Работа с текстом на уроках изобразительного искусства
Работа с текстом на уроках изобразительного искусства
Казалось бы, что предмет Изобразительного искусства в школе – это один из самых нетекстовых предметов. Бытует ошибочное мнение, что ученики на этих уроках должны только рисовать.Но как можно что-то изображать, не осмыслив прежде предмет изображения, не получив при этом эмоционального заряда от прочтения поэтических строк? Как можно назвать себя эстетически развитой личностью, способной на суждения об искусстве в любом его проявлении, если ты двух слов связать не можешь или не способен выслушать и услышать мнения других, принять их или вступить в конструктивную полемику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках изобразительного искусства »
Учитель изобразительного искусства Тимощенко Анна Александровна.
Работа с текстом на уроках изобразительного искусства.
Проблема развития речевого творчества детей является актуальной на протяжении многих лет. У детей школьного возраста не всегда развита способность правильно воспринимать художественную информацию, выражать словесно свои чувства и эмоции, описывать художественный образ. В данный возрастной период происходит активное становление таких психических процессов, как мышление, воображение, речь, память, восприятие, а недостаток жизненного опыта и ограниченность словарного запаса не позволяет детям адекватно выражать словами те чувства и эмоции, которые они испытывают при восприятии окружающего мира и художественного образа. Именно поэтому необходимо уделять большое внимание развитию речевого творчества.
Уже в начале урока, на этапе целеполагания использую тексты-загадки, что, несомненно, активизирует внимание учащихся, развивает способность мыслить логически.
Для урока отбираются тексты иллюстративного характера. Чаще это стихи, как наиболее ёмкое по смысловой и эмоциональной энергетике произведение. Это позволяет создать у детей необходимое настроение, вызвать эмоциональный отклик. И, если, стихотворение знакомо детям, то они с удовольствием декламируют его вместе с учителем. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники слОва помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Причем, они не только передают собственное настроение, чувства в произведении искусства, но и доносят до зрителя или слушателя звуки, краски, ароматы, красоту и гармонию.
Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и цветом, музыка – звуком, литература – словом.
Для повышения эмоциональности детского восприятия, использую на занятиях классические музыкальные произведения и сочинения современных композиторов. Например, при изучении во 2 классе темы «Характер бывает и у природы», урок начинается с прослушивания музыкального отрывка «Гроза» А.Вивальди, рассматривания зрительного ряда: И. Шишкин «Перед грозой», П. Васильев «Бегущие от дождя дети», Ф. Васильев «Мокрый луг», зачитываю отрывок из рассказа Л. Толстого «Гроза в лесу». Получив заряд впечатлений, дети приступают к выполнению рисунка. Подобные приёмы эффективно способствуют творческому решению детьми поставленных задач.
Поэзия помогает раскрыться образу природы во всей своей цветовой красе. Например, листья «пожелтелые», кисти рябин «ярко-красные» как в стихотворении А. Толстого «Осень». То есть, непосредственно поэтом диктуется, какие краски нужно использовать при работе.
Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета, помогают передать колорит пейзажа, глаголы добавляют в образ характерности: «пришла», «рассыпалась», «повисла». Например, учитель и дети читают стихи С.Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша», И.Бунина «Метель», других поэтов. Рассматривают репродукции картин Б. Кустодиева «Масленица», «Зимнее солнце», И.Грабаря «Февральская лазурь», И. Шишкина «Сосна». После обмена впечатлениями, выбрав понравившиеся строки, дети рисуют свой зимний пейзаж.
Не всегда художественный образ возникает на бумаге после знакомства с литературными строчками. Так случилось, что на внеклассном занятии кружка по теме «Мой Пушкин», после краткого пересказа биографии поэта, ученикам 4-5 классов предлагалось представить себе обычную жизнь великого человека. А уже после выполнения рисунка ученики совместно с учителем подобрали поэтические строки.
Учащиеся учатся не только использовать чужой текст и иллюстрировать его, но и создавать обратный продукт – стихи, рассказы по своим рисункам. Так, в прошлом учебном году ученицы 2 класса, на основе своего коллективного работы в технике холодного батика «Зима в лесу» сочинили стихотворение «Уроки Старого Волка». Со своей творческой работой они участвовали в конкурсе «Дикие животные родного края» и были отмечены там ценным призом.
Наборы универсальных учебных действий сходны по всем предметам. Уметь вдумчиво читать, уметь оформлять текст письменно или устно, уметь вести диалог с учителем или одноклассниками, уметь выслушать, не перебивая соседа, понять, о чём тот говорит, и попытаться продолжить его мысль или аргументировано опровергнуть.
Согласно рабочей программе в шестых классах, при изучении основных жанров изобразительного искусства, ребятам предлагается составлять уже собственный текст – мини сочинения по теме «Картина, которая мне очень понравилась». Сочинение пишется в классе, на основе репродукций из многочисленных альбомов из библиотеки кабинета, что исключает списывание готовых текстов из интернета. Детям предлагается выразить своё личное мнение, использовать ряд ассоциаций из своего жизненного багажа с изображением, предлагается поразмышлять: почему художник остановился именно на такой композиции картины, выбрал именно эту колористическую гамму. Ученики учатся выражать собственное мнение, подбирать аргументы в защиту, рассуждать.
В процессе интегрированных уроков, опираясь на яркие, запоминающиеся литературные и художественные образы, дети учатся собирать и систематизировать материал, подбирать и правильно использовать эпитеты и необходимые прилагательные, детально рассматривать и описывать предлагаемый образ, правильно выстраивать устную и письменную речь.
На протяжении всей третьей четверти шестиклассники познают все тонкости создания портрета, портрета-образа. Каждый урок отводится десять – пятнадцать минут для ролевой игры «Я – экскурсовод». Ученику предлагается заинтересовать «публику», привлечь и удержать внимание на произведении. Типичной ошибкой учащихся в подобной работе является «протокольное», безличностное по характеру описание внешности человека. Перед выполнением задания привожу примеры различных по стилю описаний.
О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина.“Мужчина двадцати восьми - тридцати лет, среднего роста, волосы курчавые тёмно-русые, большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы, тёмно-серые с синеватым отливом глаза. Одет в чёрный сюртук, белую сорочку, на шее повязана атласная чёрная лента, через правое плечо перекинут шарф в красно-чёрную клетку; головной убор отсутствует. За спиной находится небольшая металлическая статуэтка, изображающая женщину в длинном платье, играющую на арфе. Особые приметы: длинные ногти на правой руке».
«В облике Пушкина столько строгой сосредоточенности, погруженности в переживаемое состояние и трепетного движения чувств, что современники отмечали жизненную естественность выражения его лица, почти не подвластную изображению. Живопись портрета поражает тонким ритмом цветовых и линейных соотношений. Оливковый, постепенно высветляющийся цвет фона, приглушенные красно-зеленые тона плаща, исчерна-зеленый галстук, черный сюртук и белые воротнички сорочки создают изысканную гармоничную цветовую среду, в которой все подчинено выделению главной детали изображения – лица поэта и кисти его руки. Сдержанностью и изяществом отличаются очертания фигуры, тонких пальцев рук, тактично вписанных в пространство картины с изображением музы поэзии с лирой в руке».
После прочтения следует вопрос: «А как вы думаете, чем отличается портрет в искусстве от словесного портрета в криминалистике?»
В качестве упражнения «на красноречие» предлагаю детям подобрать прилагательные и эпитеты, подходящие к описанию.
Дети очень любят, когда в процессе урока используются видеофрагменты, позволяющие лучше раскрыть предмет изучения. Такой способ восприятия информации привычней для современного школьника. Но, сам по себе просмотр особенно научно-популярных сюжетов, малоэффективен, так как дети не всегда долгосрочно воспринимают текстовую информацию, постепенно внимание снижается и далее воспринимается только «картинка». Необходимо обязательно составить цель просмотра, определить задание. При просмотре видеосюжетов, ученики конспектируют наиболее значимое к себе в альбом, что учит их выделять главное. В конце конспекта (как и после любого своего выступления-сообщения) ученику предлагается сформулировать 3 вопроса к тексту фильма, что заставляет подходить к восприятию текста более осмысленно.
В конце блока тем, ученики обычно сами составляют или отгадывают кроссворды, сканворды, ребусы, составленные другими учениками параллели или прошлых лет.
Казалось бы, что предмет Изобразительного искусства в школе – это один из самых нетекстовых предметов. Бытует ошибочное мнение, что ученики на этих уроках должны только рисовать. Но как можно что-то изображать, не осмыслив прежде предмет изображения, не получив при этом эмоционального заряда от прочтения поэтических строк? Как можно назвать себя эстетически развитой личностью, способной на суждения об искусстве в любом его проявлении, если ты двух слов связать не можешь или не способен выслушать и услышать мнения других, принять их или вступить в конструктивную полемику. Для цивилизованного мира нужно цивилизованное общество, которое воспитывается с детских лет.