kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие методы развития эмоционально-образного мышления на уроках изобразительного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы: рассмотреть творческие  методы развития эмоционально-образного мышления как: 1)необходимого элемента  структуры личности ребенка, 2) обязательного компонента учебной программы по изобразительной деятельности детей в системе дополнительного образования.   
В процессе данного теоретического и практического исследования мною решались следующие задачи: 
1)    рассмотрена изобразительная деятельность и художественное творчество как основной путь развития эмоционально-образного мышления в дополнительном образовании детей
2)    определены основные методы развития творческого мышления на уроках изобразительной деятельности; творческие  методы развития эмоционально-образного мышления   детей младшего и среднего школьного возраста
3)    приведены различные нестандартные приемы  художественного творчества на уроках изобразительного искусства.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческие методы развития эмоционально-образного мышления на уроках изобразительного искусства»

28



Творческие методы развития эмоционально-образного мышления на уроках изобразительного искусства


СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………3

1. Цели и условия развития эмоционально-образного мышления на уроках изобразительного искусства в дополнительном образовании..6

1.1. Изобразительная деятельность и художественное творчество как основной путь развития эмоционально-образного мышления в дополнительном образовании детей……………………………………..6

1.2. Методы развития творческого мышления на уроках изобразительной деятельности……………………………………………9

2. Творческие методы развития эмоционально-образного мышления   детей младшего и среднего школьного возраста…………………………12

2.1. Психолого-педагогические условия реализации .............…………12

2.2. Нестандартные приемы художественного творчества на уроках изобразительного искусства...............................................................................15

Заключение……………………………………………………………………..26

Список литературы……………………………………………………………27









ВВЕДЕНИЕ


 Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности. В ходе интервью дети назвали следующие причины:        не получается рисовать — 40%;       не успеваю нарисовать на уроке — 20%;        непонятно, как выполнять задание — 20%;        не нравится учитель — 10%; «не знаю, но не люблю этот предмет уже давно» — 10%.

 Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.

Анализ практики обучения изобразительному искусству показывает, большинство педагогов не верят, что в рамках учебных часов школьной программы можно научить детей хорошо рисовать, любить искусство, глубоко воспринимать и ценить выдающиеся произведения культуры. Так как чаще всего их собственный путь к искусству был связан с профессиональными занятиями в студии изобразительного искусства или художественной школе, а затем продолжительным опытом обучения в художественном училище или на соответствующем факультете института.

Также среди учителей распространено убеждение, что творческие способности даны от природы лишь немногим, а поэтому формируется точка зрения, что их возможно развить лишь незначительно. При такой вере в способности ученика учитель будет в большей степени стремиться просвещать детей, предлагая им познакомиться с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения с карандашом, кистью, красками и т.д., нежели чем творить.

Велик риск того, что ни одна из разработанных программ не будет в достаточной степени реализована из-за отсутствия веры в силы ученика!

Воззрения педагогов на развитие творческих способностей школьников объясняются тем, что в педагогической психологии на операциональном уровне слабо разработаны пути развития способностей. Педагог недостаточно знаком с психологическими механизмами их развития, четко не представляет своих действий, направленных на их формирование, не владеет системой приемов оказания помощи ученику в том случае, если он испытывает затруднения в организации собственного творческого процесса.

Педагог непроизвольно является носителем такой образовательной культуры, корни которой строятся на копировании опыта мастерства без обязательного четкого осознания структуры сложных умений и навыков. Этот опыт обучения часто подкрепляется принятыми в культуре убеждениями: «тайны творчества не постижимы», «талант дан сверху», «искусство — дело избранных», «нельзя алгеброй гармонию повергнуть» и т.д. Разрешить данную проблему, с нашей точки зрения, необходимо при помощи согласования механизмов познавательной деятельности и моделированием образовательной технологии. Изобразительное искусство и психологические механизмы овладения им должны быть тесно взаимосвязаны в образовательном процессе. Поэтому каждому учителю для эффективной организации уроков изобразительного искусства необходимо ясно представлять, как соотносятся структура личностного опыта ребенка, развитие его психических качеств, таких как эмоционально-образное мышление, память, воображение и педагогические средства их развития.

Цель данной работы: рассмотреть творческие методы развития эмоционально-образного мышления как: 1)необходимого элемента  структуры личности ребенка, 2) обязательного компонента учебной программы по изобразительной деятельности детей в системе дополнительного образования.   

В процессе данного теоретического и практического исследования мною решались следующие задачи:

  1. рассмотрена изобразительная деятельность и художественное творчество как основной путь развития эмоционально-образного мышления в дополнительном образовании детей

  2. определены основные методы развития творческого мышления на уроках изобразительной деятельности; творческие методы развития эмоционально-образного мышления   детей младшего и среднего школьного возраста

  3. приведены различные нестандартные приемы художественного творчества на уроках изобразительного искусства.

















1. Цели и условия развития эмоционально-образного мышления на уроках изобразительного искусства в дополнительном образовании


1.1. Изобразительная деятельность и художественное творчество как основной путь развития эмоционально-образного мышления в дополнительном образовании детей


Зачем человеку воображение? Литературный критик и публицист Д.И. Писарев писал, что если бы человек  «не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, - то я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни». Воображение позволяет придумывать и новые архитектурные формы, и находить новые дизайнерские решения, создавать прекрасные модели одежды, обуви, писать картины, разбивать необычные парки, строить Дисней-лэнды, придумывать фантастические киноистории, конструировать новые автомобили и т.д. и т.п.

Зрительное восприятие человека устроено таким образом, что он сначала пытается узнать какой-либо объект, а только потом уже рассматривает его (как иногда говорят: видит). Если объект не распознается, то человек, в данном случае ребенок, в нем может многого и не увидеть. Если объект распознается человеком быть может и неправильно, то воображение тут же приходит на помощь и может приписать ему (объекту) и отсутствующие свойства.

В создании образов на основе игры воображения также важно и узнавать знакомые и незнакомые объекты в причудливых сочетаниях линий, листьев, ветвей, в облаках и т.д. Создав образ, можно затем более внимательно рассматривать его, увидеть характерные черты.

   Уважительное отношение и интерес к художественному творчеству, к прекрасному, заложено в ребенке природой. Маленький ребенок способен внимательно (восхищенно и с уважением) слушать и воспринимать мелодию, ритм, движение; каждому из родителей памятна та серьезность, с которой он погружается в художественное творчество (рисование, лепку, конструирование) или наблюдает творческий процесс (рисование взрослого, шитье). Хорошо известно, какой большой смысл вкладывает ребенок в каждый свой рисунок, в его сотворение. Именно здесь проявляются ростки нравственного отношения к творчеству, которое можно и нужно развивать в процессе художественного воспитания. И, исходя из этого, главное – воспитать с детства вкус, понимание и жажду общения с подлинным искусством, высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений. В процессе занятий в изостудии дети знакомятся с основами изобразительного искусства, с картинами художников, сопереживают, соотносят произведения искусства с собственным опытом. И через что, как не через искусство приобщить ребенка к красоте, к ее созерцанию и выражению уже на плоскости.

Так, при работе над творческими заданиями у детей развиваются: воображение; фантазия; логическое и абстрактное мышление; изобразительные навыки; навыки художественного творчества (сложная композиционная работа, объемные композиции, коллективные панно); свободное владение кистью (раскрепощение ребенка), художественными материалами (акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, пастель, пластилин и т.д.). Изучение художественных произведений способствует развитию внимания, памяти, пространственного мышления, эмоционально-образного мышления.

Развитие эмоционально-образного мышления является одной из важнейших задач в развитии творческих способностей, пространственного мышления, образного представления и воображения.

Эмоционально-образное мышление - это способность человека, уясняя содержание явлений действительности, выделять в них с особым чувством яркие, образные моменты, обобщая их в художественное отражение действительности, облекая в форму конкретного индивидуального явления, получая результат в виде представления в памяти и воображении. 
Развитие эмоционально-образного мышления напрямую связано с развитием общей духовной культуры гармоничной личности, так как позволяет довести до высокого уровня творческое начало, совершенствуя фантазию, воображение, живость восприятия, эмоциональную чуткость; усиливает ассоциативную память, активизирует художественное мышление. Живопись, природа является средством такого развития, а картины моря, леса, поля, луга, переданные живописными средствами и передающие настроение художника, его отношение к изображаемому, - еще более сильный фактор нравственно-эстетического воспитания.

     Без развития эмоционально-образного мышления не может сформироваться полностью гармоничная личность, не может быть достигнуто единство художественного восприятия и практической деятельности.

Развитию эмоционально-образного мышления на уроках художественного творчества всемерно способствуют общение детей; создание особой эмоциональной атмосферы увлеченности; эмоциональный, живой, творческий подход к делу. 

