Развитие мышления на уроках изобразительного искусства
Развитие мышления на уроках изобразительного искусства
На уроках изобразительного искусства учащиеся получают не только радость от прикосновения к прекрассному, но и развивают свои когнитивные качества: внимание, воображение, память и мышление. Казалось бы простейшие движения руки и оживает картина, но кто задумывается сколько мыслительных операций пронеслись у нас в голове. Иенно наш мозг руководит творчеством и созиданием прекрасного через руку, а движения, в свою очередь, развивают мыслительные функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мышления на уроках изобразительного искусства»
Секреты радости на уроках изобразительного искусства
Звенит звонок, школьники расходятся по кабинетам и каждому открывается мир знаний.
«Секреты радости», «Развитие зрительной памяти и воображения учащихся», «Настроение в рисунке»
Аганова О.А.
учитель изобразительного искусства
МКОУ СОШ №21
им. И.С. Давыдова
с. Обильного
Развитие мышления на уроках изобразительного искусства
Уроки изобразительного искусства открывают перед детьми многообразие красок, эмоций, образов и пространство. Не секрет, что у каждого ребенка разные способности, но наша цель каждому ученику дать теоретические знания и сформировать практические умения. На уроках изобразительного искусства дети получают возможность наслаждаться произведениями великих художников, изобразительная деятельность раскрывает перед ними мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности, фантазию и мышление.
Невозможно выполнить рисунок не проанализировав детально. Активная творческая деятельность предполагает создание образа на основе следующих мыслительных операций: сравнение образа с ранее полученным опытом зрительного восприятия; сопоставление отдельных частей как самого образа, как и образа с окружающей обстановкой; анализ детальной прорисовки; обобщение и выявление закономерности рисования.
Только в этом случае получат свое конкретное воплощение такие дидактические принципы обучения, как научность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, доступность, прочность усвоения учебного материала и наглядность.
В обучении изобразительному искусству принцип научности предусматривает изучение законов линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. Принцип систематичности и последовательности обучения изобразительному искусству обусловлен, прежде всего, логикой изучаемого материала, его содержанием. Учебный материал будет прочно усвоен и осознан, если каждое новое задание и упражнение логически обусловливается предыдущим.
Наглядность, где присутствует образное мышление – одна из самых специфических особенностей изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить беседы об искусстве, а также занятия на уроках рисования с натуры, тематическое и декоративное рисование без наглядного материала, без таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов.
Наглядно-действенное мышление, присутствует и развивается, когда профессионально подготовленный педагог-художник использует систему конкретных и последовательных заданий и упражнений, собственноручно может показать приемы изображения. Это последнее особенно важно. Ведь когда учитель сам умело рисует на школьной доске, заинтересованность учащихся неизмеримо повышается. В случае, если ученик не может нарисовать – учитель поможет. Образ – действие – анализ – повторение – образ, так развивается наглядно-действенное мышление.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Уроки изобразительного искусства развивают абстрактное мышление, фантазию и творческое начало личности. Явно прослеживается межпредметная связь с другими школьными предметами и науками.
Чтобы подойти, например, к решению сложных психологических задач портрета, выразить индивидуальные черты портретируемого, необходимо овладеть, прежде всего, хорошо сформированными ручными навыками, умением применить законы рисования при изображении головы и фигуры человека; со знанием анатомии, строить живую форму, выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с целым, обобщать и приводить рисунок головы и фигуры человека к тоновому единству и пластической выразительности.
Реалистический рисунок дает возможность наглядно и эмоционально выразить свои мысли и чувства, сделать изображение правдивым. Его выразительные возможности определяются, прежде всего, передачей на плоскости видимых форм предметов со всеми характерными особенностями и свойствами: пропорциями, конструкцией, объемом, материалом, расположением в пространстве, состоянием освещенности. Изображение предмета на бумаге должно вызывать по возможности, зрительные ощущения, аналогичные тем, какие вызывает предмет, когда мы смотрим на него в действительности с определенной точки зрения и при определенных условиях освещения. При изображении окружающего нас мира на рисунке необходимо хорошо разбираться в перспективе горизонтальных линий. Это возможно при хорошо сформированном пространственном восприятии и мышлении в системе координации «Глаз - Рука».
Итак, мы выяснили, взаимозависимость умения рисовать и развития мышления. Развивая мышление и его свойства – мы учимся анализировать окружающий мир и точно передавать его в рисунке, что в свою очередь развивает мелкую моторику, точность движений и восприятие. Но также общеизвестно, что интеллектуальные умения и мыслительные процессы лучше развиваются через мелкие движения рук.