«Проектная деятельность с использованием различных художественных технологий в изобразительном искусстве»
«Проектная деятельность с использованием различных художественных технологий в изобразительном искусстве»
В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность с использованием различных художественных технологий в изобразительном искусстве»»
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Чымнайская средняя общеобразовательная школа
имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааһын»
Муниципального района «Таттинский улус»
Республики Саха (Якутия)
«Проектная деятельность с использованием различных художественных технологий в изобразительном искусстве»
Евлева Эльза Дмитриевна
учитель изо и технологии
Введение
В современном обществе востребованы нравственные, предприимчивые люди, обладающие динамизмом, мобильностью, самостоятельностью в принятии решений. В связи с этим развитие творческих способностей школьников становится очень актуальной. Формирование творческой индивидуальности является важным условием полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, более успешно адаптируется к меняющимся условиям жизни, способен к самореализации и самовыражению.
Практика доказывает, что творческие способности развиваются в деятельности, требующей проявления творчества. Творчество школьника выражается в открытии, создании субъективно нового, без опоры на образец. Наблюдение, диагностика свидетельствуют, что дивергентное (творческое) мышление, которому типичны оригинальность, полет фантазии, гибкость, может сформироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность тренироваться на заданиях, требующих переноса старых знаний, опыта в новую ситуацию.
Актуальность
Проектная деятельность с использованием различных художественных технологий в изобразительном искусстве, которая является актуальной и перспективной.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Своеобразие и новизна заключаются в том, что применение технологии проектно-исследовательского обучения позволяет повысить интерес учащихся, как к учебной, так и внеурочной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагает актуализацию, в числе следующих направлений деятельности учителя:
- организация проектной, художественно-творческой и исследовательской – деятельности учащихся, с использованием различных художественных технологий;
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активацию их языковой компетентности в области изобразительного творчества.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать художественные навыки.
Новизна идеи также состоит и в том, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроках изобразительного творчества способствует:
- активизации познавательной деятельности;
- повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля;
- повышению уровню комфортности обучения;
- развитию творческо-информационного мышления.
Наличие теоретической базы опыта
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Дж.Дью и предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Приятно, что в этом большом соцветии звучит имя Михаила Михайловича Бахтина – русского философа и литературоведа. Он в своих трудах пишет, что «личностное знание - это логически сформулированные мысли, и каждый выстраивает их сам. Освоенные самостоятельно знания навсегда становятся более крепкими».
В методе проекта также нашли воплощение мысли датского просветителя, историка, писателя и, как считают датчане, величайшего педагога в их стране – Грундтвига. Этому удивительному человеку метод проекта обязан следующими идеями:
- Обучение в школе основывается на «живых» словах. Информацию мало прочитать – описания в книгах останутся мёртвыми, если не прожить их, не обсудить.
- Школа должна основываться на фантазии, творчестве.
- Путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления». Ребёнка нужно научить удивляться: «Мне действительно важно это знать!»
- Главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, но также почему?
- В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
.
Чем же привлёк метод проектов?
Во-первых, метод проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения.
Во-вторых, метод проектов созвучен моим жизненным позициям:
-ребёнок делает с удовольствием только то, что сам выбрал, то что ему интересно;
-ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
В-третьих, иногда знания полученные учащимися остаются подчас теорией, а цель метода проекта – научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных задач реальной жизни;
В-четвёртых, индивидуальный темп работы над проектом обеспечит каждому ребёнку свой уровень развития.
Ведущая педагогическая идея
Современные требования к уроку ставят перед учителем задачу, научить школьника самостоятельно добывать знания, находить новое в различных источниках, сопоставлять, делать выводы, уметь формулировать новые вопросы и опять возвращаться на поиски ответов. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества «человек, сделавший, что-нибудь значительное становится в известном случае другим человеком». Вкладывая в себя творческую деятельность, он изменяется, совершенствуется.
Используя на своих уроках метод проектного обучения практически по всем предлагаемым программой темам. Метод проектного обучения помогает преодолеть пассивность учащихся. Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Гравюра» (тема «Графика»); «Лепка» (тема «Скульптура»), «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т. д.
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства.
Принципы организации проектной деятельности
Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.
В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению вглубь явлений, процессов, конструируют новые объекты.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления продукта.
Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у учащихся проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство, как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям.
Дети должны осознать наличие тесной взаимосвязи между материалом и целью, для которой он предназначен. И лишь тогда, когда они полностью поймут природу того или иного материала, им станет понятна его связь с формой. А чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися в работе, тем богаче приобретаемый ими опыт.
Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно - прикладного искусства. Это лепка, бумажная пластика, папье-маше, декоративная роспись, аппликация, полуобъемные и объемные сувениры, изготовление различных декоративных панно и т.д. Например, занятия лепкой и скульптурой, организованные с учащимися, предоставляют в этом смысле хорошую возможность для овладения навыками работы с различным материалом и инструментами, которыми пользуются и во многих других видах трудовой деятельности. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески. Занятия лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.
Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, всевозможные поделки, сделанные своими руками, помогают приобщиться к ремеслам и творческому самовыражению, становятся стимулом для дальнейшего творчества. Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Педагогу, работающего с проектной методикой необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, поэтому нужна такая организация учебной деятельности, которая способна соответствовать его потребностям.
Личный опыт убеждает, что при организации работы по проектной методике необходимо учитывать и психологические моменты, к которым следует отнести:
- «коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успеха;
- возможность проявить себя (чтобы самовыражение ученика стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.
Заключение
Сегодня мы возвращаемся к данной педагогической технологии. То, чем занимались в начале ХХ века отечественные педагоги-исследователи, внедряя проектный метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, используется сейчас на более высоком уровне в качестве инструмента профессиональной деятельности во всех областях жизни и становится социальным явлением.
Современный учитель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И связи с этим стараемся внедрять в свою работу что-то новое, интересное. Исследуя литературу, статьи в педагогических изданиях, заинтересовались опытом использования проектного метода. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для каждой стороны задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Характерной особенностью проектной деятельности является наличие значимой социальной или личной проблемы для ученика, разрешение которой требует интегрированного знания, исследовательского поиска, определённых проективных умений
Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа, 2000.
Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя– М.: Просвещение,2006.-176с.;
Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов. – М.: АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования. – М.: Академия, 2000.
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество
Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. − М.: Народноеобразование,1998.
Творческие проекты учащихся V-IX классов общеобразовательных
школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко.
Приложение 1.
Этапы и содержание работы над проектом.
Этапы работы над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся
Планирование
а)Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установления процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.
Исследование
1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Поэтапно выполняют задачи проекта.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
Выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)
Представление (защита) проекта, оценка его результатов.
Подготовка отчета в о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией его материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся. качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
Приложение 2.
Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «изобразительное искусство».
Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики». Продукт: проект улицы Победы. Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Улица Победы»; создание макета улицы «Победа» с использованием техники бумагопластика. Продолжительность: 2 урока. Продукт: макет улицы «Победа».
Тема проекта: «Современное выставочное искусство». Проектная работа на уроке: сообщения групп по 3 темам. Продолжительность: 25 минут. Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды декоративного искусства»; развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую тему. Продукт: сообщение. Темы сообщений. . 1) Изделия из стекла. 2) Изделия из гобелена. 3) Батик.