Работа на уроке должна быть построена так, чтобы искусство развивало чувственную сферу ученика, активизировало его художественные эмоции, мышление, представления. Эмоциональное воздействие искусства должно глубоко осмысливаться ребенком, приобретать индивидуальное, личностное значение. 

Под влиянием искусства мозг развивает способность к анализу и отбору информации в соответствии с позитивными установками. В основе мышления лежат ассоциативные процессы, а искусство (уроки художественного творчества) обогащает ассоциативное мышление. И чем больше таких ассоциативных связей, чем они разнообразнее, тем ярче, неординарнее, свободнее будет мышление в целом. 

    

1.2. Методы развития творческого мышления на уроках изобразительной деятельности


Необходима особая методика развития образного художественного мышления, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний по поводу восприятия. Задачи этой методики следующие:
    1. Прежде всего, учитель должен развивать у детей умение рассказывать о произведениях искусства, откликаясь на выразительные средства.
    2. Следует развивать навыки общения по поводу искусства, способность мыслить в области искусства. Важно, чтобы разговор об искусстве был результатом организованного процесса восприятия, который должен строиться на основе и с учетом возрастных особенностей восприятия детей.
    3. Важно учить детей использовать свои впечатления о наблюдении действительности при рассказе о произведениях, свой собственный художественный опыт.

4. Важно развивать умение сопоставить произведение искусства с аналогичными явлениями из области других искусств, элементарно чувствовать их общие связи.

5. В процессе восприятия важно учить детей "графической речи", т. е. умению рассказывать и передавать впечатление о произведении при помощи изображения (быстрые наброски по памяти). Этот метод имеет прямое отношение к развитию образного мышления, зрительной образной памяти, подвижности реакции восприятия.

Используются различные типы заданий, как для развития памяти и внимания, так и логические, на сообразительность.

Для развития эмоционально-образного мышления педагог выбирает наиболее доступные, познавательные, творческие формы работы:

  • живое слово, живой диалог,

  • привлечение игровых ситуаций,

  • сочетание коллективной и индивидуальной работы,

  • привлечение различных видов искусства в комплексе

  • изобразительное, литература, музыка),

  • применение разнообразных художественных материалов и техник,

  • смена видов деятельности в течение года,

  • использование элементов соревнования,

  • активное изучение натуры, предметов, деталей,

  • пользование техническими средствами обучения и наглядными пособиями.

Особенно необходимо на занятиях изобразительной деятельностью использование различных нестандартных техник, которые учат детей творчески мыслить. Например, я использую такие техники и методические приемы, как: кляксография, рисование вдвоем на длинной полоске бумаги, рисование с секретом в три пары рук, точечный рисунок, поролоновый рисунок, рисунки нитками, рисование мелками методом проступающего изображения, метод пальцевой живописи, ниткография, монотипия и акватипия, тканевые изображения, различные виды коллажей – из открыток, самоклейки, природного материала, рисование различными естественными штампами, выдувание, живопись мыльными пузырями, ксерокопия без ксерокса, метод потрескавшегося воска (старины) и т.д.

    Для вхождения в творческое настроение можно предложить детям повторить основные приёмы, используемые в художественном творчестве (ритм, контраст, динамика, композиция, пропорции и пр.), на примере прикладного искусства: создать открытки, рекламные проспекты, декоративные произведения. Обязательным элементом занятия является совместный просмотр и анализ готовых работ. В процессе оценки работ учителем и друг другом дети учатся анализировать; испытывают и развивают такие эмоции, как удивление, восторг, восхищение; любопытство, учатся видеть прекрасное, получают полезные и радостные впечатления. 

В целом, можно сказать, что искусство заставляет работать мозг на повышенном эмоциональном фоне, развивает специфические функции обоих полушарий мозга, учит их работать вместе, тем самым оказывает мощное воздействие на ассоциативные связи, образы, которые имеют большое значение в процессах мышления. Несомненно, положительные эмоции играют в развитии образного мышления ведущую роль. 

















2. Творческие методы развития эмоционально-образного мышления   детей младшего и среднего школьного возраста


2.1. Психолого-педагогические условия реализации

Я считаю, что не бывает неспособных детей, просто есть дети, которые боятся себя проявить, потенциально ребенок, если он не обладает органическими нарушениями от природы, способен овладеть основным методам передачи изображения, но очень мало взрослых, которые это понимают, и еще меньше, которые могут научить своего ребенка адекватно выражать свои мысли и чувства. В связи с этим возникает противоречие между личностным характером восприятия творчества ребенком через систему собственных ценностей и установок и существующими общечеловеческими нормами и ценностями прекрасного, которые сложились в изобразительном искусстве; между стремлением ребенка к самореализации в процессе художественного творчества и наличием определенных канонов и правил изобразительной деятельности, которые должны быть знакомы воспитаннику.

В связи с этим у маленького человека при обучении возникают большие проблемы, не менее важные для него, как для взрослых их глобальные. Поэтому на своих занятиях я и применяю различные методы, направленные, прежде всего на раскрепощение детей и не требую от них детальной передачи изображения. Это придет к ним позже, когда глаза в процессе обучения привыкнут видеть гармонию форм и размеров. Что и происходит постепенно с воспитанниками, как я уже убеждалась неоднократно, особенно при сравнении детей, посещающих студию в течении года и их одноклассников, только начинающихся заниматься рисованием. Нельзя разочаровываться в ребенке, если он не дает видимые результаты. Все посеянное в нем нами даст свои всходы даже в отдаленном времени.

Доктор Картер пишет об этом следующим образом: «Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. У многих из нас творческий потенциал остается неразвитым в течение всей нашей жизни; мы не можем знать, на что именно мы способны, пока не попробуем свои силы. Все мы имеем творческое (правое) полушарие мозга, и следовательно, все мы способны к творчеству. Конечно, кто-то рождается с задатками великого композитора, кто-то — художника, а кто-то — спортсмена. Так, юный Моцарт начал писать музыку, когда ему было четыре года. А вот Анна Мари Робертсон (1860—1961), которую еще называют Бабуля Мозес, — американская художница-самоучка, провела большую часть своей жизни в качестве жены фермера. Только когда ей было уже за семьдесят, она для собственного удовольствия вдруг стала писать сельские пейзажи. К тому времени, когда ей исполнилось восемьдесят лет, в галерее Сент-Этьен в Нью-Йорке открылась ее первая авторская выставка, а перед ней самой открылась карьера художника. В данном случае старое изречение «никогда не знаешь, на что ты способен, пока не попробуешь», оказалось как никогда справедливым». Перед воспитателями и учителями стоит задача раскрыть и поддержать творческие способности у всех своих воспитанников

Курс художественного творчества в дополнительном образовании ставит следующие общие цели:

  1. Формирование духовной культуры личности.

  2. Развитие художественного вкуса.

  3. Познание окружающего мира, развитие наблюдательности, развитие логического мышления.

  4. Раскрытие практического значения изобразительной и конструкторской деятельности.

  5. Получение знаний основ рисунка, живописи, конструирования; технических приемов работы.

  6. Знакомство с выдающимися произведениями искусства.

  7. Развитие творческих способностей, пространственного мышления и воображения.

Я занимаюсь по адаптированной программе, рассчитанной на 3 года обучения с детьми преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 учебных часа в день. Ввиду большой нагрузки на учащихся на занятиях стараюсь постоянно менять вид деятельности. Обязательно хотя бы одно занятие из трех я посвящаю декоративному творчеству –аппликации, работе с природным материалом, народным промыслам. Это, как правило, второе занятие, оно является своеобразным отдыхом для детей между двумя часами изобразительной деятельности.

Дети приходят ко мне все с разным уровнем подготовки. Многие даже не знают, как пользоваться красками, хотя и посещали детский сад. Поэтому первый год обучения и его первое полугодие я посвящаю формированию у детей необходимых навыков работы с красками, клеем, ножницами, бумагой и т.д. Особенно удручает тот факт, что большинство детей в настоящее время очень плохо умеет вырезать из бумаги силуэты заданной формы, не владеет навыками лепки. То есть в садах воспитатели не придают должного значения этим видам работы.

Поэтому в течение всего первого года обучения до 15% учебного времени я «ставлю руку» ребенку. То есть детям предлагаю различные задания, связанные со штриховкой, проведением линий разной формы, вырезание по шаблону и различные виды аппликаций.

Для успешного освоения программы обучения немаловажную роль играют психолого-педагогические условия реализации программы, которые включают в себя следующие компоненты:

  1. создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

  2. побуждение творческого воображения ребят к практической и творческой деятельности;

  3. поощряется отход от шаблона, привнесения в каждую работу собственных образов;

  4. важно "расковать" детей, высвободить их творческую энергию;

  5. формирование знаний ребят на разных психологических уровнях (конкретно-чувственные представления, понятия, обобщающие образы, "открытия" и т.д.)

  6. применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения.

  Большое значение для приобщения ребенка к искусству имеет работа с родителями. Чаще всего родители заинтересованы в том, чтобы их дети ходили в учреждения дополнительного образования, то есть были заняты полезным делом. Родители радуются успехам своих детей. Родительские эмоции можно использовать в качестве мотивации учебной деятельности, хотя эти мотивы имеют внешний характер. Однако непроходимой границы между внешней и внутренней мотивацией нет. Внешнее при определенных условиях переходит во внутреннее. Если родители умело поощряют успехи детей, то на данной основе может возникнуть устойчивый интерес. Педагогу важно общаться с семьей по поводу успехов ученика, хвалить его даже за незначительные продвижения в усвоении курса, призывать родителей делать то же самое.

2.2. Нестандартные приемы на уроках изобразительного искусства


В данном разделе привожу некоторые нестандартные приемы развития творчества, воображения, эмоционально-образного мышления с детьми разных возрастов. некоторые задания можно использовать даже с самыми маленькими – 4 –5 летками. Некоторые, например, изонить, требуют внимания и усидчивости среднего школьного возраста.

Рисунок штемпелями из картофеля

КАМЕШКИ. Разрежьте картофелину пополам. Проведите зубцами вилки несколько раз, создав на разрезе рельеф. Окуните картофель в краску и сделайте отпечаток.

РЫБКИ. Подушечкой большого пальца напечатайте тело, а кончиком указательного пальца - хвост. Фломастером дорисуйте глаза и рот.

ПУЗЫРЬКИ. Отпечатайте концом пластмассовой соломинки.

РАСТЕНИЯ. Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток.

Кляксография

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК.


Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Точечный рисунок

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перепендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Поролоновые рисунки

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Пальцевая живопись

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились - а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

Ниткография

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Монотипия

Это изображение на целлофане, стекле, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Тканевые изображения

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объемная аппликация

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток

Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то ребенок, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Разные способы обработки фона

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Выдуваем рисунки

Разводим водой до очень жидкого состояния краски двух цветов. Оба цвета вплотную друг к другу наливаем на лист плотной бумаги. В центр опускаем соломинку для коктейлей и, направляя ее в разные стороны, начинаем сильно дуть. Получаются разноцветные ветвистые отростки. Если в средине рисунка круговыми движениями мокрой тряпочки создать "лицо", а после высыхания нанести на него глаза, рот, нос и уши, то получится веселый человечек.

Ксерокопия без ксерокса

Для развития мелкой моторики рук очень полезно рисование вслепую через лист копировальной бумаги. Положите его красящей стороной на лист бумаги и прямо по копирке начинайте рисовать пальцами, карандашом или тупой палочкой. Когда рисунок будет закончен, уберите копирку и вместе с ребенком посмотрите, нет ли деталей, которые вы забыли изобразить.

Акварель с солью

Если еще не высохший акварельный рисунок посыпать солью, то соль прилипнет к краске и при высыхании создаст эффект зернистости.

Потрескавшийся воск

Простой рисунок можно превратить в полотно художника прошлых веков. Для этого необходимо рисовать восковыми карандашами. Главное - сильно нажимать на карандаш и покрыть рисунком и фоном всю поверхность бумаги, не оставив просветов. Затем аккуратно сминаем рисунок, начиная с краев. Разворачиваем и повторяем еще раз, чтобы получилось побольше трещин. Берем темную жидкую краску и заливаем ее во все трещинки, а затем промываем рисунок с обеих сторон под краном и даем высохнуть. Если ваша картина получилась слишком измятой, ее можно прогладить, положив между двух газетных листов.

ИЗОНИТЬ

Техника "Изонить" несложна для освоения, и даже первые пробные работы  получаются очень красивыми, что стимулирует детей к творчеству.

Для работы понадобятся:

  1. плотный картон или бархатная бумага;

  2. ножницы;

  3. игла;

  4. шелковые нитки разных цветов;

  5. клей ПВА;

  6. линейка, циркуль, резинка, цветные и простые карандаши;

  7. копировальная бумага, калька;

  8. ткань, клеевая ткань;

  9. рамка.

В технике "изонить" всего два приема: заполнение угла и заполнение окружности.

Заполнение угла


  1. Чертится угол.

  2. Каждая сторона разбивается на равные отрезки. Количество отрезков на каждой из сторон угла должно быть одинаковым.

  3. Игла с ниткой вводится в т. 1 с изнаночной стороны и опускается в т. 26, находящуюся на другой стороне угла.

  4. Далее:

  5. из т. 26 в т. 25;

  6. из т. 25 в т. 2;

  7. из т. 2 в т. 3;

  8. из т.3 в т. 24 и так далее...

  9. На пересечении сторон угла отверстие не делается! (в т. 27)

Заполнение окружности

  1. Окружность делится на равные части (их должно быть четное количество).

  2. Выбирается любая хорда в окружности. Например, 9-24.

  3. Иголка с ниткой вставляется в т. 9 (с изнаночной стороны), опускается в т.24, затем из т. 24 в т.1.

  4. Далее из т. 1 в т. 10, из т. 10 в т. 11 и так далее по окружности. Эта хорда должна "совершить" целых два круга.

Основа для работы в технике "изонить" - готовый рисунок или самостоятельный эскиз, выполненный самими учащимися. При работе со сложным рисунком у детей бывают трудности: как заполнять сложные фигуры рисунка? В этом случае объясняю им, что любой элемент (деталь) рисунка можно разбить на уже знакомые нам и хорошо освоенные - угол и окружность.

Оттиск смятой бумагой

Ребенок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Скатывание бумаги

Из мятой мягкой бумаги скатывают шарики. После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Обрывание бумаги

От листа бумаги отрываются кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем клеем рисуется эскиз и кусочки бумаги накладываются на клей. В результате изображение получается объемным.

Тиснение

Ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев). Целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами.

Задания на развитие воображения


  1. Дорисуй фигуры, подумай, на что они похожи,

  2. дорисуй картину по вспомогательным линиям,

  3. птицы и насекомые перемешались, каких птиц и насекомых ты увидел в этом смешанном рисунке,

  4. подбери необходимый элемент к коврику, распутай веревку,

  5. пройди лабиринт,

  6. дорисуй вторую половину рисунка,

  7. воспроизведи рисунок по точкам (клеточкам) и т.д.

  8. сколько здесь треугольников, кругов, других геометрических фигур,

  9. построй из треугольников дом, человека и т.д.,

  10. нарисуй из спиралей человека,

  11. впиши в данную фигуру (геометрическую или произвольную) как можно больше таких же фигур,

  12. нарисуй фантастическое животное и придумай ему название.

Заключение



Изобразительное искусство — особый предмет. Искусство надо не просто изучать, но проживать. Ребенок приходит на наш урок не только для того, чтобы посмотреть иллюстрации, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, а для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. Развитию эмоционально-образного мышления на уроках художественного творчества всемерно способствуют общение детей; создание особой эмоциональной атмосферы увлеченности; эмоциональный, живой, творческий подход к делу. 

Работа на уроке должна быть построена так, чтобы искусство развивало чувственную сферу ученика, активизировало его художественные эмоции, мышление, представления. Эмоциональное воздействие искусства должно глубоко осмысливаться ребенком, приобретать индивидуальное, личностное значение.  Под влиянием искусства мозг развивает способность к анализу и отбору информации в соответствии с позитивными установками. В основе мышления лежат ассоциативные процессы, а искусство (уроки художественного творчества) обогащает ассоциативное мышление. И чем больше таких ассоциативных связей, чем они разнообразнее, тем ярче, неординарнее, свободнее будет мышление в целом. 

И в заключение хочу сказать следующее. Я убеждена, что каждый ребёнок одарён и гениален, только нужно найти, подобрать  «ключики» к его душе, убедить его в способностях, как бы порой сложно не было. Кто знает, возможно, это будущий  Шишкин,  Репин или  Дега, а может,  перед вами - Гоген?!

Постепенно, ненавязчиво, радуясь вместе каждому, пусть совсем небольшому, успеху, ободряя в неудачах, педагог и юный художник вместе должны открывать огромный, яркий мир творчества!

Список литературы



  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 – 4 кл. /Скребцова М. А.. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. / Пустоветова О. В. – 2001.

  3. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. –М.: Творческий центр, 2008.

  4. Кузин В. С. Изобразительное искусство в начальной школе 1 – 2 класс / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2000.

  5. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе /О. В. Островская. – М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

  6. Лопатина А. А. Краски рассказывают сказки /А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – М.: Амрита-Русь, 2004.

  7. Хрестоматия для дошкольников /Под ред. И. А. Бузко. – М.: Детская литература, 1980.

  8. Школа изобразительного искусства: В 2 т. /Под общ. ред. Угарова В. С. – М.: Изобразительное искусство, 1986.

  9. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. – 1991. - № 6. – с. 45.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Просвирина Наталья Сергеевна

Дата: 11.11.2018

Номер свидетельства: 484847


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства