«Развитие личности ребенка в условиях художественного образовательного процесса»
«Развитие личности ребенка в условиях художественного образовательного процесса»
Искусство - важнейшее средство приобщения личности к духовным ценностям. Оно вводит ребенка в мир природы, в мир людей, в историю общества, в мир красоты и нравственности, помогает раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся. Мир искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Детство и юность является периодом становления личности, когда формируются такие качества, как ответственность и свобода выбора, чувство справедливости, доброты и уважения других людей, гражданственности и веры, человеческого и национального достоинства. Искусство, апеллирующее к общечеловеческим понятиям, как никакая другая сфера, способно направить процесс формирования личности именно в русле духовности, нравственности. Одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой - на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности как часть ее духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие субъекта. А значит, художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, на развитие способности личности к преобразованию себя и действительности. Художественная деятельность учит человека видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие личности ребенка в условиях художественного образовательного процесса»»
«Развитие личности ребенка в условиях художественного образовательного процесса»
Кузьменкова Т.В.
ГККП «Художественная школа им. А.И.Никифорова
отдела образования акимата города Костаная»
Директор, преподаватель истории ИЗО
«Воспитание творческой личности с развитыми дарованиями и способностями, готовых создавать духовные и материальные ценности, полностью реализовать себя в существующих экономических условиях» становится необходимым условием становления и возрождения национальной культуры Казахстана.
Осуществляя заказ общества, родителей и детей, образовательное учреждение ГККП «Художественная школа имени А.И. Никифорова отдела образования акимата города Костаная» осуществляет обучение и воспитание школьников в интересах личности, общества, государства, обеспечивает самоопределение личности, создает условия для ее самореализации через художественную деятельность. Школа реализует огромный воспитательный потенциал, включая детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых происходит формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров личности.
Коллективом школы разработана Программа развития, воспитательной и образовательной деятельности, которые представляет собой комплекс мероприятий по обеспечению благоприятной культурообразующей воспитывающей, развивающей среды, направленной на познавательно-творческое, духовно-нравственное развитие личности.
Образовательно-воспитательная деятельность художественной школы обладает спецификой и все задачи воспитания и развития личности решает главным образом через художественную деятельность, через искусство.
Искусство - важнейшее средство приобщения личности к духовным ценностям. Оно вводит ребенка в мир природы, в мир людей, в историю общества, в мир красоты и нравственности, помогает раскрытию и развитию творческого потенциала учащихся. Мир искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Детство и юность является периодом становления личности, когда формируются такие качества, как ответственность и свобода выбора, чувство справедливости, доброты и уважения других людей, гражданственности и веры, человеческого и национального достоинства. Искусство, апеллирующее к общечеловеческим понятиям, как никакая другая сфера, способно направить процесс формирования личности именно в русле духовности, нравственности. Одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой - на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности как часть ее духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие субъекта. А значит, художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, на развитие способности личности к преобразованию себя и действительности. Художественная деятельность учит человека видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок.
В свою очередь художественное образование является процессом овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостности личности, ее духовности и творческой индивидуальности, интеллектуальности и эмоционального богатства.
Ребенок, который приходит учиться в художественную школу - это особенная личность, которая способна переживать свои впечатления, чувства через образы, краски, выраженные на листе бумаге. Часто это дети, ориентированные на сложный многообразный внутренний мир, который сложно выразить словами. И здесь они попадают в атмосферу, которая раскрывает, лелеет, развивает его как творческую, интересную личность.
Дети к нам приходят в возрасте 8-9 лет и заканчивают обучение в возрасте 14-15 лет. Можно проследить, как происходит развитие и становление художественного восприятия, творческой личности ребенка в целом.
На первом, элементарном уровне в 8-9 лет происходит восприятие, при котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения. Наивный взгляд, нетронутый интеллект, характерен для художественного восприятия этого возраста.
Вовлекаемый в процесс комплексного развития личности ребенок переходит на второй, более высокий уровень. В возрасте 12-13 лет происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных и жизненных ценностей, способность выражения чувств и эмоций через решение замысла художественными композиционными средствами.
На третьем уровне 14-15 лет художественное восприятие перерастает в художественное видение. Это особый способ организации воспринимаемого материала, выделения в нём художественно значимых моментов, предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Характер эстетических переживаний углубляется, происходит оценки обогащение художественного восприятия, которое достигает целостного характера. Образ и форма воспринимаются как единое целое, включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал учащегося. Ребенок, из простого рисовальщика превращается в творца сюжетов, мыслей, образов.
Наряду с развитием специфических художественных способностей учащихся, созданная в школе культурообразующая среда осуществляет комплексное развитие личности в различных направлениях.
Важное место в системе образовательно-воспитательной деятельности школы отводится формированию патриотического сознания и этнокультурного развития личности . Традиционно дети принимают участие в тематических конкурсах, выставках рисунков: выставка ко Дню Республики, Дню Независимости, Дню Единства народов Казахстана; конкурсы «Моя родина - Казахстан», «Праздник весны – Наурыз»; конкурсы плакатов на темы «Краски Астаны», «Портрет казахстанца-гражданина и патриота», участие в VI Столичном конкурсе рисунков «Туған жерім», Республиканском конкурсе детских рисунков «Астана – елбасы деп соққан жүрегі»
Уроки изобразительного искусства в художественной школе включают сведения об этнокультурных особенностях Казахстана.
Реальная жизнь в искусстве, народное творчество, постижение основ, живописи, рисунка, скульптуры, истории искусства дает возможность учащимся сформировать умение видеть мир во всем его многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций. На занятиях прикладной деятельностью педагоги стараются раскрыть многообразие и единство орнаментальных мотивов народов родного края, особенности художественных промыслов. Акцентируется внимание учащихся на творчестве казахстанских художников и народных умельцев. Наиболее значимой работой для учащихся художественной школы является выполнение итоговой дипломной работы. В этом году выпускникам школы была предложена общая для всех тема «Моя Родина-Казахстан». В итоге получилась более 70 работ, разнообразных по форме, стилю и содержанию: неизобразительные, сюжетные и декоративно - прикладные композиции, скульптура, работы фитодизанеров. Эти работы являются основой городских и областных выставок детского творчества в Краеведческом музее и Областной картинной галерее.
Одной из основных направлений воспитательной работы школы является эстетическое воспитание. Оно проходит красной нитью через все направления работы, но наиболее ярко проявляется в нижеперечисленных формах деятельности.
Интересной формой работы в этом направлении являются совместные проекты с музыкальной школой это концертные программы с зарисовками на темы «Времена года», «Пушкинский вечер», концерты классического романса, концерт с зарисовками участников, беседы для учащихся ХШ о музыке.
Учащиеся школы ежегодно принимают участие в Международных, Республиканских выставках, конкурсах: XIV Международный конкурс для детей и молодых людей (Финляндия), XVII Международный биеннале детей и графического искусства молодежи Торунь (Польша), IV Международный фестиваль творческой молодежи Шабыт, Республиканский конкурс рисунков «Детство – Это Я и Ты», совместные проекты с библиотекой им. И. Алтынсарина по бумагопластике, школьные выставки – «Зимние узоры», «Лучший набросок» и др.
Традиционно в школе проводятся и культурно-массовые мероприятия, это «Посвящение в юные художники», «День открытых дверей», «Выпускной вечер».
Одной из полюбившейся формой работы в направлении профессионально-творческого развития личности учащихся является проведение мастер-классов профессионалов-художников. Также проходят встречи с художниками, посещение их мастерских, выставок. Преподаватели нашей школы являются настоящими художниками-профессионалами, признанными в городе, членами союза художников РК, Шалунова С. И., Гончаров Н.В., Изюмова Т.В., которые являются живым примером художественного профессионализма, ведущим детей по пути красоты и совершенства. Регулярно проходят совместные выставки под названием «Педагог и его школа», на которых рядом с произведениями известных педагогов-художников можно увидеть работы их учеников.
В школе учащиеся получают до профессиональную подготовку по различным видам профессиональных компетенций. Таких как:
- обработка камня и металла;
- батик;
- скульптура;
- фитодизайн;
- художник-оформитель;
- художник-живописец; и др.
Итогом профессионального развития личности учащихся ХШ является выбор профессии в области художественно-изобразительной деятельности.
За свою историю из стен школы вышли более 2000 выпускников. Около 60% из них выбрали профессии, связанные с изобразительным искусством: художники, архитекторы, дизайнеры, педагоги. Наши учащиеся поступают в самые престижные учебные заведения, такие как Санкт-Петербургская Академия им. Мухиной (Сусаренко М.), Санкт-Петербургский институт кинематографии (Кошкина А.), Екатеринбургская Архитектурная Академия( Ердыгина Т.).
Развитие экологического воспитания личности и здорового образа жизни у нас в школе происходит средствами изобразительного искусства – это конкурсы-выставки плакатов «Все зелено, все голубо», «Я выбираю жизнь!» «Скажи нет наркотикам!», «Здорово живем!», участие в республиканском конкурсе-пленере «Земля-наш общий дом».
Никакие формы работы по воспитанию и развитию личности не будут эффективны, если школа не сотрудничает с семьей. В этом направлении новый проект «Мама, папа и я - рисует вся семья!». В рамках проекта прошли мастер-классы детей для своих родителей, конкурс набросков «Дети рисуют родителей», «Семейный портрет», коллективная работа детей и родителей «Веселый оркестр» и др.
Результатом художественного образовательного процесса является выпускник художественной школы - это образованная, воспитанная, эстетически развитая личность, владеющая навыками творческого мышления, изобразительной деятельности, с активной жизненной позицией, с высоко сформированной конкурентоспособностью на рынке труда, позиционированная на достижение успеха.