать сознательно, с целью выполнить работу красиво. В старшем дошкольном возрасте чувство ритма помогает создать композиционно заполненную картину. Своеобразным моментом в исполнении композиции является незаслоняемость одного предмета другим, нарушение пропорциональных соотношений между ними. Эти моменты говорят о стремлении ребенка передать свои реальные впечатления от окружающей жизни, где каждый предмет имеет свое место в пространстве, все детали его формы можно рассмотреть. С другой стороны, это связано с неумением передать жизненные представления теми условными средствами, с которыми связаны все композиционные приемы в рисунке. Особенно используются ритм и симметрия в декоративных работах, где выразительность во многом зависит, кроме цвета, от ритмичности построения. Средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему.

Развитие изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста являются задачей художественного воспитания, основанными на ознакомлении детей с окружающей действительностью. Дети всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным.

Детей необходимо учить формообразующим движениям, движениям рук, направленным на создание изображений предметов разнообразных форм. Сначала простых. А затем более сложных, во всех видах деятельности. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нём. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия.

Важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков, используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребёнка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хайрулина Елена Васильевна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Консультация по инновационной деятельности Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством нетрадиционных техник"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_razvitiie_tvorchieskikh_sposobn"
    ["file_id"] => string(6) "424384"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1500829291"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Тезисы: «Картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы»"
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_kartoteka_poruchenii_po_ruchnomu_khudozhestvennomu_trudu_kak_sredstvo_raz"
    ["file_id"] => string(6) "652662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718193871"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Опыт работы «Экологическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(84) "opyt-raboty-ekologhichieskoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "214158"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432222229"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Влияние физкульминуток на здоровье детей"
    ["seo_title"] => string(45) "vliianiie-fizkul-minutok-na-zdorov-ie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "302635"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457264534"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства