Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества"
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества"
Программа рассчитана на один год и предназначена для учащихся 1 классов общеобразовательных школ. Цели работы по данной программе: развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Программа призвана способствовать решению следующих задач:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
Содержание программы разделено на блоки:
Введение 1 час
Учимся работать различными материалами 5 часов
Особенности росписи разных народов 6 часов
Красота нашего дома. Игрушки. 8 часов
Красота нашего дома. Посуда. 6 часов
Учимся видеть красоту вокруг себя. 5 часов
Итоговое занятие 1 час
Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В календарно-тематическом планировании на каждую тему указано количество часов, теоретические и практические навыки, которыми должны овладеть дети в конце занятия
Программа «В мире народного творчества» учитывает психологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста и соответствует основным требованиям, предъявленным к программам дополнительного образования.
Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества" »
Утверждаю
Председатель экспертного совета по организации исследовательской и инновационной деятельности при управлении образования администрации Тайшетского района _______________________
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 14
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа
программа внеурочной деятельности
для обучающихся 1 классов общеобразовательных школ
Карпова Ольга Евгеньевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МКОУ СОШ № 14
г. Тайшета
2014 г.
Пояснительная записка
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.
Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях
Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, школьники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.
Занятие росписью развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.
Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.
Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.
Дети учатся работать кистью, гуашью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи. Кроме того, в ходе бесед дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.
На уроках школьники не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Задача учителя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать кистью.
Исходя из вышеизложенного, был составлен курс «В мире народного творчества».
Данная программа составлена путем выделения материала по декоративно-прикладному творчеству из программ по изобразительному искусству. В частности были использованы:
Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Москва «Просвещение» 2007 г.
Программа В.С.Кузина, Э. И Кубышкиной «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 2006 г.
Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – Москва. «Народное образование» 2002 г.
Программы «Художественные кружки» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Москва «Просвещение» 1981 год.
Сборник программ для студий декоративно-прикладного творчества. Волгоград «Учитель» 2010 г.
Программа рассчитана на 1 год обучения (33 учебных занятия по 40 мин) для детей 1 класса. В дальнейшем обучение будет продолжено по программе для изостудии «Волшебный карандаш», утвержденной экспертным советом по организации исследовательской и инновационной деятельности при управлении образования администрации Тайшетского района в 2008году
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя
Виды работы на занятиях кружка разнообразны: рисунок, живопись гуашевыми и акварельными красками, декоративное искусство с использованием приемов монотипии, воска; рисование пластилином, ватными палочками и многие другие виды и приемы работы. Важно показать учащимся разнообразие техник, учить выбирать тот или иной материал по душе.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, занятия – праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Основными видами деятельности являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Минимальные требования к оснащенности учебного процесса.
Для осуществления работы кружка необходимо:
Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин, стаканчики для воды
Аудиокассеты с русскими сказками.
Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
Содержание программы
Весь изучаемый материал распределяется по разделам:
Введение 1 час
Знакомство с детьми. Правила техники безопасности. Оборудования, материалы и инструменты. Организация рабочего места. Беседа «Цветной мир вокруг нас». Демонстрация изделий, выполненных детьми различными техниками росписи в предыдущие годы.
Учимся работать с различными материалами 5 часов
Раздел дает общее представление о том, с помощью чего можно наносить тот или иной рисунок.
Основные элементы народной росписи (роспись кистью)
Виды орнаментов. Закладка для книги (роспись ватными палочками)
Узор в круге. Штамповка
Такие разные бабочки (роспись пальцами)
Панно «Кто-то белый и пушистый..» (роспись поролоном)
Особенности росписи разных народов 6 часов
Мезенская роспись (История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Композиционное построение в росписи)
Узоры народов севера. (Орнаментальные мотивы. Основные цвета. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам.) Роспись «Бубен шамана».
Борецкая роспись (Легенда о возникновении. Особенности росписи. Типы орнамента. Особенности построения композиции)
Петриковская роспись (Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи. Тренировочные упражнения на бумаге).
Башкирский узор: (Орнаментальные мотивы. Основные цвета). Роспись башкирской посуды.
Татарский узор. (Орнаментальные мотивы. Основные цвета).Роспись татарской обуви (ичиги)
Красота нашего дома. Игрушки. 8 часов
Дорогами народного творчества. Филимоновская игрушка. Особенности филимоновской игрушки. Особая глина и особая технология лепки –вытягивание. Удлиненные пропорции игрушек. Характерные образы: лошадка, олень, кавалер и барышня, птичка, игрушки- свистульки. Роспись филимоновских игрушек: красные, розовые и зеленые полоски по желтому фону.
Дорогами народного творчества. Каргопольская игрушка. Происхождение кагапольской игрушки, характерные образы игрушек (барыня, птица, Полкан), простые формы игрушек, особенности росписи. Основные цвета. Роспись шаблона.
Дорогами народного творчества. Матрешка. Игрушка-свистулька. (Матрешка – точеная деревянная игрушка, украшенная росписью. История появления матрешки. Прототип русской матрешки – японская деревяннаякукла. Различный характер матрешек, изготовленных в разных регионах России: Загорская матрешка, украшенная выжиганием и росписью, Семеновская – цветочной росписью. Полхов-Майданская матрешка. Яркая роспись анилиновыми красками: алой, желтой, розовой, фиолетовой. Мотивы росписи – розы, ягоды, яблочки. Характер игрушек– веселый, задорный. Особенности матрешки и свистульки из Сергиева-пасада, Семенова, полоховская, Вятская, Полохова - Майдана)
Дорогами народного творчества. Дымковская игрушка. История промысла, технология изготовления игрушек, оригинальные приемы лепки: обилие декоративных мелких деталей. Особенности росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, фиолетовый). Мотивы игрушечных композиций: барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки.
Дорогами народного творчества. Игрушка-неваляшка (История игрушки. Роспись шаблона игрушки по самостоятельному замыслу)
Дорогами народного творчества. Искусство росписи елочной игрушки.(История возникновения, отражение различных эпох в росписи игрушки, особенности изготовления и росписи)
Красота нашего дома. Посуда. 6 часов
Раздел знакомит с основными видами декоративно-прикладной росписи народов России (гжель, хохлома, городец, жостово) Исторей той или иной росписи, основными элементами и цветами. Он включает темы:
Керамика голубой гжели.
Эта затейливая хохлома
Ложки.
Тульский самовар
Городецкая роспись
Букеты из Жостово
Учимся видеть красоту вокруг себя. 5 часов
Раздел знакомит с красотой окружающих нас вполне привычных вещей.
Тульский пряник
Роспись пасхальных яиц
Птички-невелички в песенках-закличках
Самый русский музыкальный инструмент
Красота русских платков
Палех
Итоговое занятие1 час
Подведение итогов. Награждение учащихся за достигнутые успехи
К концу обучения по программе «В мире народного творчества» обучающиеся:
Должны знать:
Народные художественные промыслы России и родного края (Жостово, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Мезенская и Борецкая роспись и т.п.)
Особенности, названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, кисти для клея, кисти для росписи), приемы и правила пользования ими
Основные приемы росписи (капелька, цибульки, бегунки, и т.п)
Основы композиции и цветоведения
Приемы разметки (шаблон, трафарет)
Простейшие правила организации рабочего места
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе
Должны уметь:
Различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла;
Выполнять элементарные приемы росписи;
Составлять композиции из стилизованных цветов (деталей) разного размера
Смешивать цвета гуашевых красок;
Расписывать в народных традициях изделие.
Правильно сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать приемы декоративной работы с ними.
Работать с бумагой, природными материалами, тканью, выполнять роспись предметов в заданной технике
Литература:
1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. - Калинин, 1990
2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М., 1990
3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
4. Гусакова М. А. Аппликация. - М., "Просвещение", 1992
5. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., "Просвещение", 1987.
6. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
7. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. - М., "Просвещение", 1995.
8. Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993
9. Мастерилка. "Игрушки из природного материала" - Карапуз, 1997
10. Лепим из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000
11. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
12. Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.
13. Программы общеобразовательных учреждений. - М., "Дрофа", 2010.
Тематическое распределение учебного материала
№ занятия
Тема
Количество часов
Основные понятия (теория)
Практическая работа
Педагогический контроль
Примечание
Введение 1 час
Введение. Беседа «Цветной мир вокруг нас».
1
Учимся работать различными материалами 5 часов
Основные элементы народной росписи
1
Капелька (прямая с поворотом)
Составление узора из простого элемента «капелька»
Виды орнаментов. Закладка для книги
1
Орнамент, виды орнаментов
Узор в полосе ватными палочками
Узор в круге.
1
Узор. Орнамент
Узор в круге. Штамповка
Такие разные бабочки
1
Технология росписи пальцами
Роспись пальцами
Приложение 1
Панно «Кто-то белый и пушистый..»
1
Рисование поролоном
Выставка «Мои лучшие работы»
Особенности народных узоров 6 часов
Мезенская роспись
1
Особенности мезенской росписи
Нанесение узора по типу мезенской росписи на одежду бумажной куклы
Приложение 2
Узоры народов севера. Бубен шамана
1
Особенности узоров народа севера, бубен, шаман
Нанесение узора
Борецкая роспись
1
Особенности борецкой росписи
Типы орнамента. Тренировочные упражнения в нанесении росписи
Приложение 3
Петриковская роспись
1
Особенности петриковской росписи
Тренировочные упражнения «Петушок», «Птичка». Составление собственного узора для росписи
Приложение 4
Башкирский узор. Роспись башкирской посуды
1
Особенности башкирского узора
Роспись посуды с учетом особенностей башкирского узора.
Татарский узор. Роспись татарской обуви (ичиги)
1
Ичиги, особенности татарского узора
Аппликация
Приложение5
Красота нашего дома. Игрушки. 8 часов
Дорогами народного творчества. Филимоновская игрушка
1
Особенности филимоновской игрушки. Четыре основные цвета
Роспись игрушки-шаблона из бумаги
Панно «На ярмарке»
Приложение 6
Дорогами народного творчества. Каргопольская игрушка
1
Особенности росписи каргопольской игрушки
Роспись игрушки
Приложение7
Дорогами народного творчества. Матрешка
1
Особенности матрешки и свистульки из Сергиева-пасада, Семенова, полоховская, Вятски, Полохова Майдана
Роспись игрушки - шаблона по выбранному образцу.
Дорогами народного творчества. Игрушки-свистульки
1
Дорогами народного творчества. Дымковская игрушка
2
Особенности росписи игрушки из Дымково
Роспись игрушки-шаблона
Дорогами народного творчества. Игрушка неваляшка
1
История игрушки. Даурма. Окиагари
Роспись игрушки по самостоятельному замыслу
Приложение 8
Дорогами народного творчества. Искусство росписи елочной игрушки
1
История новогодней игрушки
Роспись новогодней игрушки
Выставка детского творчества «Мои игрушки»
Красота нашего дома. Посуда 6 часов
Керамика голубой гжели
1
История росписи. Основные элементы и цвета
Роспись тарелки по мотивам гжельской росписи
Эта затейливая хохлома
1
История росписи. Основные элементы и цвета
Роспись кувшина по мотивам хохломской росписи
Ложки.
1
Роспись ложек по самостоятельно выбранному образцу в любой технике
Тульский самовар
1
История самовара.
Роспись тульского самовара по любому из предложенных образцов
Городецкая роспись
История росписи. Основные элементы
Роспись шаблона кухонной дощечки
Букеты из Жостово
1
Основные элементы жостовской росписи.
Элементы жостовской росписи. Бутон. Роза
Выставка «В посудной лавке»
Учимся видеть красоту вокруг себя. 6 часов
Тульский пряник
1
История пряника- история России
Сюжет для росписи тульского пряника
Роспись пасхальных яиц
1
Феберже. Писанка. Крашенка.
Роспись шаблона по технологической карте
Приложение9
Птички-невелички в песенках-закличках
1
Песенки-веснянки. Птички-жаворонки
Роспись птички-жаворонка (печенье)
Самый русский музыкальный инструмент
1
Балалайка
гусли
Роспись музыкального инструмента по самостоятельному жаворонку
Красота русских платков
1
Особенности построения узора в квадрате.
Узор в квадрате. Розы
Палех
1
История развития палехской росписи. Сюжет для росписи.
Сказочный сюжет для шкатулки по самостоятельному замыслу