kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на один год и предназначена для учащихся 1  классов общеобразовательных школ. Цели работы по данной программе: развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.  Программа  призвана способствовать решению следующих задач:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

 

Содержание программы разделено на блоки:

Введение 1 час

Учимся работать различными материалами 5 часов

Особенности росписи разных народов 6 часов

Красота нашего дома. Игрушки. 8 часов

Красота нашего дома. Посуда. 6 часов

Учимся видеть красоту вокруг себя. 5 часов

Итоговое занятие 1 час

Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В календарно-тематическом планировании на каждую  тему указано количество часов, теоретические и практические навыки, которыми должны овладеть дети в конце занятия 

Программа «В мире народного творчества» учитывает психологические особенности и возможности детей младшего школьного возраста и  соответствует основным требованиям, предъявленным к программам дополнительного образования.

Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества" »

Утверждаю

Председатель экспертного совета по организации исследовательской и инновационной деятельности при управлении образования администрации Тайшетского района _______________________

Плетнёва Е. В.

‘____’ _____ 2012 г

Согласовано

Директор МКОУ СОШ № 14

_______________________

Краснобаева Л. Н.


‘ ______’ _________ 2012г.

Рассмотрено

Руководитель МО начальных классов МКОУ СОШ № 14

________________ Стрижнева И.А. ‘ ______’ ___________ 2012г.





Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 14







Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа


программа внеурочной деятельности

для обучающихся 1 классов общеобразовательных школ





Карпова Ольга Евгеньевна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МКОУ СОШ № 14

г. Тайшета










2014 г.

Пояснительная записка

В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка – это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.

Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Традиционно народные мастера происходили из крестьянской среды и были тесно связаны с природой. Обрабатывая землю и добывая дары леса, наши предки были чрезвычайно наблюдательны, и все свои наблюдения за животными, растениями и неживой природой воплощали в своих произведениях

Я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, школьники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду. 

Занятие росписью развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а следовательно, и когнитивных способностей.

Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате занятие народными ремеслами способствует общему повышению успеваемости в школе и помогает достигнуть успеха во взрослой жизни.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Дети учатся работать кистью, гуашью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи. Кроме того, в ходе бесед дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала (который является основой для народных ремесел). Кроме того, юные мастера знакомятся с изобразительными традициями различных регионов.

На уроках школьники не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Задача учителя состоит в том, чтобы познакомить ребят с историей развития того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать кистью.

Исходя из вышеизложенного, был составлен курс «В мире народного творчества».

Данная программа составлена путем выделения материала по декоративно-прикладному творчеству из программ по изобразительному искусству. В частности были использованы:

  1. Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Москва «Просвещение» 2007 г.

  2. Программа В.С.Кузина, Э. И Кубышкиной «Изобразительное искусство» Москва «Просвещение» 2006 г.

  3. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – Москва. «Народное образование» 2002 г.

  4. Программы «Художественные кружки» для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Москва «Просвещение» 1981 год.

  5. Сборник программ для студий декоративно-прикладного творчества. Волгоград «Учитель» 2010 г.

Программа рассчитана на 1 год обучения (33 учебных занятия по 40 мин) для детей 1 класса. В дальнейшем обучение будет продолжено по программе для изостудии «Волшебный карандаш», утвержденной экспертным советом по организации исследовательской и инновационной деятельности при управлении образования администрации Тайшетского района в 2008году

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.

Программа основана на следующих принципах:

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.

Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя

Виды работы на занятиях кружка разнообразны: рисунок, живопись гуашевыми и акварельными красками, декоративное искусство с использованием приемов монотипии, воска; рисование пластилином, ватными палочками и многие другие виды и приемы работы. Важно показать учащимся разнообразие техник, учить выбирать тот или иной материал по душе.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия – творческие портреты, занятия – праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Основными видами деятельности являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Минимальные требования к оснащенности учебного процесса.

Для осуществления работы кружка необходимо:

  • Краски (гуашь), белила, клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин, стаканчики для воды

  • Аудиокассеты с русскими сказками.

  • Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.

Содержание программы

Весь изучаемый материал распределяется по разделам:

  1. Введение 1 час

Знакомство с детьми. Правила техники безопасности. Оборудования, материалы и инструменты. Организация рабочего места. Беседа «Цветной мир вокруг нас». Демонстрация изделий, выполненных детьми различными техниками росписи в предыдущие годы.

  1. Учимся работать с различными материалами 5 часов

Раздел дает общее представление о том, с помощью чего можно наносить тот или иной рисунок.

  • Основные элементы народной росписи (роспись кистью)

  • Виды орнаментов. Закладка для книги (роспись ватными палочками)

  • Узор в круге. Штамповка

  • Такие разные бабочки (роспись пальцами)

  • Панно «Кто-то белый и пушистый..» (роспись поролоном)

  1. Особенности росписи разных народов 6 часов

  • Мезенская роспись (История возникновения и развития. Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам. Композиционное построение в росписи)

  • Узоры народов севера. (Орнаментальные мотивы. Основные цвета. Тренировочные упражнения на бумаге. Работа по образцам.) Роспись «Бубен шамана».

  • Борецкая роспись (Легенда о возникновении. Особенности росписи. Типы орнамента. Особенности построения композиции)

  • Петриковская роспись (Орнаментальные мотивы. Геометрический, зооморфный и растительный орнаменты в росписи. Основные цвета. Техника выполнения росписи. Тренировочные упражнения на бумаге).

  • Башкирский узор: (Орнаментальные мотивы. Основные цвета). Роспись башкирской посуды.

  • Татарский узор. (Орнаментальные мотивы. Основные цвета).Роспись татарской обуви (ичиги)

  1. Красота нашего дома. Игрушки. 8 часов

  • Дорогами народного творчества. Филимоновская игрушка. Особенности филимоновской игрушки. Особая глина и особая технология лепки –вытягивание. Удлиненные пропорции игрушек. Характерные образы: лошадка, олень, кавалер и барышня, птичка, игрушки- свистульки. Роспись филимоновских игрушек: красные, розовые и зеленые полоски по желтому фону.

  • Дорогами народного творчества. Каргопольская игрушка. Происхождение кагапольской игрушки, характерные образы игрушек (барыня, птица, Полкан), простые формы игрушек, особенности росписи. Основные цвета. Роспись шаблона.

  • Дорогами народного творчества. Матрешка. Игрушка-свистулька. (Матрешка – точеная деревянная игрушка, украшенная росписью. История появления матрешки. Прототип русской матрешки – японская деревянная кукла. Различный характер матрешек, изготовленных в разных регионах России: Загорская матрешка, украшенная выжиганием и росписью, Семеновская – цветочной росписью. Полхов-Майданская матрешка. Яркая роспись анилиновыми красками: алой, желтой, розовой, фиолетовой. Мотивы росписи – розы, ягоды, яблочки. Характер игрушек– веселый, задорный. Особенности матрешки и свистульки из Сергиева-пасада, Семенова, полоховская, Вятская, Полохова - Майдана)

  • Дорогами народного творчества. Дымковская игрушка. История промысла, технология изготовления игрушек, оригинальные приемы лепки: обилие декоративных мелких деталей. Особенности росписи дымковских игрушек: белый фон, цветной узор геометрического характера, насыщенные цвета (алый, малиновый, синий, желтый, фиолетовый). Мотивы игрушечных композиций: барыни, петушки и павлины, козлики, лошадки.

  • Дорогами народного творчества. Игрушка-неваляшка (История игрушки. Роспись шаблона игрушки по самостоятельному замыслу)

  • Дорогами народного творчества. Искусство росписи елочной игрушки.(История возникновения, отражение различных эпох в росписи игрушки, особенности изготовления и росписи)

  1. Красота нашего дома. Посуда. 6 часов

Раздел знакомит с основными видами декоративно-прикладной росписи народов России (гжель, хохлома, городец, жостово) Исторей той или иной росписи, основными элементами и цветами. Он включает темы:

  • Керамика голубой гжели.

  • Эта затейливая хохлома

  • Ложки.

  • Тульский самовар

  • Городецкая роспись

  • Букеты из Жостово

  1. Учимся видеть красоту вокруг себя. 5 часов

Раздел знакомит с красотой окружающих нас вполне привычных вещей.

  • Тульский пряник

  • Роспись пасхальных яиц

  • Птички-невелички в песенках-закличках

  • Самый русский музыкальный инструмент

  • Красота русских платков

  • Палех

  1. Итоговое занятие 1 час

Подведение итогов. Награждение учащихся за достигнутые успехи

К концу обучения по программе «В мире народного творчества» обучающиеся:

Должны знать:

  • Народные художественные промыслы России и родного края (Жостово, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Мезенская и Борецкая роспись и т.п.)

  • Особенности, названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда (ножницы, шило, кисти для клея, кисти для росписи), приемы и правила пользования ими

  • Основные приемы росписи (капелька, цибульки, бегунки, и т.п)

  • Основы композиции и цветоведения

  • Приемы разметки (шаблон, трафарет)

  • Простейшие правила организации рабочего места

  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе

Должны уметь:

  • Различать по внешним признакам (технике, росписи, орнаменту и т.п.) принадлежность изделия к определенному виду промысла;

  • Выполнять элементарные приемы росписи;

  • Составлять композиции из стилизованных цветов (деталей) разного размера

  • Смешивать цвета гуашевых красок;

  • Расписывать в народных традициях изделие.

  • Правильно сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать приемы декоративной работы с ними.

  • Работать с бумагой, природными материалами, тканью, выполнять роспись предметов в заданной технике

Литература:


1. Абрамова А.С. Из цветной бумаги. Альбом самоделок. - Калинин, 1990

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М., 1990

3. Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.

4. Гусакова М. А. Аппликация. - М., "Просвещение", 1992

5. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., "Просвещение", 1987.

6. Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998

7. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. - М., "Просвещение", 1995.

8. Ханашевич Д.Р. Волшебные квадратики. М.: Малыш, 1993

9. Мастерилка. "Игрушки из природного материала" - Карапуз, 1997

10. Лепим из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000

11. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.

12. Донцова Т. "Какие бывают букеты", Москва, 1991.

13. Программы общеобразовательных учреждений. - М., "Дрофа", 2010.

























Тематическое распределение учебного материала


занятия

Тема

Количе­ство ча­сов

Основные понятия (теория)

Практическая работа

Педагогический контроль

Примечание

Введение 1 час


Введение. Беседа «Цветной мир вокруг нас».

1





Учимся работать различными материалами 5 часов


Основные элементы народной росписи

1

Капелька (прямая с поворотом)

Составление узора из простого элемента «капелька»



Виды орнаментов. Закладка для книги

1

Орнамент, виды орнаментов

Узор в полосе ватными палочками



Узор в круге.

1

Узор. Орнамент

Узор в круге. Штамповка



Такие разные бабочки

1

Технология росписи пальцами

Роспись пальцами


Приложение 1

Панно «Кто-то белый и пушистый..»

1


Рисование поролоном

Выставка «Мои лучшие работы»


Особенности народных узоров 6 часов


Мезенская роспись

1

Особенности мезенской росписи

Нанесение узора по типу мезенской росписи на одежду бумажной куклы


Приложение 2

Узоры народов севера. Бубен шамана

1

Особенности узоров народа севера, бубен, шаман

Нанесение узора



Борецкая роспись

1

Особенности борецкой росписи

Типы орнамента. Тренировочные упражнения в нанесении росписи


Приложение 3

Петриковская роспись

1

Особенности петриковской росписи

Тренировочные упражнения «Петушок», «Птичка». Составление собственного узора для росписи


Приложение 4

Башкирский узор. Роспись башкирской посуды

1

Особенности башкирского узора

Роспись посуды с учетом особенностей башкирского узора.



Татарский узор. Роспись татарской обуви (ичиги)

1

Ичиги, особенности татарского узора

Аппликация


Приложение5

Красота нашего дома. Игрушки. 8 часов


Дорогами народного творчества. Филимоновская игрушка

1

Особенности филимоновской игрушки. Четыре основные цвета

Роспись игрушки-шаблона из бумаги

Панно «На ярмарке»

Приложение 6

Дорогами народного творчества. Каргопольская игрушка

1

Особенности росписи каргопольской игрушки

Роспись игрушки


Приложение7

Дорогами народного творчества. Матрешка


1

Особенности матрешки и свистульки из Сергиева-пасада, Семенова, полоховская, Вятски, Полохова Майдана

Роспись игрушки - шаблона по выбранному образцу.



Дорогами народного творчества. Игрушки-свистульки

1



Дорогами народного творчества. Дымковская игрушка


2

Особенности росписи игрушки из Дымково

Роспись игрушки-шаблона






Дорогами народного творчества. Игрушка неваляшка

1

История игрушки. Даурма. Окиагари

Роспись игрушки по самостоятельному замыслу


Приложение 8

Дорогами народного творчества. Искусство росписи елочной игрушки

1

История новогодней игрушки

Роспись новогодней игрушки

Выставка детского творчества «Мои игрушки»


Красота нашего дома. Посуда 6 часов


Керамика голубой гжели

1

История росписи. Основные элементы и цвета

Роспись тарелки по мотивам гжельской росписи



Эта затейливая хохлома

1

История росписи. Основные элементы и цвета

Роспись кувшина по мотивам хохломской росписи



Ложки.

1


Роспись ложек по самостоятельно выбранному образцу в любой технике



Тульский самовар

1

История самовара.

Роспись тульского самовара по любому из предложенных образцов



Городецкая роспись


История росписи. Основные элементы

Роспись шаблона кухонной дощечки



Букеты из Жостово

1

Основные элементы жостовской росписи.

Элементы жостовской росписи. Бутон. Роза

Выставка «В посудной лавке»


Учимся видеть красоту вокруг себя. 6 часов


Тульский пряник

1

История пряника- история России

Сюжет для росписи тульского пряника



Роспись пасхальных яиц

1

Феберже. Писанка. Крашенка.

Роспись шаблона по технологической карте


Приложение9

Птички-невелички в песенках-закличках

1

Песенки-веснянки. Птички-жаворонки

Роспись птички-жаворонка (печенье)



Самый русский музыкальный инструмент

1

Балалайка

гусли

Роспись музыкального инструмента по самостоятельному жаворонку



Красота русских платков

1

Особенности построения узора в квадрате.

Узор в квадрате. Розы



Палех

1

История развития палехской росписи. Сюжет для росписи.

Сказочный сюжет для шкатулки по самостоятельному замыслу

Выставка работ «Чудеса рядом с нами»


Обобщение изученного 1 час


Итоговое занятие

1



Выставка детского творчества






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карпова Ольга Евгеньевна

Дата: 12.09.2014

Номер свидетельства: 113586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo-i-dizain-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250650"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447096333"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе кружок "Цветная гамма" "
    ["seo_title"] => string(90) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-5-klassie-kruzhok-tsvietnaia-ghamma"
    ["file_id"] => string(6) "230131"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441993091"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Вопросы внеурочной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте" "
    ["seo_title"] => string(98) "voprosy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-fiedieral-nom-ghosudarstviennom-obrazovatiel-nom-standartie"
    ["file_id"] => string(6) "224020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438334118"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства