kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся посредством композиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством композиции на занятиях по изобразительному искусству ". в этой статье я показала на своем примере как я использую и применяю на занятиях различные приемы и методы обучения композиции. Эти приемы и методы  способствуют  развитию творческих способностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся посредством композиции»

«Композиции... нельзя научиться до тех пор, пока художник не научится наблюдать и сам замечать интересное и важное...» (И. Крамской).

Развитие творческих способностей учащихся посредством композиции.

 

В своем выступлении я постаралась затронуть один из самых сложных и принципиально важных вопросов, от решения которых зависит успех обучения школьников изобразительному искусству в целом, это понятие композиция, а также развитию творческих способностей учащихся посредством композиции.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых, так и педагогов. Творчество это высшая форма активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. И конечно обладание знаниями о композиции во многом сопутствует им в этом.

Знание вопросов композиции имеет важное, значение, для развития творческого воображения, образного мышления, и конечно творческих способностей учащихся. Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, в первую очередь нужно знать  особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключик к сердцу ребенка, установить с ним контакт, - помогут понять, как познает ученик действительность, как  развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления.

Искусство не возможно, воспринимать только рационально, без сопереживания. Любое художественное познание – не реально без радости, получаемой от него. Поэтому наши уроки искусства требуют создание особой эмоциональной атмосферы, прежде всего творческого настроения учащихся. Уроки, которые были бы для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Важно, чтобы результаты творчества приносили радость и удовлетворение ребенку, вызывали у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. Ведь, по мнению К.Ф.Юона, «Работу кистью можно сравнить с игрой смычка на скрипке. Повинуясь исполнителю, он заражает и увлекает зрителя, руководя его чувствами и его вниманием». Эти особенности должен, прежде всего, учитывать педагог при выборе форм и методов обучения композиции. Поэтому методику проведения занятий по решению композиционных задач рекомендуется строить с учетом графических навыков, не забывая при этом и об индивидуальных особенностях школьников.

Именно применению методов и методических приемов обучения композиции нужно уделять большое внимание, что впоследствии, способствует более успешному развитию творческих способностей. Уроки  композиции являются продуктивным способом художественного развития, так как содержат творческое начало.

  Только тогда мы можем говорить о развитии творческих способностей.

В школьной практике мы нередко сталкиваемся с тем, что иногда бывает трудно  добиться достаточно грамотных и в то же время художественно выразительных рисунков. Одна из причин это недооценка обучающей и воспитывающей роли художественной композиции. Нередко учащиеся просто не знают, что такое композиция, так как учитель не всегда доступно объясняет ее смысл.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать — значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Это и есть искусство композиции.

Само слово происходит от латинского что означает сочинять, составлять…. Для того чтобы придать картине большую выразительность, художник стремится сочинить, разместить, на полотне людей, составить окружающие предметы, чтобы зрителю стала понятна главная мысль его произведения.

Главное в композиции — создание художественного образа. Художественные образы — это те «кирпичики», которые являются основным строительным материалом для создания художественного произведения. Надо чаще заострять на этом внимание ребят.

Обучение изобразительному искусству в художественной школе, имеет свои специфические особенности, свои задачи и свой систематический курс обучения. Уроки композиции в художественной школе всегда воспринимаются детьми с большим энтузиазмом, чем другие предметы. И это не случайно, ведь уроки композиции дарят детям возможность сочинять, мыслить, творить. Весь их творческий потенциал, умение думать, равно как и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи, все это начинает работать для создания чего-то нового, необычного, того, что никто до них еще не создавал. Дети любят фантазировать, и эта склонность на уроках композиции как никогда кстати.

На своих уроках я стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения композиции, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся.    Для  успешного развития   творческих способностей учащихся работаю над: развитием  способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;  направляю и активизирую  творческие способности  учащихся через практическую деятельность.

Занятия композицией являются продуктивным способом художественного развития, так как содержат творческое начало. Эти занятия включают в себя следующие виды деятельности: сбор материала по теме работы, наблюдения, рисунки с натуры и работа над эскизами. Совершенствовать композиционные работы помогает анализ произведений великих мастеров, позволяющий проникнуть в специфику труда художника. Опыт педагогической работы позволяет сделать заключение, что через осознанное восприятие искусства происходит творческое развитие ученика. Кода я прихожу в класс, первое задание, которое я предлагаю детям это сделать небольшие зарисовки, очень важно проанализировать эти рисунки. Так начинается бесконечный процесс работы над композицией.

Традиционно в худ школе прежде чем приступить к выполнению композиции, автор делает несколько эскизов, для поиска лучших идей, что помогает лучше раскрыть тему. Далее выбрав самый удачный вариант, ученики разрабатывают эту идею, и переходят на создание итоговой работы. Уже на этом этапе ученик сталкивается с законами композиции: единство, цельность, уравновешенность, сопоставляет большие и малые формы, т е ищет центр композиции, учитывает перспективу, и т д. конечно, очень важно донести до детей эти сложные понятия. Но как это сделать? Ведь это не студенты.

Дети приходят после основной школы уже загруженные и уставшие. Так как же преподаватель может приспособиться к таким условиям. Очень важно для преподавателя, в первую очередь понимать психологию ребенка. Нужно постараться не быть читателем лекции, а уметь донести до детей понятия и термины простым языком, понятным для ребенка. Для этого можно использовать различные приемы.

Живое слово, яркий диалог с учениками, музыка, зрительные образы, поэтические тексты, игровые ситуации, использование компьютерных программ. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей.

Например: Начиная с первых занятий, детей знакомят с понятием композиция. В этот момент я провожу с ребятами упражнение игру, игра также должны стать неотъемлемой частью занятий

Щенок, жираф и черепаха жили каждый в своем домике, они пошли прогуляться и заблудились, задача, определить, кто, где живет… лист бумаги это дом в котором живет твой рисунок, ему в нем может быть удобно, а может быть и нет. Поэтому прежде чем приступить к рисунку, первое,

что просто необходимо сделать, выбрать какое наиболее удачное расположение рисунка в нем, т е продумать композицию. Именно от этого в первую очередь будет зависеть выразительность рисунка. Очень важно дать понятие ребятам о том, что на выразительность композиции влияет не только формат листа, но и правильно выбранный размер, цвет, форма, расположение.

Лист бумаги, на котором мы рисуем, можно сравнить не только с домиком, он еще похож на весы, что необходимо сделать, чтоб весы находились в равновесии? Упражнение игра расположи геометрические фигуры…

Как можно исправить рисунок, если он получился неуравновешенным? (предлагаю на магнитной доске уравновесить композицию)

Композицию можно назвать удачной, если при взгляде на нее у зрителя не возникает желание что-то исправить, поэтому я считаю необходимо постоянно проводить анализ как работ художников, так и работ ребят, обращая внимание на более удачные моменты в работах учащихся, и наоборот указывать на ошибки.

Используя различные методы и приемы в проведении занятий, можно с точностью сказать, что оригинальные задания воспринимаются школьниками с большим интересом и энтузиазмом.

Анализируя различные композиции, мы рассматриваем открытые и закрытые композиции, почему художник выбрал именно этот вариант, что он хотел этим сказать, для чего он сделал?

И конечно выполняя свои рисунки, ребята уже могут объяснить свое решение, в выборе и расположении сюжета.

Когда мы изображаем многофигурную композицию, очень важно чтоб ребята усвоили понятие композиционный центр и конечно нашли способы его выделения. Для этого предлагаю рассмотреть варианты с геометрическими фигурами, ребята сами делают выводы.

  Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

·  чудо-зверь ;

сказочные птицы,

птицы-фантазии;

снежная бабочка,

город Солнца,

в стране завитушек.

Такие задания дают полет фантазии, творчества. Тут же ребятам дается понятие об основных приемах и средствам композиции: это учет ритма и пропорции, передача симметрии состояния покоя и движения, соотношение целого и части, цветового решения. Таким образом, на уроке ребенку отводится роль не пассивного наблюдателя, а активного участника и даже творца процесса построения композиции.

Все это позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и сделает знакомство с теоретическим материалом живым и увлекательным. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства композиции, что является необходимым условием для развития творческих способностей.  

         

 






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие творческих способностей учащихся посредством композиции

Автор: Евсюкова Татьяна Константиновна

Дата: 31.01.2017

Номер свидетельства: 386091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к уроку развития речи  на тему:  «Публичное выступление на общественно значимую тему». "
    ["seo_title"] => string(112) "priezientatsiia-k-uroku-razvitiia-riechi-na-tiemu-publichnoie-vystuplieniie-na-obshchiestvienno-znachimuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "216858"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433166188"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ "
    ["seo_title"] => string(130) "ispol-zovaniie-mietodov-i-priiemov-na-urokakh-khorieografii-sposobstvuiushchiie-razvitiiu-lichnostnogo-potientsiala-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232681"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442898679"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа курса внеурочной деятельности "Оч. умелые ручки" "
    ["seo_title"] => string(65) "proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-och-umielyie-ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "108742"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403838415"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Учебная программа "Цветочные фантазии" "
    ["seo_title"] => string(44) "uchiebnaia-proghramma-tsvietochnyie-fantazii"
    ["file_id"] => string(6) "104193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402676252"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Пластилиновая живопись. Нетрадиционные способы изображения "
    ["seo_title"] => string(64) "plastilinovaia-zhivopis-nietraditsionnyie-sposoby-izobrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "207435"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430479203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства